Знатоки говорят, что русские и итальянцы очень похожи. В чём-то – возможно. Возможно, даже во многом. Но уж точно не в понимании того, что такое счастье. Какое оно по-итальянски, москвичи узнали на кинофестивале «Felicita Italiana», который недавно прошёл в российской столице.

На протяжении пяти дней, приходя в кинотеатр «35мм», зрители погружались в атмосферу изысканных удовольствий. По замыслу организаторов, особенностью данного кинофестиваля должно было стать то, чтобы ценители прекрасного смогли активизировать все свои органы чувств – не только смотреть и слушать, но и ощущать, вдыхать и пробовать Италию на вкус. Для этого они решили соединить в одном мероприятии три предмета, составляющие гордость Апеннинского полуострова, – лёгкий комедийный кинематограф, сладкое освежающее игристое вино Asti D.O.C.G. и неповторимую утончённую авторскую кухню итальянского шеф-повара Эрнста Кнама. Получилось подлинное наслаждение для истинных сибаритов, апофеоз философии потребления, квинтэссенция средиземноморского жизнелюбия. И только отсутствие кондиционера напоминало гостям, что они всё ещё в России…

Впрочем, и один из фильмов не позволил зрителям забыть об этом. История взросления 15-летней римлянки Лучаны в картине «Космонавтка» режиссёра Сюзанны Никьярелли разворачивается на фоне кадров кинохроники, повествующих о великих космических достижениях СССР – запуске первого искусственного спутника, грандиозном подвиге Юрия Гагарина, полёте в космос первой женщины Валентины Терешковой. Пикантность рассказу придаёт то, что Лучана и многие из её окружения – убеждённые коммунисты, собирающиеся вечерами в комнате с огромной, во всю стену, фреской с изображением Маркса-Энгельса-Ленина. Для российского зрителя это кино – возможность взглянуть на самих себя (пусть даже полувековой давности) как бы со стороны, чужими глазами, и благодаря этому ещё раз, чуть иначе, а, быть может, даже более выпукло ощутить весь комизм и трагизм того строя, в котором мы жили на протяжении 70 лет.

Остальные картины фестиваля куда больше отвечали жанру комедии. Это и трогательное ностальгическое кино «Друзья бара “Маргерита”» (режиссёр Пупи Авати). И даже трагическая, вызывающая поначалу сомнения в справедливости включения её в программу именно этого фестиваля, но при этом всё равно какая-то светло-хрупкая неаполитанская история о карточном игроке «Три дамы и свадебные платья» (режиссёр Винченцо Террачьяно).

Но сильнее всего жизнеутверждающее мироощущение итальянцев было передано в двух картинах фестиваля. Это «Поколение 1000 евро» режиссёра Массимо Веньера – поучительно-оптимистическая басня о молодых, талантливых и образованных итальянских провинциалах, приехавших в большой город Милан в поисках счастья, но что-то никак его не находящих. Как и полагается басне, картина изобилует поучениями, главное из которых по-русски могло бы звучать так: ищите, да обрящете. В итальянском же варианте всё ещё проще – живите! Жизнь полна необыкновенными чудесами, непредсказуемыми встречами, невообразимыми возможностями – в общем, прекрасна и удивительна. И если не бояться – болезни Альцгеймера, жениться в 16 лет, оказаться гомосексуалистом или явиться на встречу с родителями жениха дочери в шортах и гавайской рубашке – одним словом, не бояться быть собой, то счастье не просто возможно, оно – гарантировано. Именно об этом картина «Счастливая семья» оскароносного режиссёра Габриэле Сальватореса (кстати, на прошлогоднем Московском кинофестивале он показал нам очень глубокую и человечную, несмотря на массу жёстких сцен, психологическую драму «Как велит Бог»).

Счастье повсюду, рядом с вами и в вас самих – вот главное, что в один голос твердят зрителю авторы картин фестиваля «Felicita Italiana». Что же нам, русским, не позволяет жить так же легко? Может, наши извечные поиски того, «кто виноват» и «что делать»? Или мучительные сомнения, «тварь ли я дрожащая или право имею»? Должно быть, поиск ответов на неразрешимые вопросы – и есть понимание счастья по-русски. Что ж, значит в этом – наше своеобразие. Видно, потому мы и пьём, встречаясь, чаще всего водку, а итальянцы – лёгкое игристое вино Asti.