Госпожа Джоселин Грин, супруга Посла США в России Джона Байерли, ответила на вопросы члена Международного женского клуба Светланы Телятниковой-Никабадзе.

     – Госпожа Грин, известна ли Вам история особняка, являющегося сейчас вашим домом? 

     – Немного. Дворец был построен в 1914 году Николаем Второвым, богатым купцом и промышленником. Политические и общественные волнения в России того времени коснулись его трагически. По одной из версии, он был убит революционером в 1917 году у себя в кабинете. По другой версии, его убил собственный сын в парадном вестибюле Spaso House. Так что этот роскошный особняк не принес счастья Николаю Второву. В 1933 году в Россию приехал посол США Уильям Буллит для вручения верительной грамоты. Из трех предложенных зданий он выбрал это для своей резиденции. С тех пор наши послы с семьями живут здесь. В 2004 году представители МИД РФ и Госдепартамента Америки договорились о его аренде на 49 лет. Значит, как минимум, еще 44 года вы можете приходить сюда на открытие Международного женского клуба.    

    –   Михаил Булгаков, автор знаменитого романа «Мастер и Маргарита», был на рождественском балу в вашем посольстве в 1934 году. Вы слышали об этом?      

    – Перед приездом сюда я прочитала книгу Чарльза Тейера «Медведи в икре», который описал жизнь американского посольства в те времена. К примеру, на упомянутый Вами рождественский бал привезли животных из зоопарка, и они устроили настоящий переполох. Медвежонок испортил форму советскому генералу. А сотни зябликов летали под сводами комнат с высокими потолками во время празднества и в течение многих дней после него. Михаил Булгаков использовал увиденные «чудеса» при написании сцены маскарада в романе «Мастер и Маргарита». Кстати, в Spaso House была впервые исполнена опера Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». В качестве дирижера выступал автор музыки.   

     – Известно, что Вы являетесь не только супругой посла США, но и карьерным дипломатом.      

     – Верно. Мы с Джоном поженились в феврале 1983 года, а спустя две недели я получила назначение в Москву в качестве ассистента атташе по культуре. Джон приехал в Россию через несколько месяцев. Таким образом, наше первое дипломатическое назначение пришлось на период с 1983 по 1985 год, следующее – на 2002- 2005 годы. И вот новое состоялось в 2008 году. В настоящее время я нахожусь в неоплачиваемом отпуске. К работе вернусь по завершению нынешней дипломатической миссии мужа. В течение последних лет у нас были назначения в «тандемах». В Праге Джон был советником по политическим вопросам, я работала в пресс-службе. Мне было трудно: маленькие дети требовали много внимания, но интересно. В Вашингтоне я всегда работала, а заграницей подобрать работу двоим сложнее, поэтому я уходила в длительные отпуска и проводила время с нашими подрастающими дочерьми.

     –  Можно ли говорить о дипломатии женской и дипломатии мужской?

      –  Мужчина и женщина отличаются в любой сфере, но что касается дипломатии – сказать трудно. Считается, что женщины более тактичны. С другой стороны, мой супруг обладает большим чувством такта, чем я. Так что все индивидуально. – Как изменились россиянки по сравнению с вашими предыдущими приездами? – Если вспомнить 1970-е годы, когда я приехала сюда как турист, то тогдашний стиль казался забавным. Теперь, когда я вижу российских женщин, передвигающихся по Москве на высоких каблуках по льду и снегу, то просто не могу понять, как они ухитряются это делать. Ваши женщины очень привлекательные и самое главное – очень сильные. Я всегда с удовольствием с ними общаюсь.

     –  У нас есть такой анекдот. Американку спрашивают: «Кто в вашей семье является главой?» Она отвечает: «Муж».

      Еще вопрос: «А как в вашей семье распределяются обязанности?»

      Женщина рассказывает: «Я решаю: в какой банк положить деньги, где купить дом, в какой колледж отдать детей учиться»…

      «Но что же тогда решает ваш супруг?»

      Ответ: «Он решает – кому быть президентом Америки».

      –  Забавно. Правда, должна заметить, что пост главы Государственного департамента США снова заняла женщина. Им руководили Мадлен Олбрайт, Кондолиза Райс, а теперь Хилари Клинтон, баллотировавшаяся в 2008 году на пост президента. Думаю, что уже возникла традиция, которую я приветствую от всей души.

      –  В вашем посольстве постоянно выставляются коллекции выдающихся произведений американского искусства. Продолжение последует?

      –  Мы будем продолжать программу Госдепартамента США «Искусство в посольствах». Она заключается в том, что картинные галереи предоставляют произведения живописи и скульптуры американским посольствам по всему миру. В год 150-летия Третьяковской галереи у нас была обширная экспозиция. Надеемся на дальнейшее сотрудничество с российскими галереями.

      – Джоселин, Вы принимаете участие в работе Международного женского клуба?

       – Во-первых, для того, чтобы принимать членов и гостей Международного женского клуба в резиденции идет подготовка на протяжении нескольких дней под моим руководством. Работники сдвигали столы, убирали мебель, освобождали пространство для сотен женщин. А повара колдуют над пирожными и яблочными пирогами по старательно хранящимся рецептам.  Ежегодно мы участвуем в благотворительном Зимнем базаре, который проходит в гостинице «Редиссон-Славянская». Все вырученные средства от этого мероприятия передаются в российские детские дома, дома для инвалидов, престарелых. Ведь благотворительность – это главное, что объединяет всех членов Международного женского клуба.

      – Спасибо за Ваши ответы, госпожа Грин.

Вела беседу Светлана Телятникова-Никабадзе.