НА ПОЕЗДЕ — ИЗ АНАПЫ В МИНСК 

Скоро у многих россиян начинается отпускной сезон. И хотя сегодня приходится экономить на всем, в том числе на путешествиях, мы не забываем о своем отдыхе. Ведь от того насколько он полноценен зависит наше здоровье. Одним словом, отпуск предполагает разъезды.

Вот и наш корреспондент по Южному Федеральному округу России недавно совершил путешествие через три границы: из курортного города Анапа в столицу Белоруссии. Какие впечатления он получил по пути следования? Как на железной дороге заботятся о безопасности пассажиров, как их обслуживают проводники, пограничники, таможенники? Об этом и многом другом читайте в предлагаемых путевых заметках. 

В межсезонье, когда в Анапе еще не наступил отпускной «бум», поездка по железной дороге – одно удовольствие. Билет до белорусской столицы (как и в другие белорусские города) можно купить без всяких очередей в день отправления поезда. Именно так я и сделал. Зашел в одну из городских касс. Здесь плацкартный билет до Минска стоил 2200 российских рублей. Позвонил в анапский железнодорожный вокзал. А там такой же билет дешевле на 350 рублей(!) Если вы решили ехать с большим комфортом, то можете купить купейный билет. Из Анапы до Минска в апреле он стоил 3450 рублей.

Поезд «Анапа – Минск» отправляется из курортного города в 17 часов 19 минут. В пути – примерно 1800 км, которые поезд преодолевает за 39 часов. Так что у вас есть время и отоспаться, и газеты почитать, и вдоволь наговориться с попутчиками «за жизнь». Кстати, на анапский вокзал можно доехать маршруткой за 12 рублей. На такси – за 100 рублей. И вот я на железнодорожном вокзале Анапы.  

В «моем» 10-м вагоне пассажиров было мало. (До Минска их и вовсе осталось человек 10. Авт.)

                                             Картинки из глубинки 

- Сразу видно, что нас обслуживает белорусская бригада, - с удовлетворением заметил мужчина средних лет, разместившийся на соседней со мной полке. – Во всем виден порядок. Проводницы вежливые, в красивой униформе, в вагоне чисто, - продолжал он. – Чувствуется, что в Белоруссии есть хороший хозяин, умеющий управлять страной.

Вскоре нам принесли постельное белье и предложили на выбор: чай, кофе, печенье…

Сосед по вагону оказался разговорчивым мужиком. Как оказалось, он, житель Ростовской области, отдыхал в Анапе по льготной санаторной путевке, выданной ему, как бывшему шахтеру.

- Хреновая у нас сегодня жизнь, - рассуждал он. – Вот я, считай, лучшие свои годы шахте отдал. А пенсия у меня с гулькин нос. Хорошо еще, что путевку бесплатную дали. Но лучше бы пенсии людям прибавили. Попробуй, проживи сегодня на такую.

- А вот мы с моей Наташкой ни пенсии, ни работы сегодня не имеем, - подключился к нашему разговору другой мужик лет сорока, рядом с которым сидела его жена. – Раньше у людей хотя бы работа постоянная была. А сегодня, - безнадежно махнул он рукой. – Мы, вот, живем в украинской глубинке, в Донецкой области. Раньше, нам здесь было хорошо: все трудились. Кто на заводах, фабриках, кто на шахтах, кто на полях. А теперь не найти никакой работы. А у нас двое детей. Их кормить, одевать, учить надо. А за что?..

Как оказалось, эта семейная пара, оставив свою ребятню под присмотром деда с бабкой, отправилась на заработки в соседнюю Ростовскую область.

- Три месяца мы там работали в садах, обрезали яблони, - вспоминал мужчина. – Нам обещали платить по 150 российских рублей в день. Но нас крепко нагрели. Из заработанных денег высчитали за проживание, питание. Так что возвращаемся мы домой почти с пустыми карманами.

- Да нам-то хоть что-то заплатили, - подключается к разговору его жена. – А вот с нами работала одна девушка, тоже с Украины, так ее облапошили так, что она оказалась даже в должниках у работодателя…

Типичная для наемных заезжих работников картина. Их всюду стараются «развести»: В Москве, В Питере, и даже в российской глубинке. Всюду один и тот же «почерк». Ведь жаловаться приезжие никому не пойдут. А если даже начнет «качать права», то их самих местная милиция может привлечь к ответственности. Скажем, за просроченную регистрацию или еще за что-либо.

 - Ну, а как в Белоруссии народ живет? – поинтересовались у меня попутчики. И я рассказал им, что у «батьки» Лукашенко порядка больше, чем в России. За обман, за взятки, другие правонарушения в республике привлекают к строгой ответственности. Причем, невзирая ни на лица, ни на должности: будь ты простым работягой или директором завода или даже прокурором. А еще здесь нет особых проблем с трудоустройством. Без перебоев работают различные предприятия. Нет задержек и по зарплате. Правда, как и в других республиках, в Белоруссии тоже жизнь дорожает. Растут цены на питание, на различные услуги. А вот на жилье – дешевеет. Если, скажем, еще год назад стандартная «однушка» в Минске стоила примерно 55 тыс. долл., то сегодня такую же можно сторговать тысяч на 10 долл. дешевле. Специалисты по недвижимости прогнозируют, что квадратный метр жилья в столице может упасть до 600 – 500 долл.

Подешевело и съемное жилье. Раньше в спальном районе Минска однокомнатную квартиру с мебелью сдавали по 300 долл. в месяц, теперь на сотню меньше.

…Когда мои попутчики сошли на своей станции, я решил пообщаться с начальником поезда Галиной Андреевной Ерошевич.

                     На железной дороге – армейская дисциплина 

 Галина Андреевна оказалась разговорчивой женщиной. На железной дороге она можно сказать уже ветеран, работает 18 лет. Из них в должности начальника поезда – более 10.

- И мой сын тоже железнодорожник. Он трудится в витебском депо, - с гордостью заметила она. – На Белорусской железной дороге много семейных династий. Конечно, работать на железной дороге не просто. У нас строгая, почти армейская, дисциплина, - продолжала начальник поезда. – А как же иначе? Именно с дисциплины начинается порядок. Вот в нашей бригаде большинство проводниц – молоденькие девочки. Многие из них заочно учатся в колледжах. Они у меня молодцы, стараются обслуживать пассажиров так, чтобы от них не было нареканий. И в вагонах порядок поддерживают, и с пассажирами вежливы, внимательны.

- А кто сегодня идет в проводники? – интересуюсь у начальника поезда.

- Есть и жители Минска, и из других городов. Работы они не боятся. Хотя у них, можно сказать, жизнь на колесах. Но ведь и зарплаты у проводников хорошие: от 800 тысяч белорусских рублей (286 долл.). Не везде в Белоруссии платят такие деньги. Девочкам в вагоне приходится работать и уборщицами, и кастеляншами, и официантками… И даже… выступать в роли психологов-дипломатов. Пассажиры, ведь, всякие попадаются. Ничего, привыкают, втягиваются в нашу кочевую жизнь. У нас на железной дороге так: либо ты сразу уходишь, либо прикипаешь к делу надолго.

- Всякие пассажиры – это какие?

- Есть и те, кто любит в дороге выпить. У нас-то направление «курортное». Одни едут на отдых, другие с отдыха. И те, и другие хотят в дороге расслабиться. Ну, выпил, поговорил с соседом и ложись спать. Так ведь нет, кто-то еще и норовит побуянить, скандал устроить.. С такими у нас разговор короток: либо веди себя в общественном транспорте прилично, либо на очередной станции тобой займется милиция.

С милицией у начальника поезда контакты надежные. Причем, не только с белорусской, но и с российской, и украинской. Например, перед отправкой состава из Анапы, сотрудник милиции, дежуривший на вокзале, обязательно (под роспись начальника поезда) проводит инструктаж проводников. О чем инструктаж? О мерах безопасности во время пути, о том, как действовать проводникам, пассажирам, в экстремальных ситуациях и д. д. и т. п.

- У нас очень четкое взаимодействие с транспортной милицией на всех станциях по всему маршруту движения, - говорит Галина Андреевна. – Да и мы стараемся не отступать от буквы инструкции, касающейся безопасности наших пассажиров.

- А если кому-то из них в дороге потребуется медпомощь?

- Если что-то по мелочи, ну там кто-то порезал себе палец, голова приболела – у нас имеются медаптечки. Мы окажем человеку первую медицинскую помощь. А если, не дай Бог, что-то серьезное – сообщаем на ближайшую станцию. Там заболевшего пассажира уже будет ждать скорая помощь. Такие случаи у нас бывали.

 Подчеркну, что медики трех республик (поезд «Анапа – Минск» проходит по территории России, Украины, Белоруссии. Авт.) не делят пассажиров на «своих» и «чужих». Всем нуждающимся окажут квалифицированную помощь. На этот счет есть соответствующие межправительственное соглашение. Так что и в этом отношении железная дорога заботится о безопасности пассажиров.

                                        Придорожная торговля 

Она особенно распространена на украинских железнодорожных станциях. Впрочем, придорожная торговля и раньше «имела место быть». Но сегодня, когда многие жители украинской глубинки лишились работы, это торговый «бизнес» стал для них основным источником доходов. Впрочем, какие там доходы. Скажем, на украинской станции «Ворожба» любителям пива предлагают пакет вареных раков за 100 российских рублей, сушеную рыбу. Дачникам - лук, чеснок для посевов. Украинская милиция не гоняет этих «бизнесменов», хотя торгуют они без всяких разрешений и выплат налогов на прибыль.

 Видимо местные стражи порядка и законов входят в положение своих земляков: что возьмешь со старушки, продающей ту же вареную картошку или пирожки с капустой? Прибыль у продавцов невелика, потому как она зависит количества пассажиров. А в это время года их совсем мало.

Покупать, не покупать продукты питания с рук – решать каждому из нас. Одно могу сказать, что в этом случае ненароком можно подхватить какую-то хворь. Ведь такой товар не проверяется санитарной службой, он может быть залежалым и непригодным к употреблению. Так что будьте осторожны, когда вам предлагают с рук копченого (с виду очень аппетитного) судака на какой-то станции. Он может оказаться «с душком». И тогда проблемы с желудком вам обеспечены как минимум на пару суток.

Кстати, по словам Галины Ерошевич, несанкционированная торговля в вагонах поезда «Анапа –Минск» (и в обратном направлении) строго запрещена. Причем, не только продуктами питания, а и газетами, журналами, другим ширпотребом. Ведь среди торговцев встречается разный народ. А не дай Бог, кому-то взбредет в голову подложить в вагон самодельную взрывчатку… И, это тоже забота о безопасности  пассажиров.

Кстати, о торговцах. Подмосковье их в электричках – пруд пруди. Там вам могут предложить что угодно: кофеварки, книги, даже заточки для карандашей. Товар на все вкусы, только покупай.

- Мы к таким торговцам относимся с подозрением. Такой человек в вагоне может не только «надуть» пассажиров, но и прихватить с собой чьи-то вещи. А потом ищи свищи ветра в поле, - сказала мне начальник поезда. – А еще нам категорически запрещено выступать в роли нештатных почтальонов: брать у кого-то на передачу письма, посылки. Хотя желающие всегда есть. Но мы строго руководствуемся инструкциями: брать передачи нам запрещено. Так что не надо соблазнять наших молодых, неопытных проводниц «чаевыми». За это они могут понести наказание.  

                                  На границах трех республик 

Любители международных поездок на автомобильном транспорте знают, какое это муторное дело – стоять в очередях на пограничных КПП. Особенно в летнюю пору, когда «пассажиропоток» заметно увеличивается. А вот на железной дороге в этом отношении очередей нет. Все расписано по часам и даже минутам.

Скажем на российской границе (станция Успенская) наш поезд простоял примерно 40 минут. При подъезде к КПП проводницы выдали нам «иммиграционные карты», которые нам следовало заполнить.

Далее пограничники прошли по вагонам, собрали паспорта. За ними – таможенники. Наметанным взглядом посмотрели, кто что везет. Никакого тебе «шмона», намеков на «чаевые». (Так же вели себя и их украинские, белорусские коллеги. Авт.)

Минут через 20-30 нам вернули паспорта с проставленными отметками о пересечении российской границы и мы поехали дальше.

На украинском КПП (станция Еловайск) нас тоже не мурыжили. Бросилось в глаза то, что местные погранцы и таможенники были одеты в отутюженную чистую униформу. «Хохлы» паспорта у пассажиров не собирали. Процедуру «штамповки» они выполняли в вагоне. Кстати, паспорта граждан самостийной Украины пограничники проверяли на переносном компьютере. И на украинской границе мы тоже более получаса не простояли.

И на белорусской границе (Тереховка) процедура была схожей. Местные стражи белорусских рубежей обращались к пассажирам вежливо, перевозимый багаж досмотру не подвергали. Одним словом, остановки на трех границах нам особых неудобств не доставили. Разве что, часа на полтора увеличили время в пути от начальной до конечной станции.

Наш поезд прибыл в Минск точно по расписанию. Начальнику поезда и ее подчиненным проводникам после долгого пути еще предстояло сдать по описи имущество, находящееся в каждом вагоне: постельное, ложки-стаканы и т.д. А через четыре дня Галина Ерошевич и ее подчиненные снова отправятся в путь уже в обратном направлении: из Минска в курортный российский город Анапа.

Николай Зубцов, Минск-Анапа-Минск