Как известно, с 1 ноября на территории Украины отменено вещание всех российских телеканалов. Правда, по последним данным «Первый канал. Всемирная сеть» временно сможет продолжать вещание, однако… Подчеркнем здесь слово «временно» и отметим, что всех других каналов эта «уступка» не касается.

Причины изгнания российских телеканалов с «незалежной» территории выдвигались разные. Финансовые, юридические и пр. Впрочем, все они в глазах сколько-нибудь серьезных аналитиков выглядели совершенно несерьезными. И вот, наконец, причину истинную огласил не кто-нибудь, а глава МИД Украины Владимир Огрызко. Он заявил, что его ведомство против того, чтобы «народ Украины превращали в русскоязычное население». То есть, исходя из такой логики, все говорящие по-русски граждане Украины, - не народ Украины вовсе.

Однако удивляться тут не приходится. Новая антирусская акция – это всего добавка к предыдущим, не менее красноречивым. Ведь, к примеру, власти Львова взимают 50-процентный налог с реализуемой в городе русскоязычной литературы. Здесь же действует мораторий на трансляцию русскоязычных песен в транспорте и общественных заведениях. А в общем, можно сказать, что дерусификация триумфально шествует по всей Украине.

И основа этого – принятый нынешними властями Закон «О развитии и применении языков в Украине» (его логичнее было бы назвать Законом об удушении и неприменении языков в Украине). Он весьма способствует тому, чтобы русский язык, являющийся наряду с украинским для Украины нациеобразующим, активно изгонялся – причем и из тех территорий, которые являются частями исторической России.

Доказательства? Что ж, давайте рассмотрим оный документ.

Основная его цель четко сформулирована в статье 1:

«Государственным языком в Украине является украинский язык. Он есть основной способ общения во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины.

Государственный язык является обязательным для применения в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, объединения граждан, учреждений, организаций, а также предприятий независимо от формы собственности… При применении государственного языка отступление от его нормативной формы есть недопустимо».

Не менее четко прописаны детализация и разъяснение наиболее общих положений:

- «языком обучения и воспитания в дошкольных, средних профессионально-технических и высших государственных и коммерческих учебных заведениях есть украинский язык»;

- «результаты научно-исследовательских работ и научных изданий оформляются и публикуются украинским языком» и т.д.;

- «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, объединения граждан, учреждения и организации, а также предприятия независимо от форм собственности осуществляют делопроизводство, ведут учетную, отчетную, финансовую, техническую и другую документацию и переписку друг с другом государственным языком» (статья 6);

- «Предприятия, учреждения и организации связи, транспорта, органы здравоохранения, социальной защиты, торговли и другие предприятия, учреждения и организации, что обслуживают население, осуществляют свою деятельность украинским языком» (статья 7).

Украинский язык объявляется обязательным к применению фактически во всех сферах жизни. Более того, имеются и специальные статьи, указывающие, что в случае невыполнения данного закона предусмотрены санкции, вплоть до уголовного преследования. А это означает, к примеру, что если русская, армянская, еврейская и другие общины или объединения граждан Донбасса, Кривого Рога или Крыма будут общаться по переписке с такими же общинами в Киеве не на государственном, а на своем родном языке, то их могут… привлечь к ответственности за антигосударственную деятельность - в соответствии со статьей 6. Или еще более любопытное положение. По сведениям из заслуживающих доверия источников, в будущем реформаторы намереваются и классическую латынь в медицине заменить украинским языком.

Какие проблемы в этой связи требуют к себе особого внимания?

Вот мнение Павла Хриенко, академика АПН Украины:

- Первая. Чьи интересы отражает закон? Кто и ради чего так рьяно ратует за повсеместное внедрение украинского языка?

Понятие «государственный язык» и его повсеместное лоббирование есть не что иное, как использование языкового фактора для закрепления или вхождения во власть националистической элиты. «Государственный язык» должен, по замыслу авторов закона, незамедлительно стать одним из основных критериев работы в госслужбе, масс-медиа, образовании, науке, культуре и т.д. Знаешь «мову» - ты уже потенциально у власти, нет - твои права существенно ограничены. И под такое ограничение попадают миллионы людей в самом высокоразвитом регионе Украины - Новороссии: от Донецка до Одессы, где веками российские языковые традиции доминировали. Открывается широкая дорога для усиления экспансионистских устремлений украинского национализма, распространения его власти в экономически богатом и самобытном юго-восточном регионе современной Украины. Здесь речь идет далеко не о возрождении языковой культуры - скорее о «лингвистической оккупации»!

Вторая проблема. Отчуждение, агрессивно-напористое изгнание русского языка с Украины. Такая формулировка абсолютно не признается киевскими чиновниками и националистически озабоченной частью интеллигенции, которые не устают утверждать, что в стране нет проблем с русским языком. При этом, как правило, приводятся цифры количества издаваемых газет и журналов, другой печатной продукции на русском языке и т.д. На рынке информации действительно, может быть, и нет проблем с русскоязычными изданиями: на то он и рынок, где спрос определяет предложение. Но в политике официальных властей кампания по искоренению русского языка на Украине налицо. Даже официальные данные свидетельствуют, что только за последние годы полностью закрыты школы с русским языком обучения в Тернопольской, Ровенской и Киевской областях. В Волынской, Львовской, Ивано-Франковской, Хмельницкой, Черкасской, Черниговской, Черновицкой и Закарпатской областях их сеть также практически сведена к нулю. Производится массовое закрытие русских школ и детских садов в Киеве. И повсеместно идет радикальное сокращение программ по русскому языку и литературе в школах и других учебных заведениях, последовательное изгнание русского языка из вузов, нормативное запрещение соответствующего вещания в электронных масс-медиа и т.д. В этой связи естественным образом встает вопрос: какое место традиционно занимал и занимает изгоняемый язык в жизни украинского народа - и в какой мере проводимая в его отношении политика отвечает интересам граждан страны?

По данным переписи 1989 года, русский язык являлся родным для 16898273 человек (32,84% населения Украины). В Крыму его родным называли 82,64% людей, в том числе - половина этнических украинцев. В Донецкой области - 67,66%, Луганской - 63,9%, а также каждый второй - в Харьковской, Одесской, Запорожской, ряде других областей.

И даже 41,13% киевлян считают русский язык родным. Но это только показатель по критерию «родной язык». Известно, что русский язык на Украине необычайно широко использовался во всех сферах жизни. По расчетам специалистов, до настоящего времени около 2/3 граждан страны говорят преимущественно на русском языке. Особенно широкое распространение он получил в сфере науки, культуры, образования. Не без основания утвердилась точка зрения, что русский язык на Украине - это язык городской культуры, построенной на комплексе передовых достижений научно-технического прогресса. С другой стороны, украинский язык - это язык сельской культуры, хранившей ментальные региональные и всеукраинские лингвистические традиции. Фактически на Украине почти 100% граждан в той или иной степени владеют русским языком, а в жизни украинского общества реально доминирует двуязычие, характерное и для большинства наиболее развитых стран мира. Думается, широкое распространение и свободное применение русского языка на Украине есть великое достояние людей, живущих в этой стране. Известно, что в развитии мировой культуры русский язык занимает особое место. Он один из немногих мировых языков, с помощью которого можно познавать лучшие достижения человеческой цивилизации почти в полном объеме.

Как бы ни возвеличивали важность украинского языка, но он не в состоянии в настоящее время самостоятельно поддержать тот интеллектуальный потенциал народа, который реально достигнут. К примеру, чтобы перевести на украинский язык с оригинала и издать социологическую классику, уже имеющуюся на русском языке, при нынешних темпах издательской деятельности на Украине необходимо не менее 150 лет.

Следует отметить и еще одну важнейшую проблему. Чем же заполняется ниша, образующаяся в результате изгнания русского языка? Здесь не обязательно быть социолингвистом, чтобы обратить внимание на «демократические» языковые новшества. Прежде всего, в язык общения повсеместно возводится традиционный блатной жаргон. Наряду с этим современная украинская языковая культура существенно «обогатилась» и иностранными терминами, в основном англоязычного происхождения: «спикеры», «департаменты», «дилеры», «трейдеры», «рокеры», «брокеры», «киллеры» и т.д. Но обратите внимание на подмену: говорят - не убийцы, а «киллеры», не воровство, а «несанкционированный забор» (газа). Языковая вакханалия вместе с моральной деградацией более чем очевидны.

Есть и другая сторона проблемы - то, как реагирует сам украинский народ на необъявленную войну против русского языка. Имеются данные исследований, которые свидетельствуют, что около 90% населения Крыма, к примеру, не поддерживает современную языковую политику официального Киева. Нет также соответствующей ее поддержки и в других, особенно в юго-восточных и центральных областях. По данным мониторинга Института социологии НАН Украины, начиная с 1994 года, только третья часть населения страны выступает против предоставления русскому языку статуса официального. И эта третья часть - преимущественно жители западного региона.

Директивным путем русский язык из культуры украинского, как и других народов, изгнать невозможно, в какой бы степени лингвистическая агрессия против него ни осуществлялась. Повторим: русский язык, наряду с украинским, является для Украины нациеобразующим. Вести борьбу с ним на Украине означает вести борьбу против культуры собственного народа, его исторических корней, традиций и достижений.

… Итак, Нацсовет Украины временно возобновил вещание «Первого канала. Всемирной сети». Кстати, почему именно их? Да потому что вступил в действие выборочный принцип: одним — кто помягче вещает об Украине и чуть больше нравится украинским властям — можно вещать и «не быть адаптированным» (одно из обвинений русских телеканалов заключается в том, что они якобы не адаптированы к украинским реалиям согласно Европейской конвенции по трансграничному телевидению), другим — кто не нравится и «влияет» — нельзя. Предельно ясно: напрочь «вырублены» телеканалы, которые (например, РТР) заняли жесткую позицию неприятия того, что украинские власти делают со своим народом вообще и с его русскоговорящей частью в частности.

И тот же Шевченко, кроме прочего, признался, что причиной отключения каналов России являются выборы на Украине, на которые российское ТВ может повлиять и влияет. «А что касается зарубежных СМИ, то в избирательном законодательстве есть даже отдельные нормы о невозможности их вмешательства в наши выборы. А мы это видели не раз. По закону мы пишем еще и отчет о деятельности СМИ во время выборов. Так вот, мы вынуждены были это отдельно в отчете указывать о некоторых телекомпаниях, поскольку они просто ломали эти нормы закона. …Вот это и есть политическая составляющая. И если ее кто-то ищет, то она кроется в этом», — сказал Шевченко.

Украинские радикальные политики не прочь своим решением решить и еще одну немаловажную задачу. Трудно спорить с тем, что российские СМИ намного профессиональнее украинских, а значит и более конкурентоспособны. Избавиться от конкурентов под вовсе не рыночным предлогом – это ли мечта тех, кто «не может сделать товар лучше того, с кем соревнуется». Чем прибавлять в скорости на беговой дорожке, куда проще подставить сопернику подножку.

Можно, конечно, еще многими способами изощряться в политике, вот только результат будет всегда один. К сожалению, страдают от всего этого, прежде всего, простые украинцы. В общество в очередной раз вброшены семена раздора, а значит, еще больше углубился в нем политический и культурный раскол: одну часть обвинили в сепаратизме, а та ответила обвинениями в национализме. Протест против решения Нацсовета приобрел крайние формы. Некоторые регионы отказались вырубать телеканалы, а , скажем, в Крыму 4 ноября, в День национального единства в России, протестующие сожгли чучело упомянутого главы Нацсовета Шевченко, одетое в цвета национального флага Украины.

Кому это надо?