Потери Красной Армии вместе с пограничными и внутренними войсками составили 8 миллионов 668 тысяч 400 человек. Что касается безвозвратных потерь противника, в том числе союзников гитлеровской Германии, то они составили 8 миллионов 649 тысяч 500 человек. Эти данные были оглашены на прошедшей в Совете Федерации конференции «Общественные организации за защиту исторической правды о Второй мировой войне».

   В обсуждении приняли участие ветераны, руководители общественных организаций, представители органов государственной власти, ученые и общественные деятели из России, Белоруссии, Польши. В работе конференции участвовал и обозреватель медиапортала «Хранитель». Обнародование приведенных выше цифр – итог работы специальных Комиссий Генштаба и ученых отделения истории Академии наук СССР, в распоряжении которых находились важнейшие архивные источники. Эти данные обнародовал на конференции руководитель Центра военной истории России Института российской истории РАН доктор исторических наук Георгий Куманев. Сейчас нередко муссируют тезисы о том, что Красная Армия во время Великой Отечественной войны якобы воевать не умела. Но как в таком случае мы смогли одержать сокрушительную победу над фашистским блоком? В этой связи докладчик представил факты и документы о том, как высоко оценивали советское военное искусство сами же немецкие военачальники.

   По словам академика Куманева, не выдерживают никакой критики вышеупомянутые «фантастические» данные о людских потерях Красной Армии – от 33 млн. человек и выше. В этом случае получалось бы, что во время сражений на фронтах была уничтожена вся Красная Армия, отметил ученый. Но вот откуда брались такие фантастические цифры, являются ли они результатом фальсификации или объясняются тогдашней политической конъюнктурой – докладчик не комментировал.

   Член Совета Федерации, заместитель председателя Комиссии СФ по вопросам развития институтов гражданского общества Александр Починок, который председательствовал на конференции, обратил внимание на попытки поставить на одну доску коммунизм и фашизм. Это делается с далеко идущей целью: убедить людей в том, что обе стороны якобы в равной мере виновны в развязывании войны. Тем самым фальсификаторы стремятся отобрать победу у тех солдат, которые ее заслужили. Это приводит к тому, что в целом ряде соседних стран идет открытое восхваление подразделений СС. В этом же ряду – попытки пересмотра государственных границ, сложившихся по Ялтинскому соглашению, разработка вариантов исков к нашей стране за некий «ущерб». «Мы должны знать ошибки нашей страны, тиранов в нашей истории, мы должны знать преступления, которые совершались у нас, но мы не допустим того, чтобы делать из России врага Европы, врага цивилизованного общества, отбирать у ветеранов их победу», – подчеркнул сенатор Починок.

   Он также считает, что помочь сохранить историческую правду о войне должно воспитание детей и молодежи. «Нам нужна не только государственная, но и гражданская экспертиза образовательных программ и учебных пособий, чтобы туда, не дай Бог, не пробрался фашизм, нацизм или нечто подобное»,– отметил Починок. Поэтому следует ввести серьезные программы поддержки реалистических, правдивых литературных и кинопроизведений о Великой Отечественной войне, а также объединять усилия русскоязычной диаспоры по всему миру. В своем выступлении директор Центрального музея Великой Отечественной войны Владимир Забаровский поставил вопрос о необходимости защитить наших ветеранов от информационной войны. Защищать правду следует через научные дискуссии, культурные мероприятия. Сын фронтового пулеметчика, Владимир Иванович уверен, что в масштабе государства работа против фальсификации истории должна быть более системной и дифференцированной. По его словам, итоги войны необходимо закрепить законодательно и прописать ответственность за пропаганду фашизма и шовинизма.

   На этом фоне закономерен вопрос: а победили ли мы нацистскую идеологию? Сопредседатель научно-просветительского центра «Холокост» Илья Альтман полагает, что вопросы интернационализма и национальной гордости людей, сражавшихся на полях Великой Отечественной, слабо отражены в школьных учебниках истории. Разве это дело, когда на изучение Великой Отечественной войны в школьной программе отведено всего 4 часа! О работе поисковиков рассказал комиссар общественной организации поисковиков «Долг» Алексей Ивакин. По его словам, за 15-летний период работы организации удалось захоронить останки шести с половиной тысяч советских солдат. К сожалению, эта работа практически целиком ведется на энтузиазме поисковиков. Как видим, в освещении истории Великой Отечественной войны далеко не все благополучно. Продолжается противостояние честных, правдивых авторов книг с теми, кто пишет конъюнктурные вещи, не подтвержденные никакими документами.  

    Участники конференции выразили увереннность в том, что необходимо единым фронтом противодействовать фальсификациям исторической правды о Великой Отечественной войне, в том числе по линии общественных организаций. Важно своевременно предавать гласности информацию о посягательствах на национальную память, активнее давать отпор попыткам умалить или унизить подвиг и самопожертвование народов в борьбе с фашизмом. Предложения участников конференции о том, как защитить правду о войне, вошли в итоговую резолюцию.

Владимир Рощупкин.