Вероятно, уже мало кто помнит сейчас о том, что 2010 год был провозглашен в России Годом первопечатника Ивана Федорова. Почему? Да потому что не запомнилось ни одно мало-мальски значимое мероприятие, не произошло хоть каких-то заметных подвижек в исследовании сложной судьбы талантливого просветителя, писателя, художника, инженера, гравера, типографского наборщика, обогатившего мировую культуру изданием первых на славянских землях книг «Апостол», «Букварь», «Учительское Евангелие», «Псалтырь», «Часослов» и других уникальных произведений.

То же самое характерно и для Украины, где Годом Федорова (по-здешнему – Федоровича, но об этом чуть позже) объявлен нынешний год. И смех, и грех: 500-летие со дня рождения великого земляка у соседей не совпало. Разумеется, без политических амбиций тут не обошлось. К тому же наша общая беда в том, что историки за целых пять веков так и не определились с конкретной датой, расплывчато называя период с 1510 и аж до …1530 годов! А главное – мощи первопечатника с 1975 года лежат в сейфе одного из львовских музеев. Скрупулезно исследовать их и наконец-то предать земле по христианским традициям, получается, некому…

Мне уже не раз доводится рассказывать о подвижничестве Ивана Федорова, его неустанных трудах по книгопечатанию в Москве, на Украине, в Белоруссии, о неразрешенных проблемах по перезахоронению первопечатника. Казалось, что все небезразличные люди, кому дорого наше славное прошлое, окажут посильную помощь в идентификации его останков. Увы, чиновники от культуры и должностные лица различных администраций, ведомств обеих стран по-прежнему отмалчиваются. А ведь дела Федорова имеют всемирное значение, они дали мощный импульс просвещению и образованию на огромных территориях. Стоит напомнить хотя бы о некоторых подтвержденных документами вехах его жизненного пути.

19 апреля 1563 года царь Иван Грозный посетил Гостунскую церковь в Кремле и приветствовал открывших в ней типографию Ивана Федорова и его помощника Петра Мстиславца. В тот же день они начали набор страниц «Апостола». 1 марта 1564 года первая печатная российская книга увидела свет. Знакомившихся с ней современников поражало богатство фантазии мастеровитых печатников. Начальные буквы всех глав были выполнены в виде больших красочных инициалов. Шедеврами украшений являлись нарядная вязь, 48 заставок-рисунков, отпечатанных с гравировальных досок.

В сентябре-октябре 1565 года Федоров с учениками выпустил два издания «Часослова», который был уже не чисто богослужебной книгой, но и учебником для тех, кто стремился к грамоте.

После смерти митрополита Макария, опекавшего Федорова, другие церковные иерархи отказали первопечатнику в помощи, не одобряя его книжное дело. Пришлось ему вместе с Петром Мстиславцем покинуть Москву и отправиться в Литву к покровительствовавшему православной вере гетману Григорию Ходкевичу. Так в Заблудове, на территории нынешней Белоруссии, появились первые книги «Учительское Евангелие», «Псалтырь», «Часослов».

Последовавшее в 1569 году объединение Литвы с католической Польшей принесло первопечатникам неприятности – православные издания стали ненужными. Поэтому дальнейший путь Федорова пролег во Львов. Но и здесь он долго не мог получить поддержки. В обширном «Послесловии» к львовскому изданию «Апостола» Федоров позже написал: «Я обращался ко многим богатым и известным особам. Кланялся, вставал перед ними на колени, падал лицом до земли. Просил и священников обратиться к верующим, чтобы пожертвовали на оборудование типографии. Но ничего не вымолил, не выхлопотал и плакал горькими слезами. А ведь не корысти ради мои просьбы. Не о прибыли я пекусь. Готов терпеть любые беды, лишь бы ширить слово Божье, просвещать людей. Выручили меня низшее духовенство и серое мещанство, пожертвовав последние гроши».

Иван Федоров, не полагаясь на малограмотных подмастерьев, выполнял основную часть работ по набору и художественному оформлению издания, поэтому дело продвигалось медленно. Книга вышла лишь через год. Поражают геральдическая композиция с гербом Львова и печатным знаком мастера, 51 неповторимая заставка, 47 концовок, 23 буквицы, грациозные шрифты, черно-красные цвета страниц. Тираж этого издания «Апостола» был для 1574 года необычайно велик – 3000 экземпляров. До наших дней сохранилось около 100 книг, ставших первыми в истории украинской печати. Затем первопечатник повторил свой подвиг в Остроге, который тогда называли «украинскими Афинами». В созданной здесь князем Константином Острожским типографии Федоров сначала напечатал первые две части Библии – «Новый завет» и «Псалтырь», после чего и всю Библию – том в 1256 страниц! Следом увидел свет еще более богатый в полиграфическом исполнении «Апостол». Шесть различных шрифтов, печать в две краски, оригинальные заставки и буквицы – доказательства профессионализма мастера.

Вернувшись во Львов в начале 1582 года, Иван Федоров намеревался расширить издательское дело, выпустить новые книги. Но средств, как и прежде, не хватало. Из-за долгов на имущество первопечатника был наложен арест. Окончательно подкосила его болезнь. 5 декабря 1583 года он умер и был погребен возле Онуфриевской православной церкви, в служебных помещениях которой располагалась типография.

К сожалению, о заслугах «московитянина» на западе Украины теперь если и вспоминают, то обязательно «тянут одеяло на себя». Местные историки отметают прежние исследования ученых и упорно навязывают свою трактовку давних событий, доказывая украинское, а не московское происхождение Ивана Федоровича, которому, мол, россияне дали фамилию на свой лад. Называются различные населенные пункты западного региона, где будто бы родился этот самобытный и талантливый человек, и Краковский университет, в котором, по мнению доморощенных биографов, он учился. Документальных подтверждений этих версий, конечно же, нет.

Однако и на недавнем заседании Федоровского юбилейного оргкомитета, в составе которого представители Львовской облгосадминистрации и депутаты разных уровней, вновь разгорелись страсти из-за национального вопроса с учетом «галицкой специфики». Долго спорили и о том, какой новый текст нанести на табличку у памятника «нашему Федоровичу». До принятия решения по более важным проблемам так и не дошли.

Между тем их уйма. Самая главная – первопечатник до сих пор не получил вечного упокоения. В связи с перепланировкой и перестройкой церковной территории его останки несколько раз переносились. В конце концов вместе с другими средневековыми мощами они оказались в деревянных коробках, хранящихся в …сейфе Львовского музея искусства древней украинской книги. Произошло это в теперь уже далеком 1975 году.

– С той поры был проведен ряд экспертиз, однако они мало что прояснили,– рассказывает заведующая музеем Лариса Спасская.– Ситуация кардинально улучшилась, когда за дело взялись старший научный сотрудник НИИ и музея антропологии Московского государственного университета Денис Пежемский и научный сотрудник института археологии Академии наук Украины Александра Козак. По их мнению, кости принадлежат пожилому мужчине, молодому человеку (вполне возможно, что сыну Федорова – переплетчику Ивану Друкаревичу) и женщине (невестке первопечатника). Однако для окончательных и точных выводов необходимы радиоуглеродный метод установления возраста по образцам костей, химический анализ останков…

Действительно, Пежемский и Козак проделали большую и кропотливую работу. Правда, энтузиастам пришлось трудиться за свой счет и в свободное от выполнения основных обязанностей время. Хорошо хоть, что Генконсульство России во Львове однажды оплатило поездку Пежемского на запад Украины. Государственные структуры не выделяют нужных специалистов, не оказывают никакой финансовой помощи. Да и нет у них новейшего оборудования, позволяющего установить истину. Надо обращаться в зарубежные научные центры, но средств нет. Была надежда на институт геохимии в Киеве, но когда в нем узнали, что предстоит исследовать останки людей, умерших пятьсот лет назад, то развели руками: мол, мы не в состоянии, вот если бы вы привезли образцы двадцатого века, то попробовали бы…

На днях я позвонил Пежемскому в Москву. Скоро он будет защищать диссертацию, после чего обязательно продолжит тему Федорова:

– Это дело моей чести. Уверен, что добьемся желаемого результата. Нужны перекрестные усилия ученых нескольких направлений. План действий составлен. В Германии и Голландии имеются аппараты, позволяющие установить, к какому периоду относятся те или иные типографские краски, свинец, золото, применявшиеся при печати. Их микроскопические частицы сохраняются в останках. Затраты будут не столь велики. Спонсоры поначалу было нашлись, однако быстро охладели. Им, видите ли, наши поиски неинтересны, неприбыльны.

У Ларисы Спасской такое же мнение:

– Проблема вполне разрешаема, если у властей появится желание взяться за нее. Мы готовились к международному «Федоровскому семинару», который должен был пройти во Львове в конце мая, верили, что гости из-за рубежа тоже проникнутся нашими заботами, окажут содействие, но это чрезвычайно полезное во всех отношениях мероприятие зачем-то перенесено на октябрь. Больше ничего не проводится, хотя год-то юбилейный…

Невольно вспоминается, что на обращения общественности довести исследования до конца в свое время положительно откликнулись Кабинет министров Украины, Львовская обладминистрация, Министерство иностранных дел России и другие государственные организации. А с каким оптимизмом заявлял во Львове заместитель руководителя департамента международных связей правительства Москвы Станислав Долгошлюбов: «Мы не будем равнодушными к явной несправедливости и добьемся достойного захоронения нашего великого предка!». Слова, слова… В общем, заболтали обещалкины святое дело. Неужто для его выполнения потребуются специальные указы президентов Украины и России?