Он был настоящим, крепким мужиком, и увлечения у него были мужские, казацкие: оружие и автомобили. Плюс политика, ещё одна весьма распространённая мужская страсть, которая для него была просто работой. Ну, а коллекция живописи сложилась как-то сама собой. Всё перечисленное вместе скоро станет экспозицией нового музея – историко-мемориального комплекса Виктора Степановича Черномырдина.

«В харизме надо родиться»

Сейчас уже и не вспомнить, кому и по какому поводу сказал эту фразу Виктор Степанович. Да это и не важно. Гораздо существеннее то, что он сам, собственной жизнью, как нельзя лучше проиллюстрировал сказанное – родился «в харизме». Ну, или, если хотите, с харизмой (от греч. charisma – подарок, милость, благодать, божественный дар) – свойствами, вызывающими преклонение, безоговорочную веру в возможности данной личности, притягивающими и завораживающими.

Подобные короткие, ёмкие, хотя и не бесспорные фразы были как раз одной из особенностей личности Виктора Степановича. Настолько яркой, что многие из них стали афоризмами и даже получили особое название – «черномырдинки». Будь моя воля, как человек, профессия которого связана с речью и литературным языком, я посвятила бы им целый специальный раздел будущего музея. Потому что изречения эти – тоже своеобразные памятники истории, отражающие суть эпохи.

В конце 1980-х в результате глубоких изменений в российской политике многие государственные деятели в своей речи стали отказываться от официального, сухого, клишированного стиля советских времён, перестали выступать «по бумажке». Это сближало их с народом, вызывало симпатию, доверие, а если совпадало с чаяниями людей, так и просто всенародную любовь.

По высказываниям Виктора Степановича можно изучать характерные особенности последней четверти XX века не менее успешно, чем по монографиям учёных. Их хочется цитировать бесконечно:

«Лучше водки хуже нет!»,

«Мы никуда не вступаем, да нам и нельзя вступать. Как начнём вступать, так обязательно на что-нибудь наступим»,

«Учителя и врачи тоже хотят есть. Практически каждый день!»,

«Мы продолжаем делать то, что мы уже много наделали»,

«Правительство – это не тот орган, где, как говорят, можно только языком» и, конечно, непревзойдённое

«Мы хотели как лучше, а получилось как всегда»

Точнее про ту эпоху сказать невозможно. Впрочем, почему только про ту? Разве вот это не про нас сегодняшних:

«Мы до сих пор пытаемся доить тех, кто и так лежит»,

«Вообще-то успехов немного. Но главное: есть правительство»,

«Надо делать то, что нужно нашим людям, а не то, чем мы здесь занимаемся»,

«Но пенсионную реформу делать будем. Там есть где разгуляться»,

«Я готов пригласить в состав кабинета всех-всех – и белых, и красных, и пёстрых. Лишь бы у них были идеи. Но они на это только показывают язык и ещё кое-что».

А от некоторых его фраз так просто оторопь берёт – настолько они пророческие: «Эти выборы обернулись для нас тяжёлым испытанием. Это никогда больше не должно повториться»

Виктор Степанович Черномырдин родился в 1938 году в селе Чёрный Отрог Чкаловской (ныне Оренбургской) области в семье шофёра. Окончил техническое училище и начал свою трудовую деятельность на Орском нефтеперерабатывающем заводе в качестве слесаря. Отслужив в армии, вернулся на свой завод и работал машинистом, оператором, а затем и начальником технологической установки.

Учился в Куйбышевском политехническом институте, по окончании которого получил диплом инженера-технолога, и во Всесоюзном заочном политехническом институте, выдавшем ему диплом инженера-экономиста. В 1981 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук по теме «Углублённая переработка сероводородного газа с применением новых компонентов».

Партийную деятельность Виктор Степанович начал в 1967 году. Работал в Орском городском комитете КПСС инструктором, заместителем заведующего, заведующим отделом. В 1973–1978 возглавлял Оренбургский газоперерабатывающий завод, затем вернулся в органы КПСС инструктором отдела тяжёлой промышленности ЦК. Был членом ЦК КПСС с 1986 по 1990 годы.

После 40 его карьера стала развиваться стремительно. С 1982 года – заместитель министра газовой промышленности СССР. С 1985 – министр. В 1989 – председатель Правления Государственного газового концерна «Газпром». С мая 1992 года – заместитель председателя Правительства России по топливно-энергетическому комплексу. С декабря 1992 – Председатель Совета Министров – Правительства Российской Федерации. А через год – с 25 декабря 1993 по 1998 год – Председатель Правительства Российской Федерации.

В.С.Черномырдин исполнял даже обязанности Президента РФ. Правда всего один день – с 7.00 5 ноября до 6.00 6 ноября 1996 года, во время операции на сердце Б.Н. Ельцина.

В начале 2000-х более восьми лет (вопреки негласным правилам регулярной ротации дипломатов) был послом России на Украине. А с 11 июня 2009 года и до конца жизни – советником Президента Российской Федерации.

Во время террористического акта в Будённовске в 1995 году, благодаря его переговорам, были спасены жизни нескольких сотен заложников. В 1999 году за миротворческие усилия на Балканах и деятельность в сфере внешней политики В.С.Черномырдин был выдвинут на соискание Нобелевской премии мира.

Таковы основные вехи биографии Виктора Степановича. 3 ноября 2010 он скончался. А 2 ноября 2011 в ознаменование годовщины со дня его смерти в селе Чёрный Отрог состоялась торжественная установка закладного камня в основание нового корпуса Историко-мемориального музея Виктора Степановича Черномырдина.

«Мы выполнили все пункты: от А до Б»

Об этом событии было объявлено ещё накануне – на пресс-конференции, состоявшейся в РИА Новости.

Пресс-конференция в РИА Новости

«Я искренне убежден, что музей нельзя создавать ни в Москве, ни в Киеве, ни в каком другом городе, где жил и работал Виктор Степанович, – отметил губернатор – председатель Правительства Оренбургской области Юрий Берг. – Эти края – место схождения Русской равнины, Уральских гор и Сибири – середина России. Здесь следует искать истоки уникального черномырдинского характера: его стойкости, выносливости, сметливости».

Юрий Александрович Берг, губернатор – председатель Правительства Оренбургской области

Музей будет посвящён не только самому Виктору Степановичу, но и земле, на которой он родился. Окрестности села станут в прямом смысле экспонатом музея. По ним будут водить экскурсантов, рассказывая где и как начиналась трудовая деятельность Виктора Степановича. «В целом это будет истинно Черномырдинский музей, который будет соответствовать духу этого волевого, решительного и одновременно очень открытого и простого человека», – подчеркнул губернатор.

«Привязанность к родным местам видна даже по личному мейлу Виктора Степановича», – подтвердил сын политика Виталий Черномырдин, президент Регионального общественного фонда Черномырдина. И пояснил: электронный адрес «sakmara38» – это сочетание названия реки, на берегу которой стоял родительский дом, и года рождения Виктора Степановича.

Виталий Викторович Черномырдин, президент Регионального общественного фонда Черномырдина, старший сын Виктора Степановича

« Идея создания музея села – казачьей станицы с 200-летней историей – возникла у отца ещё в 2006 году, – рассказал Виталий Викторович. – При его жизни для музея был приобретён участок земли и здание бывшего райкома КПСС. Будучи школьником, Виктор Степанович во время субботников участвовал в строительстве этого здания: вместе с другими ребятами подносил строителям кирпичи. К сожалению, он не успел осуществить свои планы. Поэтому односельчане и друзья предложили создавать не музей села, а историко-мемориальный музей В.С.Черномырдина».

«Виктор Степанович происходил из казачьего рода: его отец, дед и прадед растили хлеб. Самому же Виктору Степановичу жизнь поручила другое: он добывал из недр земли газ и прокладывал по ней трубопроводы, – напомнил собравшимся культуролог Алексей Лебедев. – Черномырдин проделал путь от рабочего до директора завода, затем министра газовой промышленности СССР, потом премьер-министра новой России. Он получил в руки страну на грани экономической катастрофы, где годовая инфляция составляла 840 процентов и правительство стояло перед выбором, что покупать – хлеб или инсулин. Через пять лет он передал своему преемнику государство с восстановленной экономикой, где годовая инфляция составляла 11 процентов. Был послом и переговорщиком во многих конфликтных ситуациях в разных странах мира. А в конце жизни вернулся на свою малую родину».

«Отродясь такого не бывало, и опять то же самое»

Каким же должен быть музей, посвящённый такому выдающемуся и неординарному человеку? Он тоже должен быть весьма выдающимся и особенным, можно даже сказать уникальным, решили его создатели. Об этом подробно рассказали на пресс-конференции генеральный директор Историко-мемориального музея В.С. Черномырдина Андрей Сорокин и заведующий Лабораторией музейного проектирования Российского института культурологии Алексей Лебедев.

Во-первых, для музея специально строится здание. А для России это крайне редкий случай. Как правило, под них у нас перестраиваются или приспосабливаются уже имеющиеся дома. Проект же музея Черномырдина разрабатывается специально. Делает это «Архитектурная студия И&Е», под руководством Игоря Серова.

Во-вторых, новизна заложена уже в названии музея. Историко-мемориальных музеев в России до сих пор не было. Есть либо мемориальные, либо историко-краеведческие. Однако в данном случае чёткого разграничения не получается. Алексей Валентинович пояснил эту мысль примером: «В июне 1995 года В.С.Черномырдин в ходе переговоров с Шамилем Басаевым освободил более 1500 жителей города Будённовска, захваченных террористами в заложники. Это факт его биографии? Или биографий тех полутора тысяч человек, которых он спас? Или это факт новейшей истории России? Ясно, что это и первое, и второе, и третье. И одно неотделимо от другого. Вот почему музей будет историко-мемориальным. Прямых аналогов ему нет».

В-третьих, в Чёрном Отроге возводится не только музей, а целый многопрофильный комплекс. Он будет состоять из Историко-мемориального музея Виктора Степановича Черномырдина и Центра образования имени В.С.Черномырдина.

Музей в свою очередь будет располагаться в двух корпусах: здании бывшего райкома (оно сейчас реставрируется) и нового трёхэтажного экспозиционного корпуса площадью 7200 кв. м. Помимо выставок и постоянной экспозиции, здесь оборудуют фондохранилище, соответствующее самым современным требованиям. Здесь же разместится детский музейный центр, современные конференц-зал и лекционный зал, позволяющий проводить камерные концерты.

Семья В.С. Черномырдина уже передала музею личные вещи Виктора Степановича, из которых будут сформированы четыре раздела экспозиции. Это архив и библиотека. Здесьбудут находиться рабочая переписка и дневники; документы Всероссийского общественно-политического движения «Наш дом – Россия», которое возглавлял В.С. Черномырдин; фото- и видеозаписи. Книжное собрание (более 2000 томов) составит основу научно-фондовой и публичной библиотеки музея.

Следующий раздел – живопись. В.С. Черномырдин не был коллекционером картин в полном смысле слова. Он покупал их спонтанно, когда заглядывал на художественные ярмарки Москвы, Санкт-Петербурга, Киева. Что-то дарили друзья. Что-то писалось на заказ. Среди последних особый интерес представляют портреты членов семьи Черномырдиных и портреты государственных деятелей – главных преобразователей в российской истории: Петра I, Александра II, П.А.Столыпина, А.Н.Косыгина. Среди полотен, переданных в музей, – работы Константина Маковского, Юлия Клевера, Филиппа Малявина, Николая Самокиша.

В.С. Черномырдин был потомственным казаком, являлся полковником Оренбургского казачьего войска и генералом Запорожского казачьего войска. Имел воинское звание полковника запаса. К тому же одним из любимых видов отдыха Виктора Степановича была охота. Разумеется, он обожал оружие, как холодное, так и огнестрельное. В коллекции есть очень интересные образцы. Например:

охотничий самозарядный карабин МЦ-127 с оптическим прицелом – личный подарок Президента России Б.Н. Ельцина на 60-летие Виктора Степановича с дарственной надписью. Прототип карабина (МЦ-125) разрабатывался тульскими оружейниками специально к юбилею Л.И. Брежнева. Позже такие карабины входили в подарочный фонд Совмина СССР и были подарены Л.И. Брежневу, Д.Ф. Устинову, А.Н. Косыгину, Эриху Хонеккеру, Фиделю Кастро, Иосифу Броз Тито, королю Испании Хуану Карлосу I;

двуствольное охотничье ружье (Boss&Co, 1911). Boss&Co – одна из старейших английских фирм по производству охотничьих ружей, основанная в 1812 году. Именно она впервые применила вертикальное расположение стволов. Таким же ружьём пользовался Э. Хэмингуэй и из него, по легенде, застрелился;

уникальный трёхствольный пистолет ТП-82 (два гладких ствола 32-го калибра и один нарезной калибра 5,45). Такие пистолеты входят в состав комплекса СОНАЗ (стрелковое оружие носимого аварийного запаса), которым вооружаются лётчики-космонавты и пилоты на случай аварийной посадки в безлюдной местности. Выпуск этого оружия чрезвычайно ограничен из-за узкоспециального назначения.

Но самой большой страстью Виктора Степановича были автомобили. В музей переданы 22 машины, среди которых культовые модели своего времени и штучные экземпляры, представляющие огромную редкость. Черномырдин реставрировал свои автомобили с научной тщательностью. Все они аутентичные: реставрация выполнена на год выпуска, каждая деталь «родная». И что самое ценное – все они на ходу. Упомяну лишь некоторые:

ГАЗ-АА (1930-е гг.)

ГАЗ-АА (1930-е гг.) – полуторка, которой Виктор Степанович особенно дорожил. На ней в своё время работал его отец Степан Маркович, вернувшись в 1942 году с фронта инвалидом. На ней маленький Витя, едва у него стали доставать ноги до педалей, впервые сел за руль и на зависть сельским мальчишкам гордо въезжал с улицы к себе во двор;

ЗИС-110 (1956 г.)

ЗИС-110 (1956 г.) – легковой автомобиль высшего (представительского) класса, первый советский послевоенный автомобиль. ЗИС-110 был самым быстроходным отечественным авто тех лет. Использовался для обслуживания высших партийных и правительственных чинов; его демократичные модификации применялись в такси и скорой помощи. Всего было собрано 2083 автомобиля ЗИС-110. По некоторым данным, до настоящего времени в России сохранилось не более 20 аутентичных машин данной модели. В коллекции музея есть также редкий экземпляр ЗИС-110Б (1955 г.), использовавшийся при проведении военных парадов;

Mercedes-Benz 540К (1938 г.)

Mercedes-Benz 540К (1938 г.) – опыт компании «Мерседес» по производству 8-цилиндровых двигателей закончился по-настоящему величественными творениями: сериями 500К и 540К. Многие считают их одними из самых красивых образцов автомобильного искусства. С 1934 по 1939 г. всего было выпущено 419 автомобилей модели 540К. Сейчас «мерседесов» данной серии осталось очень мало, каждый из них – предмет вожделения и гордости любого автоколлекционера;

ГАЗ-21 «Волга» (1963 г.)

ГАЗ-21 «Волга» (1963 г.) – автомобиль-легенда, олицетворяет собой целую эпоху в жизни советского государства. Некогда это была поистине народная машина, сейчас ГАЗ-21 «Волга» в оригинальной комплектации – раритет. Этот автомобиль привлекает пристальное внимание и современных автомобилестроителей. В коллекции музея представлен не только ГАЗ-21 «Волга» в классическом исполнении, но и очень красивый автомобиль в кузове «купе» – хот-род ГАЗ-21 (1998 г.), созданный на базе ГАЗ-21 «Волга» и BMW M3. Максимальная скорость, которую способен развить данный автомобиль, – 250 км/ч.

Подводя итог пресс-конференции, её участники подчеркнули, что музей станет системообразующим предприятием в Чёрном Отроге. Он будет выполнять функции визит-центра, работающего с территорией края, будет сотрудничать с образовательными учреждениями и с НПО «Южный Урал» – колхозом, на землях которого расположен.

«Хочется успеть построить музей за два года, к 75-летию отца, которое будет в апреле 2013 года», – отметил в конце своего выступления Виталий Черномырдин.

Фото автора и из архива музея.