Люди веками отмечают свои праздники и не особо переживают из-за ошибок в глобальном летосчислении. Год календарный, год астрономический – все это высокие материи, которыми заведуют ученые. Они корпят над астрономическими картами, сверяют исторические даты и… Точка. На этом их роль заканчивается. Момент для проведения календарных реформ выбирают политики, далекие от противостояния небесных светил. Так повелось – календарных реформ не бывает без государственных переворотов (хотя далеко не каждый переворот влечет за собой календарную реформу). Это излюбленное оружие самых сильных и решительных правителей – с его помощью уничтожают старую эпоху и расписание ее жизни – календарь.

Первые календари

В древности, когда астрономы только учились уравнивать земной и небесный бег времени, главным достоинством календаря считалась устойчивость. Тут не до игр с переносом дат − сперва их нужно было правильно рассчитать. Одними из первых этой наукой овладели шумеры. К 2400 году до н.э. они не только довольно точно вычисляли количество месяцев в году, но и время от времени вставляли один добавочный, чтобы подогнать дни жатвы ко времени уборки урожая. Дополнительный месяц вводили, разумеется, по указу властей...

Примерно в то же время египетские астрономы заметили, что звезда Сотис (Сириус) появляется аккурат перед рассветом после самой короткой ночи. И в этот день Нил разливается. О разливе реки всегда стремились знать заранее, − если к этому дню плотины и каналы будут неисправны, воды Нила, минуя поля, стекут в море и урожай погибнет. Понаблюдав за звездами, астрономы вычислили, что Сириус появляется через 365 дней. Этот отрезок времени разделили на 12 равных частей − по 30 дней в каждом. Очень просто. Все были довольны. Однако радовались совершенству этого летосчисления недолго. На четвертый год Сириус не появился в назначенный срок. Он взошел лишь в начале следующего года. Астрономы принялись пересчитывать... Оказалось, небесный год длится не ровно 365 дней, а еще примерно 6 часов. Разница вроде небольшая, но за четыре года как раз набегали «лишние» сутки. Один из жрецов заметил, что «время неба не совпадает счеловечьим». Прав был абсолютно, даже не подозревая, сколько еще попыток предпримут люди, чтобы нагнать астрономический год. Но менять календарь египтяне не стали, лишь изредка вставляли в конце года дополнительные дни.

Собственно, само слово «календарь» пошло не из Древнего Рима, как считают многие, а от более раннего, древнееврейского слова «cаlеndae» − первые дни каждого месяца. В VIII веке до н.э. древние евреи считали время, ориентируясь на тень, которую отбрасывал на ступени гномон Ахаза − стоящий на пьедестале столб. Один час, в зависимости от времени года, мог длиться от 49 до 71 минуты. Полный месяц − это тот, в котором было 30 дней, неполный −20. А лунный год колебался от 352 дней до 356... Конечно, все это было крайне неудобно. Месяц в лунном календаре начинался, когда на небе появлялся новый полумесяц, и новолуние часто пропускали из-за плохой погоды. Да и нарождение молодой луны зависит от широты и долготы. Тем не менее лунный календарь, в основе которого лежит цикл из 19 лет, включающий семь високосных лет, действует в Израиле и поныне. Такой же календарь был у вавилонян. Вавилонский царь Навухудоносор II захватил в 586 году до н.э. Иерусалим, уничтожил Иудейское царство и угнал часть евреев вВавилонию... Это стало одним из первых предвестников будущего слияния календарных реформ с политикой. Однако самое интересно началось, конечно, в Древнем Риме.

Древний Рим

Еще до Цезаря − отца-основателя нашего календаря − Вечным городом правил царь Нума. От его предшественника, легендарного Ромула, Нуме достались подданные, промышлявшие в основном грабежом и скотоводством, этакие полуразбойники-полупастухи. Жил народ по лунному календарю Ромула, состоявшему из 304 дней. А в году было 10 месяцев. Да и зачем больше? За это время успевало произойти главное − народиться и вырасти новое поголовье скота. Первый месяц назывался Марс. Тогда появлялась сочная трава, а кроме всего прочего, по легенде бог войны Марс был отцом самого Ромула... За Марсом следовал Априлис − в честь богини любви Венеры (Афродиты). Дальше − Майус (неизвестно, какой из двух Май был посвящен этот месяц − либо дочери Фавна, либо − матери посланца богов Меркурия) и Юниус − в честь Юноны. Следующие шесть месяцев распределили по порядковым номерам: Квинтилис, Секстилис и так до Децембера.

Образованный сабинянин Нума взялся отучать народ от дикой жизни. Он познакомил подданных с культурой просвещенного Востока. Например, с астрологией. А чтобы закрепить первые результаты своей деятельности, Нума добавил два месяца − Януариус (в честь двуликого бога Януса) и Фебруариус (от обряда очищения фебруум). Так месяцев стало двенадцать, и каждый соответствовал зодиакальному созвездию. Кроме того, в прогрессивных умах того времени уже зародилась мысль о том, что ритм человеческой жизни диктует Солнце, а вовсе не Луна. Солнечный год (или тропический) − это полный оборот Земли вокруг Солнца. И вот, чтобы солнечный календарь не расходился с лунным, Нума повелел раз в два года вставлять после февраля (Фебруариуса) один месяц без названия. Когда закончится этот месяц, а вместе с ним и год − решали жрецы. Этим Нума, основатель жреческой коллегии, сделал своим любимцам поистине царский подарок. В марте избирали новых членов Сената − если прежний состав устраивал жрецов, старый год мог длиться, длиться, длиться... И наоборот.

Как-то раз сенатор Аттика получил письмо от своего друга Цицерона. В то время великий оратор управлял римской провинцией в Азии. Цицерон просил старого товарища уговорить понтификов: пусть уж они не вставляют в этом году безымянный месяц − Азия Цицерону до смерти надоела, хочется в Рим, а вернуться можно только в марте.

А уж во время Гражданской войны, во время перехода Цезарем Рубикона, было и вовсе не до соблюдения календарных точностей. С 59 по 46 год до н.э. дополнительных месяцев не вставляли... В результате календарного саботажа по всему Средиземноморью началась путаница. Как в «Сказке о потерянном времени», люди уже не знали, сколько им лет. Всенародные праздники вызывали всенародное недоумение − надо отмечать сбор урожая, а его еще нет.

Самый любимый у простых римлян праздник, Сатурналии, приходился на последние числа декабря. Эти дни, предшествовавшие месяцу двуликого Януса, были посвящены всеобщему равенству и справедливости. Рабы становились господами, − пировали, единственный раз в году ели мясо, рыбу, пили вино и ничего больше не делали. Если хозяин не успевал удрать, могли его побить без риска быть тут же убитыми (хотя вряд ли это широко практиковалось: чтобы отыграться, у хозяев было гораздо больше времени − целый год, до следующих Сатурналиев). И вот настало время долгожданного праздника, а вокруг буйство зелени и цветов. Разве это Децембер? Египтяне тоже были в шоке − Сириус взошел гораздо раньше обычного...

Конец этому безобразию положил Цезарь. Укрепив в Риме свою власть, Юлий взялся за календарь. В Александрийском Мусейоне − доме, где жили самые известные ученые того времени, он познакомился с египетским астрономом Созигеном. С его помощью Цезарь сократил разницу между астрономическим (солнечным) годом и календарным. Отменил безымянный месяц, удлинив февраль, и решил прибавлять к нему раз в четыре года один день. Догоняя упущенные дни, Цезарь ввел в год своей реформы − 46 до н.э. − три дополнительных месяца. Очень повезло молодым римлянкам: больше никогда в истории женщинам не было восемнадцати лет 15 месяцев кряду.

После Цезаря римские политики еще не раз вмешивались в календарь. Отодвинули Новый год на январь, когда в этом месяце стали назначать консулов. И переименовали парочку месяцев в честь самого Юлия и Августа. Наиболее дальновидным и нетщеславным оказался император Тиберий. Когда Сенат предложил назвать в его честь сентябрь, а в честь его жены Ливии октябрь, Тиберий отказался и спросил: «А что вы станете делать, если в Риме будет 13 императоров?»

Европа

В XIII веке в лоне Римской церкви образовалось общество взаимопомощи мирян и духовенства – Fratres Calendarii. Члены общества собирались в каждый первый день нового месяца для служения заупокойных служб и раздачи милостыни. Однако к XVI веку Fratres Calendarii разбогатело и в первые дни месяца вместо служб проводили в основном… оргии. К этому времени Европа была охвачена идеями Реформации. Последователи Мартина Лютера обвиняли католических священников в распутстве, отрицали роль духовенства в спасении верующих и права церкви на земли и богатства. На волне антикатолических настроений возникла и стала укрепляться новая конфессия −протестантизм…

Одной из «гаек», которыми католическая церковь закрепляла свое пошатнувшееся положение стала реформа календаря римского папы Григория XIII. Основные даты в календаре – пасхалии и весеннее равноденствие − были привязаны вовсе не к астрономическому году, который к тому времени обгонял юлианский календарь на 10 суток. И даже не к Рождеству Христову. Важные даты приурочили ко времени созыва Никейского собора − колыбели католичества. Календарь этот вводили силой. Так, в Риге в 1584 году начались «календарные беспорядки». Вместе с переходом на новый, григорианский стиль польский король восстановил в правах католический орден иезуитов. А на территории современной Латвии, тогда части Речи Посполитой, как раз очень сильно было влияние протестантизма. Ремесленники и простолюдины вышли на улицы... Мятеж подавили. Кровь с улиц Риги стерло время. Календарь остался.

И хотя время для введения нового стиля выбирал папа римский с единомышленниками, отцом этой реформы был итальянский врач, математик и астроном Алоизий Лилио. Он долго думал, как убрать 10 лет разницы между астрономическим и календарным годом. И наконец предложил каждые 400 лет отбрасывать три високосных дня из последнего столетия, если первые две цифры не делятся на четыре. Так и пошло: 1700,1800 и 1900 −невисокосные, 2000 − високосный. Его идеи в XVI веке пришлись очень кстати…

Следующая реформа календаря случилась через двести с лишним лет после григорианской. 22 сентября − по-новому 22 Вандемьера − якобинцы объявят днем новой эры. Время во Французской почти 13 лет бежало мимо христианского календаря. Это летосчисление пришло с кровью, с казнью короля Людовика XVI. И с кровью ушло. Новых владык и их диктатуру уничтожил переворот, названный в честь месяца их же календаря, Термидора, −Термидорианский.

Россия

В нашей стране летосчисление издревле велось от Сотворения Мира, а не от Рождества Христова (так же как и в иудейском календаре). До 1492 года (7001-й от Сотворения Мира) первым месяцем на Руси был март − начало весны, начало жизни. Приближающийся 7000-й, как водится, породил массу мрачных пророчеств. Когда страшный рубеж миновал, Московский церковный собор перенес первый день года на сентябрь. По примеру дружественных Константинопольской и Александрийской церквей...

Хотя месяца русские продолжали называть по-своему, придерживаясь в этом народного календаря, а не официального. Так, январь называли просинец − реки замерзают и выступающая на поверхность вода «лед впросинь красит». Первого числа отмечали большой праздник −с гуляниями и застольями. В честь Ильи Муромца − любимого героя, защитника земли Русской. И еще любили приговаривать в этот день: «Рыбе − вода, птице −воздух, а человеку − отечество». Тридцать первого числа, запрягая сани, мужики кряхтели: «Ох, лих мороз, береги нос!», так этот день и звали − ломонос. В хрониках сохранились сведения о самых лютых морозах того времени. В 919 году (если считать от Рождества Христова) «полярные сияния идут от земель славянских до Греции», а в 1011 году замерз Босфор и по Нилу плыли льдинки... Просинец сменял бокогрей. И хотя в это время года особенно сильно не хотелось слезать с печи, на Поморье женщины ловили подо льдом корюшку и навагу «на тряпочку» − рыба так крепко впивалась в тряпье, что обходились без крючка. С Мурмана поморки отправлялись в Норвегию продавать улов, а на вырученные деньги покупали муку.

Мужчины тем временем охотились: «В поле с одной стороны море, с другой − горе, с третьей − мох, с четвертой − ох!» Но что поделаешь, кормить семью надо и в лютую стужу. А вот в марте, который звали новичком, и после XV века продолжали по старинке отмечать Новый год. Для этого дома выращивали вишневое деревце. Никаких елок домой не приносили − елку чтили живую как душу семейного очага...

И вот наступил 7207 год. В полночь последних летних суток московский воздух гудел и дрожал. Звонили колокола. Над столицей пополз едкий дым − грянули пушки. Полусонный люд ждал чего угодно − нашествия турок, ангелов с трубами, вещающих о конце света. Вместо ангелов появились глашатаи (тоже с трубами) и длинными бумажными свитками. Отныне лета надлежало считать не от Сотворения Мира, а от Рождества Христова. Грядущий год начнется 1 января, и будет он 1700-м. Царь повелел: «Перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». Что было особенно дико, если учесть, что только живые хвойные деревья считали душой дома.

Петр разворачивал Россию к Западу... От прежних праздников остались разве что Страшные вечера вянваре (крещенские гадания), Масленица да «гуленый день» первого мая. Сжигая соломенные чучела, отмечали конец пахотной поры.

Летосчисление от Сотворения Мира и новый год в сентябре теперь только в церковном православном календаре. В 1899-1900 годах при Русском астрономическом обществе работала специальная комиссия по вопросам реформы календаря в России. Решили реформу не проводить, помня о том, что Григорий XIII привязал свою реформу к созыву Никейского собора. А ко времени созыва Никейского собора от Рождества Христова накопилось 2 дня разницы. И таким образом, только старорусский календарь действительно был приурочен к году Рождения Христа.

Однако в 1918 году все это было уже не важно. И следующая после Петра реформа сравняла счет с григорианским стилем. После 31 января 1918-го сразу наступило 14 февраля. Вместе с тринадцатью днями навсегда в прошлое откинули старую Россию.

Проектов усовершенствования календаря было, конечно, много больше, нежели самих реформ. В 1864 году эстонский астроном И. Мэдлер предложил каждые 128 лет исключать один високосный день − тогда «лишние» сутки появляются только через 86,4 тысячи лет. А стремление XX века к упрощениям и схематичности породило массу предложений по «всемирному постоянному» календарю. Их цель − навсегда соединить даты с определенными днями недели. Например, «метрический календарь». В нем сутки вместо 24 состоят из 20 часов, час − из 100 минут, а минута − из 100 секунд. Год получается в два раза длиннее нынешнего...

Уравнять недели и даты пробовали и с помощью дополнительных дней. Они назывались «день весны», «день лета», «день осени» и «день зимы», но не имели дат. Авторы этого проекта не учли, что в Северном и Южном полушариях времена года не совпадают. Кроме того, каждый день должен иметь свое число. Одна их наиболее обсуждаемых реформ «постоянного» календаря − это проект ООН. Вместо 31 декабря вводят 0 января − вненедельный праздник, а 1 января навсегда становится понедельником. Не попадает в недельный счет и 29 февраля високосного года: 28 февраля − вечная среда, 1 марта − четверг...

Однако, пока это только проекты. Прав был египетский жрец, говоривший, что «время неба не совпадает с человечьим». И «лишние» дни всегда будут служить для нас только поводом... Невостребованность всех существующих проектов календарных реформ − разумных и не очень, говорит лишь об одном: их время еще не наступило. И пусть оно не наступает как можно дольше...

Виктория Колдаева.