– Святослав Игоревич, вы до карьеры музыкального критика были известны в научных  кругах как талантливый  литературовед. Отчего такие перемены?

    – Если воспользоваться термином Пастернака, я страдаю «высокой» болезнью – библиофильством. С детства был книгочеем,  рос среди  книг. У отца была собрана гигантская  фамильная библиотека, которая сейчас насчитывает свыше 30 тысяч томов. Помню, моя мама говорила, что в нашем доме живут книги, а люди и кот лишь ютятся среди них. Недавно я обобщил в своей книге «Человек читающий» высказывания писателей. В частности, включил в нее эссе моего любимого Оскара Уайльда. Он считал, что все книги делятся на три категории. Первая – это книги, которые следует читать: Вторая – которые следует читать и перечитывать. И, наконец, в третью, самую обширную категорию входят книги, которые не нужно читать вовсе. Сейчас вокруг нас разлилось море макулатуры. И нужно быть  профессиональным читателем, чтобы уберечь себя от жвачки для ума.

      – А  популярные сегодня в России книги Пауло Коэльо и Харуки Мураками вы бы в какую категорию зачислили?

      – Это скорее всего книги-однодневки. Они не останутся в вечности. Разве страшно, когда человек читает детективы. Если для него это способ разрядиться – то почему бы и нет?  Особенно если это хорошие детективы, а не современные поделки с какого-то жуткого конвейера. Но вот если человек  ограничивает  круг  чтения исключительно детективными романами... Это свидетельствует об ущербности. А ведь сейчас полно людей, которые ничего не хотят читать и слушать, кроме попсы. Есть множество пособий, предлагающих обучить навыкам композиторского или писательского искусства. А вот воспринимая  серьезные произведения никто не учит. Стать искусным слушателем музыки или читателем непросто. Для этого нужно  «наработать» душу. «Душа обязана трудиться» – у Николая Заболоцкого, помните? Василий Шукшин,  например; благодаря своей необъятной  любви к чтению смог вылепить из себя настоящего интеллектуала. Конечно, лучше всего учиться у наставников – в семье, в школе, в институте. Потому что разобраться, что нужно прочесть, а что нет, очень трудно. Особенно сейчас, когда на нас хлынул бурлящий книжный поток.

          В нем, безусловно, не все – макулатура. Выходит множество замечательных произведений, в том числе и поэтических. Но они не пользуются массовым спросом. И все же ценность хорошей книги остается востребованной.  Никакой Интернет, смею заметить,  не сможет ее перебить. Раньше ведь опасались, что цветное кино убьет черно-белое, а телевидение погубит театр. Тем не менее эти виды искусств по-прежнему здравствуют и  служат людям.

       – Тестовый вопрос: «С какой книгой вы отправились бы на необитаемый остров?»

        – Бертран Рассел мудро ответил: «Если бы меня заслали на необитаемый остров с единственной книгой, то я бы взял руководство по строительству плота». Воспоминания детства требуют взять «Трех мушкетеров». Но я с таким же успехом взял бы  «Мастера и Маргариту», и «Евгения Онегина». А еще несколько  томиков поэзии Серебряного века... В общем, без саквояжа не обойтись!

       – Вы упомянули только признанных классиков. А что из современной литературы вам по душе?

       – После Булгакова ничего достойного не выпускалось. Нет, я читаю и ценю произведения моих знаменитых друзей – Фазиля Искандера, Беллы Ахмадуллиной, Андрея Битова... Это блистательные писатели, которым не стыдно ни за  единую строчку, написанную ранее. А ведь советское время деформировало многих. Я читаю и перечитываю книги этих авторов с удовольствием. Но все же богатыри – не мы... А может, все дело в моем консерватизме? Я и в музыке отдаю предпочтение Моцарту, Чайковскому, Скрябину, Рахманинову. Да и в быту... Например, после смерти папы я оставил в его кабинете все, как было. Может, книги по истории средневековой музыки Чехии мне не особо нужны, но расстаться с ними я не в силах. Все эти мелочи сохраняют атмосферу моего детства. Стены же обладают памятью. Я убежден, что дух моих родителей все еще витает в моей квартире.

         – Говорят, вас прочили в  чемпионы по фехтованию?

         – По-моему, фехтование  очень  гармонично переплетается с литературой и музыкой. Я фехтовал не только школьные, но и все  университетские   годы. К окончанию МГУ я стал  чемпионом  Москвы среди юношей. Передо мной тогда стоял  серьезный выбор: уйти с головой в спорт или все-таки – изучать литературу и искусство? Выбрал второе. А фехтование... Я  и сейчас с удовольствием смотрю костюмированные фильмы, а дома храню записи абсолютно всех версий «Трех мушкетеров», начиная с самых  старых трофейных записей. Именно героям Дюма  я обязан любви к фехтованию. В 10 лет я прочитал роман «Три мушкетера» и потребовал от  родителей, чтобы меня отдали учиться фехтованию. Папа у меня был большой типично кабинетный ученый, он пришел в ужас поначалу. Но потом помог мне попасть к самому лучшему тренеру страны.

        – Но сегодня, согласитесь, мушкетерский дух испарился из нашей действительности.

        – Ну и что? Я, например,  сегодня  хорошо чувствую в атмосфере прошлого, когда меня  окружают  старые книги, фильмы, старинная архитектура... не там как-то уютнее. Николай Гумилев про себя писал, что он «древних ратий воин отсталый». Старина всегда вызывает  во мне умиление –  как в  городах, так и в людях. Я продолжаю любить историю, особенно мне близки по духу романтичные XVIII и ХIX века. Современные города, в которых нет старинной архитектуры, даже если они с умом и функционально выстроены, кажутся мне сиротливыми.

        – Михаил Жванецкий написал: «Если бы не старость, мы бы никогда по-настоящему не  узнали своих сыновей, дочерей и жен». Как, по-вашему, это слабое утешение для человека, расстающегося c молодостью?

         – В этом отношении я доверяю великим людям. Бернард  Шоу, например, считал, что в каждое возрасте есть свои прелести. Я же вообще с детства испытываю большое почтение  к  Старости. У меня рано стали складываться отношения с людьми, которые были гораздо старше меня. Это тоже произошло благодаря родителям, которые часто брали меня с собой к друзьям.

            А о рецептах старения... Помнится, я однажды задал английскому профессору Энтони де Вона, президенту комиссии ООН по геронтологии, вопрос: «Что вы можете посоветовать человеку средних лет, мечтающему дожить до старости здоровым?»  Процессор взглянул задумчиво на море (мы с ним познакомились на Мальте) и дал мне шутливый совет, в котором сконцентрирован весь мировой опыт по геронтологии. «Самое главное – правильно выбрать себе родителей, – сказал он. – Потому что генетический код (определяет практически все). Второе: избегайте духовной апатии. Воспринимайте все стороны жизни – и плохие, и хорошие – эмоционально. И последнее:  в небольших дозах рекомендуется принимать алкоголь».  И мы с профессором пошли  и выпили по этому замечательному поводу по стаканчику виски... Верно сказано: в России надо жить долго. Изабелла Юрьева, к слову, получила звание народной артистки к 90-летию. А ведь она была знаменита еще до войны. Игорь Моисеев в преклонном возрасте не только  руководил своим знаменитым ансамблем, но и новичкам  показывал  все  танцевальные движения…

            – А маэстро Владимир Спиваков с возрастом, например, стал демонстрировать свой мускулистый торс и даже снялся полуобнаженным для мужского журнала...

            – Я считаю, что Владимир Спиваков поступает очень достойно, показывая пример сохранения творческой и человеческой энергии. Меня восхитило то, что он стал выходить к публике с абсолютно седой головой. И это, по-моему, нисколько не умалило всеобщего к нему поклонения. Мне тоже не страшно стариться. Хотя, конечно, хотелось бы, чтобы этот процесс проходил достойно... Стариться – это особое искусство. Оно особенно трудно дается женщинам.

  Беседовала Ольга МУРАВЬЕВА.