– Я десятки раз еще пацаном присутствовал на настоящей кубанской свадьбе, – рассказал автор «Кубанской свадьбы». –  И мы с Катей, уроженкой моей станицы, свою гуляли, как положено. Ей тогда было 19 лет, мне 21 исполнился, как раз окончил Владикавказское общевойсковое командное училище. Потом уехали в Московскую область, где я служил. Но, живя в столице 40 лет, постоянно ездим с моей Катериной Васильевной в родную Старонижестеблиевскую. Собрана хорошая коллекция фотографий, записаны воспоминания станичных бабушек, много интересного узнал от Нины Браташовой из Кореновска, настоящей хранительницы кубанских народно-песенных традиций.

Сегодня может показаться удивительным, но раньше свадьба была отнюдь не развлекательным зрелищем, а имела воспитательное значение. Причем нравственный урок преподносился не в поздравлениях и напутствиях, а разыгрывался в обрядовых действах.

После того, как невеста засватана, начинали печь и разносить приглашенным шишки из сдобы. Жених, «князь», выбирал дружков – «бояр». А его суженая – дружек, которые хорошо пели. Звали людей, знающих свадебный обряд, помнящих очередность действий и песен.

Весь обряд по сути и держался на песне. Даже когда за день до свадьбы волосы невесты завивали на лоскутки киснычки или горячие гвозди, подружки обязательно пели, и слова были отнюдь не случайными. Во время гуляния фамилии жениха и невесты вставлялись в традиционные тексты.

В доме жениха на столе молодых ждало гильцэ – вставленное в хлеб деревце, украшенное бумажными цветами, лентами, конфетами, веточки его могли обвить тестом и запечь. Оно символизировало создание семьи – вьется новое гнездо. Потом шли к невесте, но неженатые хлопцы не пускали суженого в дом, требуя выкуп. А ребенок из числа родственников жены держал в руках палку с налепленными репьями, которую вполне мог запустить новобрачному в чуб. От него тоже надо было откупаться.

У черноморских казаков в дом невесты отправлялся свадебный «поезд», куда помимо молодого входили по двое: дружки, старосты, бояре, свитылки (девушки из родни жениха), свашки из замужних. Но при приближении веселого состава, сопровождаемого стрельбой и музыкой, ворота дома затворялись. Из ступицы старого колеса, что становилась импровизированной пушкой, в прибывших бросали различные предметы. Бояре отстреливались, штурмуя ворота, но все заканчивалась полюбовно – магарычом.

Когда молодые отправлялись в дом жениха, перед двором палили костер, который бояре должны были разбить ногами. Суженый проводил невесту по углям, либо новобрачные, взявшись за концы платка, перепрыгивали пламя, чтобы все лихо осталось в огне. Дружко внимательно смотрел, чтобы свадебному поезду не перешли дорогу с пустыми ведрами. Драка во время гуляния считалась верным признаком, что союз молодых будет непрочным. При венчании жениху и невесте клали под ноги рушник, и невеста, сходя с него, должна была потянуть его каблучком. Это значило, что ее дружку тоже скоро возьмут замуж.

Поздно ночью, когда все ложились спать, отец назначал из числа гуляющих охрану, чтобы стерегли двор, а главное – две четверти водки, которые должны умыкнуть воры от сватов. Вся свадьба так и проходила: одни стерегли, другие пытались украсть, причем украденными могли стать даже отец с матерью.

– Свадьба на Кубани строится на своеобразной народной драматургии, где у каждого своя роль, – считает Нина Браташова. – Приглашенные со стороны жениха и невесты стараются разыграть, высмеять друг друга, как говорят, пидшкыльнуть. В ход пускаются «корительные» песни.

Продолжалась свадьба не меньше двух дней. Если в первый день всему придавался серьезный, отчасти трагический тон, то во второй в комической форме разыгрывалось все, что происходило до этого. Из гуляющих выбирались новые «мать», «батька», «молодые», их наряжали посмешнее, в рваную одежду, путая мужские и женские наряды. 

«Кубанская свадьба» –  третья книга из этнографической серии Петра Ткаченко. По словам директора краснодарского издательства Александра Касьянова, следующая расскажет о других кубанских традициях и обрядах.

                                                                                              Екатерина Ковалевская,

Краснодарский край.

 

От редакции. Медиагруппа «Хранитель» приступила к работе над телевизионным фильмом о казаках, участниках  Великой Отечественной войны. И обращается ко всем посетителям портала с просьбой – присылать в редакцию воспоминания о тех незабываемых годах, делится информацией, кино, фото-документами, семейными архивами и материалами, воссоздающими объективный портрет героев на фоне суровой исторической действительности.  Редакционный совет и творческая группа будут крайне признательны за помощь в создании объективного киноповествования о верных сынах Отечества.