Подписание данного документа – весьма ответственный шаг Москвы, подтверждающий (хотя бы декларативно) прежние заверения  властей предержащих о построении у нас цивилизованного социального и правового государства. Ведь Конвенция  накладывает на Россию как члена  международного сообщества весьма серьезные обязательства в правовой и в финансовой сфере.

Это  особенно важно в условиях  кризиса, который в первую очередь ударил по социально уязвимым категориям населения. В их числе инвалиды, жизнь которых, и без того не сладкая, существенно осложнилась. А ведь их в стране, по официальным данным – более 13 миллионов человек. Только в Москве их около 1 миллиона 200 тысяч, из них 229 тысяч могли бы заниматься посильным трудом. Но если в Великобритании трудоустроено 40 процентов инвалидов, то у нас только 8 процентов. Реальность такова, что чиновники из отечественных центров занятости попросту  неспособны подобрать инвалидам подходящую работу. Ибо, по оценкам последних,  чиновники оторваны от людей и их насущных потребностей.

Серьезной проблемой в нашей стране является неприспособленность социальной среды обитания для людей увечных. Если, к примеру, на Западе они на коляске могут  самостоятельно подняться в автобус или трамвай (так спроектированы все средства городского транспорта), то даже Москве до этого далеко. Ее учреждения  здравоохранения и социальной защиты инвалидов приспособлены для них далеко не полностью, не говоря уже об объектах культуры и  учебных заведениях. И если уж начинать с центра,  то по самым оптимистическим заявлениям властей, потребуется около 7–10 лет, чтобы полностью приспособить столицу для людей с ограниченными возможностями здоровья.  Москва же, как известно,  – далеко не вся Россия, и по стране вышеназванный временной промежуток для адаптации в городскую среду составит  как минимум 15 лет.          

А взять материальный фактор. Средний размер трудовой пенсии по инвалидности в России составляет 3914 рублей, хотя к декабрю нынешнего года должен подняться до 4045рублей. Ясно, что для людей с ограниченными физическими возможностями это мизер. Особенно сложно приходится тем, у кого невысокий семейный доход. Среди людей, потерявших здоровье в то время, когда они защищали интересы государства, к сожалению, немало и таких, кто в буквальном слове этим государством забыт и заброшен.  Это в первую очередь одинокие люди, в том числе  молодые, получившие ранения и увечья в ходе «афганской» войны и боевых действий на Северном Кавказе, в Южной Осетии.

Сегодня в России примерно 6 миллионов ветеранов всех силовых структур, из них почти миллион – участники боевых действий. В их числе – 120 тысяч инвалидов,  ставших таковыми в ходе многочисленных войн и конфликтов как на территории страны, так и вне ее пределов, а также  получившие ранения и контузии в ходе военной службы. Причем приведенные выше цифры с каждым годом растут. Это печальное отражение нашей современной политической истории, когда СССР, а затем Россия по тем или иным причинам посылала своих сыновей в горячие регионы. Вспомним хотя бы августовские (2008г.) события в Южной Осетии…

Общественные организации не раз направляли в органы государственной власти  рекомендации по  решению проблем инвалидов войны. В частности,  предлагалось расширить перечень мер их социальной поддержки, закрепить нормы компенсации  при потере трудоспособности. Также был поставлен вопрос о развитии системы медико-психологической реабилитации, о введении права поступления без экзаменов в государственные высшие и средние учебные заведения и  обучения в них за счет федерального бюджета для инвалидов-участников боевых действий и т.д. Эту тему неоднократно поднимал и медиапортал «Хранитель» и одноименный фонд. После неоднократных обращений «снизу»  «верхи» уже не могли не признать острую социальную значимость  проблемы и не откликнуться. Президент России Дмитрии Медведев отметил, что «отношение к инвалидам характеризует степень зрелости общества». 

Об этом говорилось на  Всероссийской научно-практической конференции, проходившей в Центре медико-социальной реабилитации инвалидов боевых действий близ подмосковного города Руза. Здесь в живописной и экологически чистой местности  ежегодно  проходят двух-трехнедельный курс восстановительной терапии свыше 5 тысяч инвалидов и членов их семей, родителей погибших военнослужащих, а также других граждан из числа социально уязвимых категорий населения.

В работе конференции участвовали представители администрации Президента РФ, министерств и ведомств, депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, видные специалисты-реабилитологи, журналисты ряда центральных изданий, в том числе нашего портала. Организатор мероприятия – Общероссийская общественная организация инвалидов войны в Афганистане (ОООИВА), созданная в 1991 году. Это одно из крупнейших в стране активно действующих общественных объединений ветеранов, в рядах которого более 10 тысяч человек. Под эгидой его 63 региональных отделений действует   молодежные военно-патриотические объединения и клубы, в которых занимаются тысячи молодых людей.

Упомянутый реабилитационный центр, оборудованный на базе бывшего санатория для высшей партийной номенклатуры, сейчас находится в собственности ОООИВА. И хотя в названии этой организации фигурирует  слово «Афган», она взяла под свое крыло и участников боевых действий в других странах и регионах, а также членов их семей.

Тема конференции была сформулирована так: преемственность системы социальной защиты, реабилитации и социальной интеграции инвалидов (ветеранов)  Великой Отечественной войны и боевых действий, организационно-правовые и духовные основы, опыт, проблемы, решения. Однако разговор вышел гораздо дальше рамок заявленной тематики. По сути участники встречи представили широчайший социальный  спектр современного состояния российского общества и государства.

Любая научно-практическая конференция – это не только обсуждение проблемы и подведение итогов сделанного (и несделанного), но и ориентиры на будущее. В выступлениях участников и гостей подчеркивалось: чтобы дать возможность людям подняться и идти (в прямом и в образном смысле), начинать надо не с общих  призывов лечить, а с нужд конкретных граждан, с устранения неоправданного дублирования в работе различных ведомств и организаций. Их в стране много, а толку пока мало. Так же как много разных подзаконных актов, в которых простому человеку трудно ориентироваться. К тому же в них ничего не сказано о правах лиц, которые в силу зигзагов истории и политики участвовали в боевых действиях в бывших советских республиках. Нужен единый четкий закон, который всесторонне регламентировал бы различные  аспекты поддержки инвалидов и ветеранов!  

Шла речь и о таком важном деле, как разработка новой социальной программы поддержки инвалидов на основе документов ООН. Для этого потребуется внести изменения в – ни много ни мало – 67 законов и законодательных актов. Только тогда международная Конвенция по правам инвалидов сможет заработать на деле, а не на бумаге.

На конференции прозвучало предложение сочетать усилия государства и общественных организаций по социальной поддержке ветеранов и инвалидов. Ибо, как показывает практика, деятельность в этом направлении одних лишь госорганов недостаточно эффективна. А у той же, к примеру,  ОООИВА накоплен большой опыт социальной и медицинской реабилитации. От государственной поддержки инвалидов – к частно-государственному партнерству в данной сфере. Это и другие предложения были конкретизированы в итоговых документах рузского форума и направлены в соответствующие инстанции. Будут ли они услышаны и реализованы?

Владимир Рощупкин.