Собиратель! Вот уж кто ценит производственное, служебное время, как это ни парадоксально звучит,– выкладывается на работе во имя экономии часов досуга, посвященных любимому увлечению, хобби. И уж конечно коллекционеру не придет в голову выяснять: «Кому бежать за «Клинским»?..

Во-первых, некогда, день расписан поминутно, во-вторых, накладно, в-третьих... Собирательство как альтернатива дурным привычкам и праздному времяпрепровождению полезно молодым, да нет, всем людям. Как говорят врачи, по жизненным показаниям.          

Хирурги московских  клиник отмечают, что дети, перенесшие серьезные операции, успешнее проходят курс реабилитации, когда их в послеоперационный период приобщают к коллекционированию почтовых марок, скрашивая однообразие будней, отвлекая  от болей и связанных с ними грустных мыслей.

А немецкие педагоги в свою очередь утверждают, что школьники, увлеченные собирательством почтовых  марок, открыток, монет, значков, преуспевают  в изучении истории и географии, литературы и языка. Основываясь на этом позитивном опыте, в Германии ввели факультативные курсы филателии в учебных программах начальной и средней школ.

Этот таинственный мир тем и хорош, что отправляться в  путешествие во времени и пространстве можно без визы и загранпаспорта. В любой день недели, утром или вечером, в отпуске или на каникулах по собственному желанию. Главное определиться со своим интересом, предпочтениями и, разумеется, собственными возможностями. Если полотна старых фламандцев не всем новым русским коллекционерам по карману, то  репродукции тех же великих европейцев на почтовых конвертах или открытках способны приобрести даже школьники.

Начинающие коллекционеры напоминают скупых рыцарей. Найдут спичечную этикетку, открытку, монетку, марку – тут же свое приобретение – в альбом, кляссер, шкатулку. И до следующего пополнения. Рано или поздно страстные собиратели поймут, что увеличение  коллекции – не самоцель. Погоня за количеством – болезнь роста. По мере взросления, суетность накопительства отойдет на второй план. Коллекционер займется систематизацией своего собрания, определится в тематической специализации, станет избирательно подходить к поиску раритетов, овладевать знаниями, навыками хранителя  домашнего музея.

А пока такая эволюция с начинающими собирателями не произошла, они частенько спрашивают: «А что, собственно, делать с почтовой открыткой? Собирать и обмениваться?..»

Дорогие друзья, открытка – речь идет о филокартии  – не только формализованный почтовый бланк, со служебной информацией, но прежде всего, вне исполнения ее утилитарного назначения, произведение полиграфического искусства, художественная миниатюра, свидетель времени.

Филокартия ( от греч.phileo – люблю и лат. carta – бумага,лист) – разновидность коллекционирования иллюстрированных открыток. Зародилось это собирательство  в 70-е годы ХIX столетия в Европе (Германия, Франция, Австро-Венгрия, Италия) в связи с массовым выпуском  почтовых открыток – то есть, открытых писем.

Выходя миллионными тиражами, открытка обращается к громадной аудитории, информируя о важнейших явлениях жизни, науки, техники, влияет на формирование сознания людей, обогащает кругозор, воспитывает эстетический вкус...

При известной фантазии собирателей, открытки могут служить прекрасным дидактическим материалом, иллюстрацией к изучению тех или иных тем в литературе, истории, географии, биологии и т.д. Мне неоднократно приходилось наблюдать, с каким увлечением работали дети в группе продленного дня над составлением рассказов по сюжетам открыток. Воспитатель раздавала  школьникам младших классов по 4-5 открыток и просила их сочинить историю. Боже, какая буйная детская фантазия проявлялась! Подобные нестандартные, творческие занятия развивают воображение, абстрактное мышление, логику детей и, понятно, прививают вкус к самой филокартии – интереснейшему времяпрепровождению.

            Владимир Николаев.