Чем дальше в историю уходит то или иное событие, тем понятнее оно становится, тем легче определить его значение для истории. Ленд-лиз долгие советские послевоенные годы был темой если не запретной, то щекотливой. Трудовой подвиг советского народа, благодаря которому Красная Армия получила все то, что нужно было для победы, не подлежит сомнению. Но этот подвиг, по мнению пропагандистов КПСС, несколько мерк в свете колоссальной материальной капиталистической помощи из-за моря-океана. Поэтому о ней старались меньше говорить.

В марте 2011 года исполнилось 70 лет со дня принятия Конгрессом США «Закона по обеспечению защиты Соединенных Штатов» (закон о ленд-лизе). Концепция этого закона давала президенту Соединенных Штатов возможность помогать любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для его страны.

Закон предусматривал, что:

- поставленные материалы (машины, различная военная техника,оружие, сырье, другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате (статья 5);

- переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных Соединенными Штатами долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов).

Положения ленд-лиза предусматривали, что после войны в случае заинтересованности американской стороны неразрушенные и неутраченные техника и оборудование должны быть возвращены в США.

Первая помощь была оказана Великобритании (около 30 млрд. долларов), которая в 1940 году уже находилась в критическом положении и не могла рассчитываться за вооружение. Затем последовали другие страны: Греция, Югославия, Китай, Бельгия, Норвегия, Польша, Нидерланды.

Всего по ленд-лизу было поставлено материалов и имущества примерно на $50,1 млрд. долларов (примерно $610 млрд. в ценах 2008 года), из которых на $31,4 млрд. было поставлено материалов и имущества в Великобританию, на $11,3 млрд. – в СССР, $3,2 млрд. – во Францию и $1,6 млрд.– в Китай.

Распределены они были следующим образом:

Страна-получатель

Объем помощи в ценах 1941—1945гг., млрд. $

Объем помощи в ценах 2008г., млрд. $

Великобритания

31,4

~380

СССР

11,3

~140

Франция

3,2

~40

Китай

1,6

~20

К началу Второй мировой войны Советский Союз находился в политической изоляции (союз с Германией, оккупация Польши и стран Балтики, протокол Молотова - Риббентропа), поэтому было чрезвычайно важно, что уже в первые дни войны Великобритания и США заявили о своем желании оказать России и русскому народу всю возможную помощь.

Следует вспомнить о том, что в начале войны Красная Армия понесла тяжелые потери - сожжены и уничтожены 6 тыс. самолетов, 10 тыс. танков, 64 тыс. автомобилей; 2,8 млн. солдат и офицеров погибли или попали в плен; разрушены сотни предприятий и колхозов, где производилась одна треть валового продукта.

В этих условиях любая помощь была крайне необходима. И такая помощь стала поступать.

30 июля 1942г. Английская эскадра (два авианосца и семь кораблей ВМС) атаковала Петсамо и Киркенес, чтобы оказать помощь обороняющемуся Мурманску.

31 июля. В Архангельск прибыл английский минный заградитель «Адвенчур» и доставил 200 секретных мин, 1000 глубинных бомб и др.

1 августа. Из США в Россию было направлено 200 истребителей Р-4.

4 августа. Из Великобритании в Мурманск прибыли две подводные лодки, которые начали активные действия и потопили 10 транспортов противника.

31 августа. В Архангельск прибыл пробный конвой «Дервиш» (семь транспортов, 11 кораблей охранения), и с этого момента начались поставки грузов на условиях ленд-лиза.

После соответствующих переговоров 1 октября 1941г. был подписан первый московский протокол, предусматривающий ежемесячную поставку: 400 самолетов, 500 танков, 152 зенитных и 756 противотанковых орудий, 200 ПТР, 2000т алюминия, 1000т брони, 7000т свинца, 1500т олова, 1250т толуола и др. Всего за годы войны было поставлено грузов по ленд-лизу 17,5 млн.т, в том числе через порты Дальнего Востока - 8 млн.т, через северные порты - 4 млн.т, через Иран - 4,1 млн.т на общую сумму 11 млрд. долларов.

Союзные поставки очень неравномерно распределялись по годам войны. В 1941—1942гг. обусловленные обязательства постоянно не выполнялись, положение нормализовалось начиная лишь со второй половины 1943 года. Из обещанных Англией 800 самолетов и 1000 танков, которые СССР должен был получить в октябре-декабре 1941г., поступило 669 самолетов и 487 танков. США с октября 1941г. по 30 июня 1942г. направили в СССР 545 самолетов, 783 танка, т.е. в 3 с лишним раза меньше обещанных, а также 16 502 грузовые автомашины, что в 5 с лишним раз меньше, чем было запланировано.

Основные маршруты и объем транспортированных грузов:

Маршруты поставки

Тоннаж, тыс.т

% от общего

Тихоокеанский

8244

47,1

Трансиранский

4160

23,8

Арктические конвои

3964

22,6

Черное море

681

3,9

Советская Арктика

452

2,6

Всего

17 501

100,0

Три маршрута – Тихоокеанский, Трансиранский и арктические конвои – обеспечили в сумме 93,5% общих поставок. Ни один из этих маршрутов не являлся полностью безопасным.

Самым быстрым (и самым опасным) маршрутом были арктические конвои. В июле-декабре 1941 года 40% всех поставок шло именно этим маршрутом, и около 15% отправленных грузов из-за деятельности люфтваффе и кригсмарине оказывалось на дне океана. Морская часть пути от восточного побережья США до Мурманска занимала около 2 недель.

Груз с северными конвоями шел также через Архангельск и Молотовск (ныне Северодвинск), откуда по спешно достроенной ветке железной дороги грузы шли на фронт. Моста через Северную Двину еще не существовало, и для переброски техники зимой намораживали метровый слой льда из речной воды, так как естественная толщина льда (65 см зимой 1941 года) не выдерживала рельсы с вагонами. Далее груз направлялся по железной дороге на юг, в центральную, тыловую часть СССР.

Тихоокеанский маршрут, обеспечивший около половины поставок по ленд-лизу, был относительно (хотя далеко не полностью) безопасным. С началом в декабре 1941г. войны на Тихом океане перевозки здесь могли обеспечиваться лишь советскими моряками, а торгово-транспортные суда ходили только под советским флагом. Все незамерзающие проливы контролировались Японией, и советские суда подвергались принудительному досмотру, а иногда их топили. Морская часть пути от западного побережья США до дальневосточных портов СССР занимала 18-20 суток.

Первые поставки в СССР по Трансиранскому маршруту начались в ноябре 1941 года, когда было отправлено 2 972 тонн грузов. Чтобы увеличить объемы поставок, требовалось провести масштабную модернизацию транспортной системы Ирана, в частности портов в Персидском заливе и трансиранской железной дороги. С этой целью союзники (СССР и Великобритания) в августе 1941-го оккупировали Иран. С мая 1942 года поставки составляли в среднем 80-90 тысяч тонн в месяц, а во второй половине 1943 года – до 200 000 тонн в месяц. Далее доставка грузов осуществлялась судами Каспийской военной флотилии, до конца 1942 года подвергавшимися активным атакам немецкой авиации. Морская часть пути от восточного побережья США до берегов Ирана занимала около 75 дней.

Специально для нужд ленд-лиза в Иране было построено несколько автомобильных заводов, которые находились под управлением General Motors. Самые крупные назывались TAP I (Truck Assembly Plant I) в Андимешке и TAP II в Хорремшехре. Всего за годы войны с иранских предприятий в СССР было отправлено 184 112 автомобилей. Автомобили перегонялись по следующим маршрутам: Тегеран – Ашхабад, Тегеран – Астара – Баку, Джульфа – Орджоникидзе.

Следует отметить, что в годы войны существовало еще два воздушных маршрута ленд-лиза. По одному из них самолеты «своим ходом» летали в СССР из США через Южную Атлантику, Африку и Персидский залив, по другому – через Аляску,Чукотку и Сибирь. По второму маршруту, известному под названием «Алсиб» («Аляска – Сибирь»), было переброшено 7925 самолетов.

Номенклатура поставок по ленд-лизу определялась советским правительством и была призвана заткнуть «узкие места» в снабжении нашей промышленности и армии.

Летательные аппараты

22 150 шт.

Танки

12 700 шт.

Легковые джипы и вездеходы

51 503 шт.

Грузовые машины

375 883 шт.

Мотоциклы

35 170 шт.

Тракторы

8071 шт.

Винтовки

8218 шт.

Автоматическое оружие

131 633 шт.

Пистолеты

12 997 шт.

Взрывчатые вещества

345 735 т

Динамит

31 933 т

Порох

127 000 т

Тротил

123 150 т

Толуол

107 683 т

Детонаторы

903 000 шт.

Оборудование зданий

10 910 000 шт.

Товарные вагоны

11 155 шт.

Локомотивы

1981 шт.

Грузовые суда

90 шт.

Противолодочные корабли

105 шт.

Торпеды

197 шт.

Радиолокаторы

445 шт.

Двигатели для кораблей

7784 шт.

Запасы продовольствия

4478 000 т



Цветные металлы

802 000 т

Нефтепродукты

2 670 000 т

Химикалии

842 000 т

Хлопок

106 893 000 т

Кожа

49 860 т

Шины

3 786 000 шт.

Армейские ботинки

15 417 000 пар

Одеяла

1 541 590 шт.

Спирт

331 066 л

Пуговицы

257 723 498 шт.

К сожалению, значение оказанной помощи по ленд-лизу в течение всей войны и в послевоенный период всячески замалчивалось. Подчеркивалось, что в общем объеме валового продукта за годы войны поставки по ленд-лизу составили не более 8-10%, а стоимость их окупилась пролитой кровью советских солдат. Однако следует помнить о том, что ввезенные оружие, боеприпасы, продовольствие, военное имущество сыграли весьма важную роль в создании коренного перелома в Великой Отечественной войне. В решающей битве под Москвой поставки танков и самолетов позволили компенсировать все потери танков и более чем вдвое – потери самолетов.

Наиболее важными, по оценке Сталина, были поставки самолетов. К апрелю 1943г. из 5500 машин в действующей армии 25% составляли самолеты, поставленные по ленд-лизу. Наряду с самолетами СССР получил сотни тонн авиационных запчастей, боеприпасов, горючего, аэродромного оборудования и аппаратуры.

Особое значение в номенклатуре поставок имели радиооборудование и средства связи. По оценке специалистов, СССР отставал в этой области от союзников на 10 лет. Новейшие радиостанции, локаторы, телефоны, зарядные устройства, радиомаяки поступали в большом количестве.

Поставка радиостанций в 1942 - 1943гг. позволила оснастить ими 150 дивизий, а полевыми телефонами – 329 дивизий. Благодаря поставкам 400-ваттных радиостанций были полностью обеспечены надежной связью советские штабы фронтов, армий и аэродромов. Отечественная промышленность начала поставки с конца 1943г. Американские радиостанции В-100 позволили установить в Красной Армии связь «дивизия – полк».

Что касается телефонных аппаратов, то их некомплект в армии в 1941–1943гг. благодаря поставкам по ленд-лизу был сокращен с 80 до 20%, а к концу войны полностью ликвидирован.

Благодаря поставкам 200 станций высокочастотного телефонирования, производство которых в СССР отсутствовало, удалось установить к 1944г. надежную связь между Москвой и наиболее крупными советскими городами: Ленинградом, Харьковом, Киевом, Куйбышевом и др.

Трудно переоценить поставки английских и американских локаторов. Без них ведение военных действий превращалось в пальбу вслепую (СССР в это время приступил к разработке опытных образцов). Поставка в 1942–1943гг. 445 локаторов позволила оснастить суда и создать новую радиолокационную отрасль в СССР.

Кроме того, СССР получил образцы новейших танков, истребителей (Р-39) и бомбардировочной авиации (Б-24, Б-25), радаров, сверхточных прицелов, реактивных двигателей.

Сотрудники Наркомвнешторга вывезли из США и Великобритании 258 военно-технических фильмов, 636 технических отчетов, 2500 учебников, руководств, каталогов и прочих полезных изданий.

Большое значение имели продовольственные поставки (4536 тыс.т), особенно для осажденного Ленинграда и Архангельска, через который шел основной поток продовольствия. Десять тысяч тонн канадской пшеницы спасли многих граждан. По подсчетам специалистов, поставка высококалорийных продуктов позволила бы обеспечить армию в 10 млн. чел. в течение всей войны. Конечно, этим продовольствием пользовалась не только армия. В 1943 – 1944гг. Красная Армия освободила огромные территории, на которых проживали миллионы советских граждан. Их необходимо было накормить, так как хозяйства этих земель были разорены нацистами. Положение осложняла засуха в районах Сибири, Поволжья, Северного Кавказа. В стране разразился острый продовольственный кризис, поэтому поставки продовольствия в этот период составили свыше 25% общего тоннажа.Одним из наиболее важных разделов по ленд-лизу было транспортное обеспечение. Всего было передано СССР 182 транспортных судна, что позволило вместе с флотом ММФ обеспечить около 50% перевозок, остальной флот был зафрахтован в Великобритании, Норвегии и других странах.

Как известно, Северный флот был малочисленным и не имел опыта морских операций, поэтому большое значение имела поставка военных кораблей различных классов.

Советскому Военно-Морскому Флоту было поставлено более 500 боевых кораблей и катеров. В их числе 28 фрегатов, 89 тральщиков, 78 больших охотников за подводными лодками, 60 сторожевых катеров, 166 торпедных катеров, а также 43 десантных судна. В результате, несмотря на большие потери, Северный флот смог обеспечить охрану конвоев в своем секторе, а к концу войны увеличился вдвое.

Не менее важным вопросом в организации перевозок было обеспечение охраны караванов судов, следовавших из США через Великобританию и Исландию в Архангельск и Мурманск. Суда формировались в конвои по 10-50 транспортов. Охрану обеспечивали военно-морские силы США и Великобритании, а от 20-го меридиана - Северный флот.

Всего за годы войны в северные порты был направлен 41 конвой (811 транспортов), а в обратном направлении – 35 конвоев (715 транспортов). Суда союзников совершили около 1550 рейсов, в том числе Великобритания - 554, США - 868, Дания - 14, Панама - 74, Бельгия - 2, Норвегия - 29, Гондурас - 4, Польша - 4. При этом погибли 93 транспорта, 17 боевых кораблей, около 5000 человек.

В перевозках по северному маршруту, включая арктические и прибрежные конвои, участвовало 80 советских судов, из них 38 было потоплено.

На 15 июня 1941 года в Красной Армии имелось 272 600 автомобилей всех типов, что составляло 36% от численности штата военного времени («Великая Отечественная война. 1941-1945». Кн.1. М., 1998, стр. 85). По официальным советским данным («Гриф секретности снят: потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. Статистическое исследование». М., 1993, стр. 363), в результате катастрофических поражений лета и осени 1941 года Красная Армия безвозвратно потеряла 159 тысяч автомобилей (58,3% от первоначального состава). Эти потери удалось в основном восполнить за счет мобилизации грузовых автомобилей из гражданского сектора экономики и в меньшей степени за счет построенных во второй половине года (в армию поступило 204 900 машин), автомобильная же промышленность страны дала в течение всего 1941 года 124 200 машин («Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Статистический сборник». М., 1990).

В 1942 году обе эти возможности восполнения военных потерь значительно сократились, но появился и вскоре стал основным новый источник автомобильной техники для воюющей армии - западные поставки по ленд-лизу. В 1942 году Красная Армия потеряла 66 200 автомобилей, а получила 152 900, произвела же отечественная промышленность всего лишь 35 000 новых машин, а 79 000 СССР получил по ленд-лизу («Великая Отечественная война. 1941-1945». Кн.1. М., 1998, стр. 85). В 1943 – 1945гг. в армию было направлено 387 300 автомобилей, а по ленд-лизу было получено 398 785. Подавляющее большинство импортных автомашин было отправлено непосредственно на фронт. 110 тысяч «Студебеккеров», «Фордов», «Интернационалов», «Остинов», 30 тысяч мотоциклов обслуживали только советские бронетанковые части (М.Супрун «Ленд-лиз и северные конвои. 1941-1945гг.». М., 1997, стр. 322).

Существуют различные мнения о значении ленд-лиза. В послании Сталина Трумэну от 11 июня 1945г. было отмечено: «Соглашение, на основе которого США на протяжении всей войны в Европе поставляли в СССР в порядке ленд-лиза стратегические материалы и продовольствие, сыграло важную роль и в значительной степени содействовало успешному завершению войны против общего врага – гитлеровской Германии».

Личный переводчик Сталина В.М.Бережков в своих мемуарах приводит истинную оценку значения для СССР ленд-лиза, которую после войны дал министр торговли СССР А.И.Микоян: «Теперь легко говорить, что ленд-лиз ничего не значил... Но осенью 1941 года мы все потеряли, и, если бы не ленд-лиз, не оружие, продовольствие, теплые вещи для армии и другое снабжение, еще вопрос, как обернулось бы дело».

Были еще поставки из Великобритании, полученные даже раньше, чем американские, благодаря советскому послу И.М.Майскому. Видя растерянность советского руководства в начале войны и не получая от него указаний, Майский на свой страх и риск поставил перед правительством Великобритании вопрос о срочной помощи, заявив премьер-министру У.Черчиллю: «Или вы нам немедленно поможете, или наци вас сомнут вместе с нами». Уже в июле 1941г. в СССР без оформления договора были поставлены первые 200 танков, а в августе-сентябре вручена заявка Сталина на поставку 500 танков, 400 самолетов, 30 тыс. тонн алюминия. СССР старался аккуратно расплачиваться за помощь. Уже в начале 1942г. в Англию были отправлены первые 5 тонн золота, однако судно было торпедировано и затонуло; ценный груз подняли в 1990-е годы. В больших объемах расплачивались пушниной – «мягким золотом», рудой и другим ценным сырьем.

Объем американских поставок по ленд-лизу составил около 11 млрд. долларов США. Согласно закону о ленд-лизе оплате подлежала только уцелевшая в ходе войны техника, для согласования итоговой суммы сразу после окончания войны начались советско-американские переговоры.

На переговорах 1948г.. советские представители согласились выплатить лишь незначительную сумму и встретили прогнозируемый отказ американской стороны. Переговоры 1949г.. тоже ни к чему не привели. В 1951г. американцы дважды снижали сумму платежа, которая стала равняться $800 млн. долларов, однако советская сторона соглашалась уплатить только $300 млн. По мнению советского правительства, расчет должен был вестись не в соответствии с реальной задолженностью, а на основе прецедента. Этим прецедентом должны были стать пропорции при определении долга между США и Великобританией, которые были закреплены еще в марте 1946г.

Соглашение с СССР о порядке погашения долгов по ленд-лизу было заключено лишь в 1972 году. По этому соглашению СССР обязался до 2001г. заплатить $722 млн. долларов, включая проценты. К июлю 1973г. были осуществлены три платежа на общую сумму $48 млн. долларов, после чего выплаты были прекращены в связи с вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР (поправка Джексона-Вэника). В июне 1990г.. в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Были установлены новый срок окончательного погашения задолженности – 2030г. и сумма – $674 млн.

После распада СССР долг за помощь был переоформлен на Россию. По состоянию на 2003 год Россия должна примерно 100 млн. американских долларов.

Таким образом, из общего объема американских поставок по ленд-лизу в $11 млрд. долларов СССР, а затем Россией было признано, а затем частично оплачено 722 млн., или около 7%.

Следует, однако, отметить, что с учетом инфляционного обесценивания доллара эта цифра будет существенно (в разы) меньше. Так, к 1972 году, когда США было выплачено $48 млн. долларов, доллар с 1945 года успел обесцениться в 2,3 раза. Договоренность о выплате оставшихся $674 млн. была достигнута в июне 1990 года, когда покупательная способность доллара была уже в 7,7 раза ниже, чем на конец 1945 года. Итого общий объем советских (российских) выплат в ценах 1945 года составил не более 108,4 млн. долларов США, то есть менее 1% от суммарной стоимости поставок по ленд-лизу.