Ровно через две недели, 28 октября 2011 года, после шести лет реконструкции, вновь откроется историческая сцена главного театра страны – Государственного академического Большого театра России. Это, без преувеличения, колоссальное событие культурной жизни страны, разумеется, не может – и не должно! – пройти понапрасну, лишь как большой праздник. Его непременно надо использовать для привлечения дополнительного внимания к проблемам культуры вообще и репутации русского балета в частности.

Образы и образины

Ещё недавно – многие помнят – мы в этой области были, по словам Визбора, «впереди планеты всей». Без иронии. Нам действительно было чем гордиться. Сегодня мы тоже впереди. Правда, не столько в области самого балета, сколько в области скандалов вокруг балета.

И вот уже мало кто помнит бессмертные пушкинские строки:

«Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьёт, то разовьёт

И быстрой ножкой ножку бьёт».

Зато миллион просмотров набирают в Интернете новости про оголившуюся в очередной раз Волочкову. То она раздевается на Мальдивском пляже, то в бане для защитников Отечества, то в телеэфире… И теперь, боюсь, именно «это» всплывает в сознании большинства россиян при слове «балет». А вовсе не Лепешинская или Павлова, Уланова или Плисецкая. Про молодых выступающих сегодня балерин и говорить не приходится. Их имена известны разве что театральным критикам да искусствоведам.

Изменить столь несправедливое и удручающее положение, а также вернуть собирательному образу русского балета чистоту и возвышенность, утончённость и изысканность попытались организаторы фотовыставки «Лица Большого театра», которая проходит сейчас под открытым небом на Тверском бульваре столицы.

На снимках – балерины Большого, как уже достигшие вершин мастерства и признания публики, так и только начинающие свой путь восхождения к славе. Светлана Захарова и Светлана Лунькина, Мария Аллаш и Марианна Рыжкина, Елена Андриенко и Екатерина Шипулина, Нина Капцова и Екатерина Крысанова, Анастасия Сташкевич и Дарья Хохлова демонстрируют красоту эмоций, совершенную пластику тела и неожиданные грани характеров.

Эти и другие неповторимые женские образы (см. также на заставке) созданы талантливыми фотографами – Владимиром Глыниным, Владом Локтевым, Ирой Бордо, Андреем Дрыкиным, Александром Павловым и Верой Бирюковой под руководством арт-директора проекта Елены Ивановой-Тагировой.

Официальное открытие выставки было отдельным культурным событием столицы. Оно состоялось в великолепных интерьерах ресторана «Турандот» и вызвало интерес у многих известных людей: президента Всероссийской федерации художественной гимнастики Ирины Винер, писателя Олега Роя, политика Ирины Хакамады, певца Димы Билана.

– Значение Большого театра в культурном пространстве современной России трудно переоценить, – сказала в своём приветственном слове гостям вернисажа главный редактор журнала «Topbeauty», организовавшего экспозицию, Елена Смирнова. – Главной задачей нашей выставки является приобщение россиян и гостей столицы к историко-культурному достоянию Большого театра, который является одним из уникальных символов российской культуры.

Большой театр и лично некоторые из его балерин получили в подарок от организаторов мероприятия ряд замечательных фоторабот. Сама же выставка «Лица Большого театра» продлится на Тверском до 10 ноября. Большой, в свою очередь, тоже обещает после окончания реконструкции представить зрителям серию проектов, которые будет объединять общая тема открытия исторической сцены.

Хорошо забытое старое

Все в нетерпении. Всем интересно, как изменится Большой после реконструкции? Те, кто следят за новостями, многое уже знают. Например, что площадь главного театра страны увеличилась с 40 до 80 тыс. кв. м., и на пяти подземных этажах основного здания разместились сложные технические механизмы сцены, подачи декораций, камерный и концертный залы, огромная нотная библиотека и даже гостиничный комплекс. А Дом Хомякова обзавёлся ещё четырьмя репетиционными залами.

Знают ценители и то, что акустика Большого теперь должна стать даже лучше прежней. Зрительный зал изначально был спроектирован как дека инструмента, и для его отделки использовались материалы, из которых делают музыкальные инструменты. Так вот часть тех панелей, которые применялись в театре ещё в 1856 году, удалось восстановить.

Уже после открытия, в ноябре, для доведения акустики Большого до идеальной на два уикенда будет закрыт участок метро Замоскворецкой линии. Расстояние между станцией «Театральная» и подземным концертным залом театра составляет всего 40 метров. Шум и вибрация от проходящих поездов передаётся железобетонным конструкциям театра. Так вот чтобы оградить его от этих помех, будет создана дополнительная акустическая защита. Почему это не было сделано сразу – отдельный и малоприятный разговор.

Но зато в историческом здании удалось сохранить подлинные деревянные несущие конструкции уклона пола главного зала, балконов, лож. Из-за этого пришлось усилить меры безопасности – были установлены современные автоматические системы пожаротушения, оповещения, видеонаблюдения и сигнализации, добавочные перегородки из негорючих материалов с высоким пределом огнестойкости, а также противопожарный занавес.

Важно, что театр отныне будет удобнее посещать и зрителям с ограниченными возможностями. Для людей с поражением опорно-двигательного аппарата предусмотрены пандусы, лифты, эскалаторы и наклонные подъёмники, оборудованы двадцать шесть мест в первом ряду амфитеатра, а на последнем ряду, убрав десять съёмных кресел, можно будет расположить шесть инвалидов-колясочников. Для посетителей с дефектами зрения предназначены двадцать мест в двух первых рядах партера, а типография театра предоставит им программки с использованием шрифта Брайля. А для тех, кто имеет дефекты слуха, оборудованы двадцать восемь мест во втором ряду амфитеатра, где в спинках кресел переднего ряда встроены информационные «бегущие строки». В театре также будет действовать беспроводная система индивидуального звукоусиления.

Реконструкция Большого, с точки зрения применённых технологий, стала одним из самых сложных столичных объектов. Достаточно вспомнить снятие исторического здания с временного фундамента и установку его на новую постоянную основу. Точная сумма, в которую обошлась реконструкция, пока не называется, но ходят слухи, что это никак не менее 20 млрд рублей.

Уже на месте «золотые» атланты, роскошная хрустальная люстра, бесподобная императорская ложа. На месте знаменитый занавес Большого – абсолютная копия первого занавеса театра «Въезд Минина и Пожарского в Москву», изготовленного в 1856 году профессором живописи императорской Академии художеств Козроэ-Дузе. Художник опирался на традиции итальянских мастеров, и его работа стала не просто занавесом, а настоящей картиной, отделанной во всех подробностях, с настоящей любовью к искусству. Талант Козроэ-Дузе лично отметил присутствовавший на открытии Большого театра император Александр II. Нынешний занавес воссоздан по гравюре 1859 года, а также по чёрно-белой фотографии из архива музея Большого.

Всем хочется поскорее увидеть всё это великолепие своими глазами. Осталось немного. 28 октября, по поводу окончания реконструкции и открытия исторической сцены театра, состоится грандиозный гала-концерт, в программе которого – все основные «визитные карточки» Большого: произведения русской классической музыки – половецкие пляски, ария из «Пиковой дамы», сцена из «Лебединого озера» в исполнении оркестра ГАБТа, отрывки из балета «Спартак» в постановке 1968 года, оперы «Князь Игорь» 1953 года, оперы «Иван Сусанин» 1945 года, балета «Пламя Парижа» 2008 года.

Однако побывать на этом представлении сможет далеко не всякий желающий. Даже генеральный директор Большого Анатолий Иксанов не уверен, окажутся ли в списке гостей имена тех, кого он сам хотел бы пригласить лично. К примеру, бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова. Дело в том, что билеты на этот концерт продаваться не будут, а составлением списка приглашённых занимается протокольная служба администрации президента.

А как же те, кто все эти годы трудился не покладая рук для того, чтобы открытие Большого состоялось вовремя? Те, кто имеет этому празднику самое непосредственное отношение и – соответственно – право быть в числе первых приглашённых? Реставраторы, архитекторы, строители, штукатуры, мастера-позолотчики, прорабы, инженеры, руководители среднего и низшего звена…

А для них 2 октября организовали, если так можно выразиться, спец-прогон. Совместили, так сказать, полезное с приятным: генеральную репетицию с возвратом нравственного долга, очисткой совести. Так и просится наружу из глубин памяти нетленное ленинское: «Узок круг этих революционеров, страшно далеки они от народа». А чем дальше, тем всё уже и всё страшнее… Ну вот почему так происходит? Причём с любым достойным делом, любой хорошей идеей. Как только они доходят до рук политиков и чиновников, так просто хоть святых выноси.

Репродукции автора.