Великолепная пятёрка 
«Почему ничего не дали потрясающей «Брестской крепости»?!» и «Как хорошо, что этим отвратительным «Овсянкам» ничего не дали!» – вот две самые частые реакции зрителей на сообщения о вручении наград Национальной киноакадемии «Золотой орёл» за 2010 год, состоявшемся 21 января в легендарном первом павильоне «Мосфильма». Прежде всего, необходимо внести исправления: фильм «Брестская крепость» (режиссёр Александр Котт) награды всё же получил, даже целых две – приз в номинации «Лучший монтаж» был вручён Марии Сергеенковой, а Филипп Ламшин был отмечен как «Лучший звукорежиссёр». Так что «ничего» в отношении «Брестской крепости» – это не совсем точно, но если вспомнить, что он мог стать «Лучшим игровым фильмом», то разочарование зрителей становится понятнее.

«Ничего» в отношении «Овсянок» режиссёра Алексея Федорченко тоже не вполне соответствует действительности. Уже то, что этот фильм выдвигался на призы в семи номинациях, ставит его в один ряд с двумя главными кандидатами, в том числе победителем. Однако награду получил один лишь Виктор Сухоруков за «Лучшую мужскую роль второго плана». Фильм, который называют «триумфатором Венецианского кинофестиваля» (хотя его награды – за операторскую работу и два спецприза жюри – нельзя назвать сильно престижными), вызывает у зрителей любопытство. Но ни разу (в отличие от «Брестской крепости») мне не приходилось слышать, чтобы посмотревший рекомендовал это кино кому-то ещё. Напротив, интересующихся активно отговаривали, объясняя, что ничего кроме чувства омерзения фильм не вызывает.

Третьим в списке претендентов на главный приз значился фильм режиссёра Андрея Кавуна «Кандагар», номинировавшийся ещё по трём «мужским» позициям. Но ни Александр Балуев, ни Андрей Панин, ни Владимир Машков наград за этот фильм не получили. Жаль, поскольку ансамбль они составили весьма красочный, полифоничный, экспрессивный и характерный.

Образ фильма "Кандагар"

Основная борьба развернулась, как уже упоминалось выше, между двумя главными соперниками – фильмами «Как я провёл этим летом» режиссёра Алексея Попогребского и «Край» Алексея Учителя. Оба выдвигались по семи главным номинациям. «Край» собрал больше всего призов: «Лучшая режиссёрская работа» – Алексей Учитель, «Лучшая женская роль в кино» – Аньорка Штрехель (ставшая, кстати, первой иностранкой, получившей российского «Золотого орла»), «Лучшая мужская роль в кино» – Владимир Машков и «Лучшая женская роль второго плана» – Юлия Пересильд. «Как я провёл этим летом» получил на одну статуэтку меньше, но зато, в дополнение к призам за «Лучший сценарий» (Алексей Попогребский) и «Лучшую операторскую работу» (Павел Костомаров) стал «Лучшим игровым фильмом» 2010 года.

Съёмочная группа победителя, вышедшая на сцену практически в полном составе (за исключением режиссёра, который не смог приехать из Берлина, где в настоящий момент монтирует новую картину), выглядела исключительно, безгранично счастливой. Получив награду из рук легендарного мастера Резо Чхеидзе, ребята тут же, не отходя от микрофона, позвонили Алексею Попогребскому и включили телефон на громкую связь. Режиссёр, судя по голосу, был столь же искренне рад, сколь и обескуражен приятной неожиданностью.

Съемочная группа фильма "Как я провел этим летом"

с режиссером Резо Чхеидзе

К сожалению, того же нельзя сказать об Алексее Учителе. Он был явно и глубоко расстроен. Причём, ещё до объявления победителя. И даже до начала самой церемонии. Это неудивительно, ведь буквально на днях ему пришлось дважды потерпеть настоящий крах. 17 января лента «Край» не стала лучшей картиной на иностранном языке в Лос-Анджелесе по версии жюри кинопремии «Золотой глобус». Это первое разочарование. А накануне «Золотого орла» стало известно, что его фильм, выдвинутый российским комитетом на «Оскар», не вошёл в шорт-лист премии. Это второе. Есть от чего впасть в депрессию. Любому на его месте это было бы простительно. Но Алексей Учитель не собирался опускать рук. Получив награду за лучшую режиссуру, он поблагодарил главу Первого канала Константина Эрнста и президента РЖД Владимира Якунина за финансовую поддержку, сделав акцент на том, что надеется на будущие проекты. И тут очередное разочарование – проигрыш его фильма даже на родном «Золотом орле». Хочется верить, что это не станет для художника «последней каплей»…

«Не то» кино?
Премия «Золотой орёл» учреждена Национальной Академией кинематографических искусств и наук России и является профессиональным призом, присуждаемым ежегодно за выдающиеся достижения в области кинематографии и за исключительный вклад в развитие отечественного и мирового кино. По сути, это российский аналог европейского «Феликса» или американского «Оскара». И иронизировать по этому поводу не стоит, каким бы сильным ни был соблазн. Примеров «нелучших» отечественных копий лучших американских образцов известно немало: скажем, наша «ГЛОНАСС» – неудачное подражание американской GPS, «Жигули» для России – всё равно что «Форд» для США (по статусу, но, увы, не по качеству), а наши деревенские пастухи у них в прериях зовутся гордым словом «ковбои». Стоит ли ожидать, что в прочих областях жизни российские слепки будут менее разительно отличаться от своих заокеанских оригиналов? Слабым утешением является лишь то, что Американская академия кинематографических искусств и наук, учредившая «Оскар», была основана в далёком 1927 году. Наш же «Орёл» вылупился совсем недавно – только в 2002.

Премия «Золотой орёл» присуждается по 20 номинациям, среди которых немало телевизионных. Выбираются также лучшие анимационный и неигровой фильмы. Кроме того, вручаются премии «За выдающийся вклад в мировой кинематограф» и «За вклад в киноискусство». В этом году первую из названных наград министр культуры Александр Авдеев вручил великолепной и неподражаемой Клаудии Кардинале.

Актриса Клаудиа Кардинале и министр культуры РФ Александр Авдеев

Победители в номинациях определяются по итогам двух туров тайного голосования членов Национальной киноакадемии. Повторяю: голосования тайного. Поэтому все предположения о том, что на решение академиков можно повлиять путём устрашений или «убеждений», малоосновательны. А предположения такие возникают ежегодно. Просто потому, что сколько людей – столько мнений. А в кино, медицине, политике и воспитании у нас, как известно, прекрасно разбираются все без исключения.

Вот и на этот раз несогласных с выбором профессионалов было немало. Особенно в отношении теленаград. Лучшим телефильмом (до 10 серий) был назван «Вербное воскресенье», а лучшим телесериалом (более 10 серий) – «Исаев». Вместе с названными в этих номинациях выдвигались ещё «Котовский», «Пелагея и белый бульдог», «Я вернусь» и «Вольф Мессинг. Видевший сквозь время». Больше всего сожалений (и возмущений) высказывалось по поводу последнего. «Вольф Мессинг», вызвавший огромный зрительский интерес и выдвигавшийся по двум номинациям, наград, к сожалению, так и не получил. Впрочем, Евгений Князев, блестяще сыгравший великого прорицателя, к академикам не в претензии. Он с пониманием отнёсся к тому, что лучшим актёром на телевидении за роль Котовского был признан Владислав Галкин – посмертно.

Владислав Галкин посмертно признан лучшим телевизионным актером 2010 года



Куда менее великодушными оказались некоторые зрители из клана несогласных. «Голосование явно было нечистым», – тут же резюмировали они и стали искать логичные объяснения несправедливым, на их взгляд, результатам. Кто-то находил причину в «заинтересованности» телеканала «Россия»: именно эта компания вела трансляцию с мероприятия. «Понятно, – следовал безапелляционный вывод, – почему в числе победителей целых три проекта этого телеканала. И даже главный приз достался картине, снятой при поддержке “России”».

Кто-то объяснял успех лауреатов близостью к Никите Михалкову. Так, к примеру, была растолкована победа картины Андрея Зайцева «Виктор Астафьев. Весёлый солдат» в номинации «Лучший неигровой фильм». Дело в том, что основной материал для этого кино – прижизненная съёмка писателя – была предоставлена режиссёру студией Михалкова, о чём автор и сообщил в первых же словах своей благодарственной речи. Что, кстати, свидетельствует в его пользу. Будь там какая-то договорная подоплёка, участники, наверняка, постарались бы скрыть факт сотрудничества.

Кстати, с этой номинацией на церемонии вышел любопытный казус. Среди претендентов значился и документальный фильм о жизни изолированного кочевого народа «Священный огонь Химба». Его режиссёр – Сергей Ястржембский – человек небезызвестный. В определённых, но никак не кинематографических кругах. В кино же он – абсолютный новичок, зелёный дебютант. Но, как видно, крайне удачливый. Поскольку первый же его фильм не только стал номинантом самой престижной кинопремии России, но и «наверняка будет в ней победителем», предположил Геннадий Хазанов, которому выпало вручать награду в данной номинации. И едко прокомментировал: «Что ж, это закономерно! Сразу вспоминается анекдот: идёт заседание комиссии по назначению символа Олимпиады 2014 года в Сочи. Претенденты, ожидающие в коридоре, волнуются. Чебурашка нервно курит. Олимпийский Мишка опять расчувствовался и снова плачет. В тревоге дрожат остальные… И только лабрадор Кони спокойно и безмятежно дремлет в углу».

Сарказм в словах артиста звучал настолько желчно и агрессивно, что я за него поначалу даже немного испугалась. «Смело, но безрассудно, а главное – для чего», – терялась я в догадках несколько минут, пока длилась обличительная речь Хазанова. Но тут выступающий вскрывает конверт и… приз достаётся другой картине. «Он знал…» – приходит понимание. И досада.

В номинации «Лучший анимационный фильм» победила картина «Белка и Стрелка. Звёздные собаки». Опять, по отзывам «знатоков», совершенно «не то» кино. Как и в номинации «Лучший зарубежный фильм в российском прокате». Им, разумеется, стал «Аватар». В зале в этот момент кто-то даже засвистел. Вместо названных, по мнению несогласных, выбрать следовало Цикл «Рассказы А.П.Чехова» и «Алису в стране чудес».

Наиболее критично настроенные зрители считают, что даже сам шорт-лист премии был составлен из совершенно «не того» кино. Между тем, Экспертный совет «Золотого орла», готовя свои рекомендации академикам, рассмотрел за год 88 полнометражных игровых фильмов, 38 неигровых, 165 мини-сериалов и 79 полноценных телесериалов, 36 анимационных и 249 игровых зарубежных фильмов. В лонг-лист только по номинации «Лучший игровой» вошли 23 картины. В том числе «В стиле jazz», «Апельсиновый сок», «Багровый цвет снегопада», «Бибинур», «Воробей», «Гастарбайтер», «Десять зим», «Другое небо», «Жить», «Иванов», «Маленькие трагедии», «Обратное движение», «Око за око», «Перемирие», «Явление природы».

Вошли в него и мой любимый парадоксально-завораживающий «Человек у окна», о котором, я уверена, все ещё заговорят, и уже ставший знаменитым «Утомлённые солнцем 2. Предстояние». Последний был снят с голосования по настоянию самого режиссёра. Никита Михалков обратился к академикам с письменной просьбой, не выдвигать его картину в число номинантов в этом году, поскольку она представляет собой лишь первую часть дилогии и не может рассматриваться в качестве целостного художественного произведения. Вот когда будет закончена вторая часть – «Утомлённые солнцем 2. Цитадель», режиссёр, с позволения академиков, предложит на их суд свой многолетний труд целиком.

На мой взгляд, фильмы, вошедшие в шорт-лист, вполне соответствуют всем критериям премии «Золотой орёл», главный из которых – профессионализм. Удручает другое – подавляющее большинство названий из длинного списка абсолютно ничего не говорят широкой зрительской аудитории. Прокатчики не рискуют браться за показ российских картин в кинотеатрах. Вот и выходит, что эти фильмы, большинство из которых действительно высокопрофессиональны, талантливы, а некоторые, по словам президента Киноакадемии Владимира Наумова, вообще «стремятся к выдающимся», сняты «в стол» или для очень «закрытого показа» во время кинофестивалей.

Увы, очень много наших талантов по-прежнему не находят среди нас своих поклонников. А поклонникам по-прежнему приходится довольствоваться примитивно-развлекательным, хотя и высокотехнологичным, голливудским ширпотребом, составляющим 80 процентов российского кинопроката.

P.S. Фото автора