– Никита Владимирович, – мы обращаемся к актеру и сыну великого барда, – напомните, пожалуйста, нашим читателям, как создавался Государственный культурный центр-музей В .С.Высоцкого.
     – «Дом Высоцкого на Таганке» строился, можно сказать, стихийно. По народной инициативе. Он существует с 1 июня 1992 года. В это время вышло постановление Государственного Комитета по культуре Москвы о преобразовании Дирекции по созданию Центра-Музея в самостоятельную организацию. Идея появления такого центра зародилась еще в начале 1980 года, сразу после смерти отца . В Театр на Таганке приходили письма, в которых высказывалась мысль о необходимости сбора материалов о В.С. Высоцком и, одновременно, о создании музея. Из поклонников творчества поэта и деятелей искусства сформировалась инициативная группа, занявшаяся проведением различных акций по увековечиваю памяти В.С. Высоцкого. Она же стала организатором митинга за создание музея поэта 12 ноября 1988 года у здания Министерства культуры СССР.             Первым директором музея был назначен П.М. Леонов, заведующий литературной частью Театра на Таганке. А п ервой значительной акцией нового музея стала выставка «Высоцкий в контексте русской культуры» , которая была п риуроченная к 10-летию со дня смерти Высоцкого . Она проводилась в зале Советского фонда культуры (позднее на ВДНХ), поскольку на тот момент музей не располагал еще собственным зданием. Выставку посетили более 3000 человек.   

       В 1996 г оду директором центра-музея назначили меня. Тогда же начались реконструкция и ремонт здания со всеми принадлежащими ему помещениями. Концепцию музея мы нашли не сразу. Люди, которые взялись за организацию музея, не были специалистами в этой области. Они были любителями творчества Высоцкого. Тем не менее нашлись специалисты, которые настаивали на следующем. Коль личность Высоцкого многогранна, то будет правильно создавать музей как пространство для творческой жизни. Культурный центр с разнообразными культурными, музыкальными, художественными задачами.    

        Важнейшая из них – изучение творческого наследия Высоцкого. Именно эту идею культурного центра я пытаюсь осуществить как директор и как сын. В структуру нашего центра включены разные модули: мемориальный, научный, издательский, театрально-концертный, а также художественная галерея и библиотека. Модули дополняют друг друга. Например, исследователь творчества идет в научный отдел и библиотеку. Однако любое масштабное мероприятие опирается гна все доступные нам ресурсы, включая музейную составляющую. Например, проводим мы выставку скульптуры, живописи и графики, – включаются все сотрудники. Хотя главные усилия прилагает галерея. К слову, после нее музей пополнился новыми экспонатами: многие художники и коллекционеры передали в дар свои работы.

      Хочу подчеркнуть, что наша работа не ограничена стенами «Дома» . Например, совместно с краснодарскими почитателями творчества отца во главе с Александром Зубовым был открыт музей Владимира Высоцкого в Краснодаре. Это довольно редкий случай частного музея. Человек построил его для города за свои средства. 25 июля, пять лет тому назад, в Новосибирске открыли памятник поэту и актеру. И это тоже лишь отчасти государственная акция, а многое сделано людьми, которые любят и помнят Высоцкого. 

     – А как выбрали здание под экспозию?   

    – Одновременно случайно и не случайно. Этот дом расположен вблизи Театра на Таганке. Оказалось, что дом запечатлен на одной известной пленке, снятой итальянскими телевизионщиками, которых сюда привел отец, чтобы показать типичный московский дворик времен его детства...

     Возраст здания солидный, – ему уже около 200 лет. В старину в этой местности находилась Тетеринская стрелецкая слобода (в XVII веке большинство лавок на Таганском рынке держали стрельцы, проживавшие отдельной слободой в районе Нижней Болвановской улицы). С конца XIX века на месте музея находился доходный дом, а в советские времена здесь была обычная московская «коммуналка».  

     – Каков круг ваших посетителей, кто в основном приходит в музей?

     – Регулярный поток посетителей привлекает концертная деятельность. У нас есть зал на 140 мест, где мы проводим разнообразные мероприятия. Многие приходят специально посмотреть экспозицию галереи. Если говорить о людях, которые шотят больше знать о Высоцком, то аудитория эта самая разная. По возрасту, национальному составу, социальному классу. Можно, например, выделить большую группу молодежи из провинции, которая трепетно и естественно демонстрирует свое отношение к творчеству Владмира Семеновича. 

    В дни памяти – 25 января и 25 июля, бываеи много приезжих из всех уголков России и стран СНГ. Москвичи ему симпатизируют преимущественно среднего и старшего возраста. Частые посетители сташеклассники столичных школ, которые приходят со своими педагогами. Мы с большой охотой проводим эти экскурсии.         В дни памяти – 25 января и 25 июля, бываеи много приезжих из всех уголков России и стран СНГ. Москвичи ему симпатизируют преимущественно среднего и старшего возраста. Частые посетители сташеклассники столичных школ, которые приходят со своими педагогами. Мы с большой охотой проводим эти экскурсии.

      –  Как представлено в фондах музея книжное наследие Владимира Семеновича?

        Как вы, вероятно, помните, прижизненных изданий было немного; это в основном зарубежные, эмигрантские публикации, которые собраны у нас фактически все. Здесь больше всевозможных интервью и немногочисленные издания произведений. Более широко представлен Высоцкий в рукописях «самиздата». У нас довольно обширная коллекция этих оригинальных работ. Бурная издательская жизнь началась, увы, после смерти отца. Первым его издателем стал скульптор Михаил Шемякин. В США он выпустил трехтомник, не лучшим образом подготовленный с точки зрения высоцковедов. Следом, в 1981 году, благодаря усилиям Роберта Ивановича Рождественского и других людей, появился знаменитый сборник «Нерв». Сборник переиздавлся десятки раз как в нашей стране, так и за рубежом.  

      Высокий уровень научной и редакционно-издательской подготовки отличает двухтомное издание произведений отца под редакцией А.Крылова. Мы как наследники художественного достояния отца рекомендуем готовить публикации по этому каноническому изданию. Издавать В.С.Высоцкого с точки зрения текстологии, нелегко. Вот почему нам импонирует подход А.Крылова. Дело в том, что отец работал не над рукописями как таковыми, он оттачивал свою рифму в устной и песенной форме. На протяжении 70-80 исполнений видна работа, динамика совершенствования текста. Поход крылова заключался в том, что он публиковал последние, законченные варианты текстов.

       Произведения В.С.Высоцкого включены во многие антологии поэзии XX века, различные издательства публиковали его стихи (песни) в книгах «Избранного» . Мы получаем и храним эти книги, а также журнальные публикации в нашей библиотеке. Хорошее впечатление осталось от книг издательств «Молодая гвардия» , «Вита-Нова» из Санкт-Петербурга. Это дорогое, в кожаном переплете, подарочное издание. Тем, кто серьезно интересуется творческим наследием Владимира Семеновича, могу рекомендовать переизданное двухтомное сочинение издательства «Локид-Пресс» и «Рипол-Классик». 17-е по счету переиздание прекрасно иллюстрировано, многие снимки обновлены с помощью цифровых технологий. Нельзя не отметить серийное («Проза поэта») издание «Вагриуса» и других.

       –  Много ли, на ваш взгляд, осталось у поэта единомышленников, правопреемников его идей, эстетики?        

       – Так сложилось, что произведения Высоцкого любили и любят самые разные люди:  от министра до дворника, от бомжа до профессора. В этом смысле те, кто продолжает его помнить и слушать его песни, смотреть фильмы и спектакли, интересоваться подробностями жизни – очень разные люди. Нельзя сказать, что интеллигенция его помнит, а рабочие забыли... Каждый находит в его творчестве что-то свое, созвучное настроению, мыслям и чувствам. У кого-то в фаворе военный цикл, у кого-то сатира. Иной раз я не знаю как удовлетворить это многообразие интересов и предпочтений. Бывает, что нас хвалят и ругают одновременно за одно и то же. Одни говорят: «Большое спасибо», а другие: «Ну как вам не стыдно»...

      Оценки бывают нередко взаимоисключающими. Ясно одно: в нашей стране десятки миллионов людей, которым не безразличен Высоцкий, они восприимчивы ко всему тому, что связано с его творчеством. Он стоит для них на одном из первых мест в смысле нравственных и эстетических приоритетов.                    

      – Спасибо, Никита Владимирович, за рассказ. Новых творческих успехов, интересных книг и экспозиций.

Беседовали  Александр Сазонов и Нина Романова.