Благодаря инициативе Центра содействия развитию изобретательства и рационализаторства ВОИР, при поддержке Администрации Президента РФ,
правительства Москвы, Союза машиностроителей России, журнала «Техника − молодежи» и других заинтересованных организаций, изобретательское движение вновь стало обретать черты организованного, а не стихийного бытия талантов. Подвижники, изобретатели, новаторы оказались востребованы. И не только потому, что чудаки, по-прежнему украшают мир, но и делают его комфортнее, безопаснее.
Как сообщил корреспондентам «Хранителя» президент салона Дмитрий Зезюлин, всего в XII Московском международном салоне промышленной собственности «Архимед-2009» было оформлено заявок на 925 объектов промышленной собственности по 30 классам (изобретения, полезные модели, промышленные образцы). А зарегистрировано около 400 участников из 40 регионов Российской Федерации. Москву представляли – 131 коллектив. 50 иностранных участников представляли 13 государств, а всего своими изобретениями и технологиями удивляли посетителей 300 организаций и предприятий. Наиболее широко представлены в экспозиции салона перспективные направления науки и техники, экологии. Большинство посетителей, например, останавливались у минифермы с перепелками конструкции В.Шапиро. Экочерноземы, которые создает по собственной технологии Валерий Шапиро, позволяет обеспечивать жизненный цикл перепелиной семейки (из 7 птиц) и получать в месяц в любой городской квартире до 80 уникальных по своим питательным свойствам яиц… Академик РАЕН В.А.Шапиро продемонстрировал выращенные на почвенном растворе шестидневные ростки пшеницы, которые могут стать частью вегетарианской диеты человека в виде соков, салатов, приправ; обрадуются ей кролики, птицы и другое домашнее зверье. Продукция эта Посетители «Архимеда», судя по тому, как они активно разбирали пристендовые листки, буклеты, фотографировали натурные образцы, схемы и модели, расспрашивали изобретателей, свидетельствовали о неподдельном интересе к выставке. И надо думать, они намерены внедрять доступные их ресурсам и возможностям технологии у себя. Во всяком случае миниферму В.А.Шапиро можно тиражировать в любой среднестатистической российской семье. Не говоря уже о школах, детских домах, ПТУ, станциях юннатов, где, как известно, избыток талантов и техников.
Учитывая то обстоятельство, что не каждый юный умелец может приехать в Москву, на выставку, устроителям «Архимеда» следует позаботиться о популяризации лучших изобретений. Как представляется, новый импульс техническому творчеству школьников и молодежи придаст соответствующая техническая, методическая литература. Журналы педагогического, методического профиля, досуговой тематики, Интернет издания могли бы включиться в этот процесс, открыв соответствующие рубрики, которые стали бы заочной конференцией юных технократов, руководителей кружков «Умелые руки», мастеров производственного обучения, преподавателей труда (технологии) − всех, кому не безразлично постиндустриальное будущее России.
Так, анкетирование студентов Истринского педагогического училища (Московская область) показывает, что устойчивый интерес к такого рода публикациям проявляют 37% юношей и 28% девушек. Педагоги из Подмосковья, которые оказались в те дни в павильонах «Сокольников», рекомендуют возродить популярную в 60-70-х годах прошлого столетия библиотечку для школьников «Знай и умей»!
По их мнению, мы перестали читать и следовать советам таких умных книжек, как «Домоводство», «Школьная пасека», «Школьная кроликоферма», «Школьная оранжерея» и т.д. Мы проходим мимо таких учебников жизни, как «Прудовое хозяйство и разведение рыбы».
– Идея Николая Носова, изложенная писателем в «Веселой семейке» (школьный инкубатор), похоже, так и не вдохновила ни одного директора средней школы, – замечает кандидат технических наук Александр Висковатых. – Даже в сельской местности. Наши пришкольные участки заросли лебедой и пастушьей сумкой. Ученические производственные бригады − кормилицы школ − в большинстве своем канули в Лету, как коммуна А.С. Макаренко.
Изобретатель живой технологии «акселеративного кролиководства» − профессор Игорь Николаевич Михайлов жаловался нам на то, что его бесплатные семинары в Санкт-Петербурге охотно посещают директора школ, завучи, преподаватели биологии, записывают рекомендации, покупают его книги, соглашаясь с тем, что многолетний опыт Игоря Николаевича можно адаптировать к школьным условиям, районировать в любом уголке России (по методу Михайлова разводят кроликов на территории от Арктики до Самарканда) и избавить тем самым школу от нищеты. О диетическом питании детей я уже не говорю − это само собой разумеется. Но дальше слов дело не идет. Видимо, главный этап создания рентабельного производства − практическое внедрение метода − становится и самым непреодолимым препятствием. А между тем организации менее мощные, чем средние школы или техникумы, к примеру, фермерские хозяйства, достаточно быстро окупили начальные затраты и получают устойчивую прибыль.
Отрадно, что экспозиция и последующие за тем поощрения лучших работ и экспонатов, склоняют пытливые умы к внедрению новых отечественных разработок. При том, что никто из участников и посетителей «Архимеда-2009» в разговоре с нами ни разу не вспомнили о глобальном экономическом кризисе. К чему бы это?