Акция приурочена к предстоящему Международному дню музеев, который с 1978 года отмечается 18 мая по решению Международного совета музеев. В этом году для удобства экскурсантов акция перенесена на выходные. История ночных музейных гуляний, приуроченных к Международному дню музеев 18 мая, началась в 2001 году в Париже и завоевала популярность во всех главных европейских столицах. Эстетствующая Москва стала полуночницей с 2007 года.

    Тогда в культурных акциях приняли участие несколько городских музеев, продливших свою работу до 21 часа. А на следующий, 2008 год, в рамках альтернативной акции «Доутрарт» к ним присоединилось более 40 частных галерей, фондов культуры, арт-площадок и первый частный музей ART4RU. И в результате – аншлаг: за одну ночь в мероприятиях приняло участие 450 тысяч человек – больше, чем многие важные выставки собирают за месяц.

    В прошлом году акция охватила весь город, от музеев в самом центре до усадебных ансамблей на окраинах, а число посетителей достигло 600 тысяч. Побъем ли рекорд в 2010 году?   

    Трудно сказать, чем объясняется такая тяга к возвышенному в неурочное время, но уж лучше эстетически подпитываться в темное время суток, чем игнорировать коллекции российской столицы. А то ведь доходит до пародокса – молодые москвичи у приезжих спрашивают, как пройти к студии художников имени Митрофана Грекова...

    Мне, правда, по серцу традиционные формы свидания с прекрассным. С трудом себе представляю полуночный осмотр экспозиции Музея книни. Этим сокровищам, согласитесь, все-таки показано естественное, дневное освещение. Некоторые образцы из собрания Ленинки, а ныне Российской государственной библиотеки, впору в лупу разглядывать. Особенный интерес, например, представляет издание русского первопечатника Ивана Федорова − просветителя энциклопедиста, дипломата, масштаб таланта которого равен гигантам эпохи Возрождения. «Апостол» Ивана Федорова 1564 г. − первая московская точно датированная книга, оказавшая глубокое влияние на последующее развитие русской книжной графики.
Тончайший узор орнамента, великолепный рисунок шрифта «Евангелия», напечатанной в ХVII веке Анисимом Радишевским, − один из многих образцов высокой культуры отечественного книгопечатания, самобытной красоты старинных изданий. Кстати, Анисим снискал славу и как военный теоретик: его перу принадлежит «Устав ратных, пушечных и других дел».

     Вот уж воистину книга − хранитель памяти человеческого рода, рупор человеческой мысли. Появление нового русского гражданского шрифта для книг светского содержания, зарождение русской периодической печати, выход в свет в 1703 году первой газеты «Ведомости» прослеживает в интересном собрании русских книг ХVIII столетия. А рядом с ними издания, которые по праву можно назвать шедеврами книгоиздательского дела, венцом оформительского искусства. Это книги в переплетах, украшенных затейливой резьбой, чеканкой, тканью, перламутром, − работы мастеров Палеха, Федоскина, книги, напечатанные на атласе, пробке, миниатюрные и гигантские.
     В экспозицию этого необычного музея включены элементы оригинальной книжной иллюстрации, техники, ручного набора, произведения скульптуры, графики. Многие художники-шрифтовики дизайнеры передали в дар музею свои работы. Экспозиция пополняется непрерывно как за счет старопечатных книг, так и за счет новинок. Ведь наша Родина и самая читающая, и самая печатающая страна в мире.

    Пробуждение интереса к сокровищнице национального мысли и духа − благое дело. Тем более, что рядом со светочами культуры и без свечей светло...

Николай Денисов.