Эти культовые объекты в старинном городе Муроме связаны с легендарными историческими личностями – князем Петром и княгиней Февронией

Издавна во всей Руси великой народ почитал князя Петра и княгиню Февронию, считавшихся покровителями супружеской жизни. Память о чудесах и подвигах этих исконно русских святых, живших в далеком XIII веке, благоговейно передавалась из поколения в поколение. Их союз почитали за образец супружеской любви и за идеал православной семьи.

8 июля исполняется 780 лет памяти князя Петра и княгини Февронии Муромских, впоследствии всея России чудотворцев. Символично, что «круглая» дата их чествования приходится на объявленный Президентом России Год семьи (2008).

Житие этих святых отражено в «Повести о Петре и Февронии Муромских», написанной в середине XVI века писателем Ермолаем-Еразмом. По нашей просьбе об этом памятнике русской словесности рассказывает проректор по научной работе Литературного института имени А.М. Горького, профессор Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ), Сретенской Духовной семинарии и Российской академии живописи, ваяния и зодчества Александр Ужанков. Доктор филологических наук, кандидат культурологии, профессор Ужанков – признанный отечественным и мировым научным сообществом специалист в области литературы, истории и философии Древней Руси.

− Александр Николаевич, в повести слово «любовь» ее героями ни разу не было произнесено по отношению друг к другу. Так в чем же выражается несказанная любовь небесных покровителей русской семьи?

− Не только русской семьи. Я знаю людей других национальностей и вероисповеданий, которые обращались к ним за помощью и получали ее. Каждый святой есть явление космического характера, значение которого выходит за пределы земной истории в мир вечности. Святые – соль земли. Они смысл ее бытия. Они тот плот, ради которого она хранится, а когда земля перестанет рождать святых, тогда отнимется от нее сила, удерживающая мир от катастрофы.

Путь любого святого – еще и царский путь, или путь Господень. Исполнение 19 заповедей Божиих. Десять заповедей Ветхозаветных – не убей, не укради, не прелюбодействуй и т.д., а также девять заповедей блаженств, которые дал сам Спаситель в Нагорной проповеди. И первым, кто исполнил 19 заповедей, был Иисус Христос. Он показал нам путь к спасению. Первые русские святые Борис и Глеб также исполнили все эти 19 заповедей. Тем самым был создан житийный канон. В переводе на русский язык канон − это правило, по которому мы должны жить и двигаться вперед.

Такой же особый духовный подвиг и у святых Петра и Февронии. В чем он заключается? Прежде всего в жертвенной любви друг к другу. Действительно, в «Повести о житии Петра и Февронии Муромских» герои не произносят слово «любовь», но вся их семейная жизнь доказала нам земную и вечную их любовь. По Священному Писанию, муж и жена − единое целое. Мы не должны забывать и другое: семья – это малая церковь. «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», как сказал Господь (Мф., гл.XVIII, 20). Сам Господь венчает супругов и покровительствует семье.

Смысл же супружеского бытия заключается именно в том, что оба, помогая друг другу, идут спасительным путем к Богу. То есть к спасению своей души. И преставились Петр, в иночестве Давид, и Феврония, в иночестве Евфросиния, в один день. Казалось бы, маленькая деталь, но она имеет глубокий смысл, потому что они были опорой друг другу. Потому что вдвоем легче идти по жизни.

У нас есть и другие святые, которые также покровительствуют семье и упокоены вместе. Например, преподобные Кирилл и Мария – родители преподобного игумена Всея Земли Сергия Радонежского. А у Петра и Февронии не было детей. Почему же они особо почитаемы?

– От благочестивых родителей рождаются святые люди. В то время Руси были необходимы такие святые, как Сергий Радонежский, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие. В настоящее время не хватает любви, и мы остро ощущаем этот дефицит.

Почему у них не было детей и может ли состояться такая семья? Попытаемся в этом разобраться. Во-первых, в повести не говорится, были ли у них дети. Вполне возможно, что физические дети и были, но автор не акцентирует на этом внимание. Во-вторых, святые князь Петр и княгиня Феврония являются «отцом» и «матерью» не для своих детей, а для потомков. Они окормляют нас, и мы являемся их духовными чадами, молимся им и получаем помощь. Хорошо побывать в Муроме, приложиться к их мощам, заказать молебны.

– Но не все смогут поехать в этот прекрасный старинный русский город...

– В этом плане больше повезло москвичам и жителям области. В Москве есть иконы с мощами Петра и Февронии – в храме Вознесения Господня на Большой Никитской (Малого Вознесения) и в храме Успения Богородицы в Путинках, что в Успенском переулке. Но, наверное, и в храмах других городов тоже имеются такие иконы. Насколько я знаю, у иконы с мощами Петра и Февронии проводятся молебны, на которых бывает много молодежи. Она потянулась к православию душой и понимает, что материальные блага – это не самое главное в жизни.

Встретить свою вторую половинку всегда было сложно. Отсюда много разводов, вторых, третьих браков… Мы не можем отличить влюбленность от любви, принимаем ее за настоящую любовь. А когда поживем вместе, зачастую в так называемых гражданских браках, тогда понимаем, что ошиблись. И куда девается наша любовь? А ведь Настоящая Любовь – это вечность.

– Расскажите, пожалуйста, для наших читателей вкратце содержание «Повести о Петре и Февронии Муромских».

– Князь Петр был младшим братом правящего в Муроме князя Павла. Повинуясь братской любви, он рискует жизнью ради Павла и решается на сражение со змеем-искусителем снохи. Был он молитвенником и любил уединенную молитву в загородной церкви женского Крестовоздвиженского монастыря. Господь помогает раздобыть Петру меч, которым он побеждает змея. Погибая, змей окропляет князя Петра кровью своею. И на теле князя появляются язвы. Желая исцелиться, он ищет целителей.

В селе Ласково отрок князя находит мудрую (то есть наделенную Божией Благодатью) дочь древолаза-бортника Февронию, которая может излечить князя, но при ряде условий. Первое условие – «если будет мягким сердцем и смиренным». Не проявил князь сразу смирения, задумал ее обмануть. Зная об этом, Феврония выдвигает новое условие: «Если не смогу быть ему супругой, то не нужно мне и врачевать его!»

«Скажите ей, пусть врачует. Если вылечит, обязуюсь взять ее себе в жены». Но рассудком своим он уловил смысл, что девица заставляет его на себе жениться, и условия не выполнил. И когда разболелся больше прежнего, тогда он понял, что не выполнил данное обещание. Феврония без гнева и гордыни принимает княжеское извинение и исцеляет князя. Он берет ее в жены. Так Феврония становится княгиней.

Последующая их семейная жизнь свидетельствует о том, что Феврония не просто становится Петру верной супругой и княгиней, но и достойной его, так же как и князь Петр. В дальнейшем ради жены своей, следуя заповедям Божиим, отказывается он от княжеской власти: на предложение бояр выбрать престол или жену Петр предпочтет жену и согласится оставить Муром.

Когда пришло время ухода в мир иной, умолили они Бога, чтобы в одно время умереть. И завещали положить их вместе. Они преставились в один час.

Не смогли люди разлучить их при жизни и попытались это сделать после кончины. Захотели, чтобы тело князя Петра было положено в соборной церкви Пречистой Богородицы, а тело Февронии – вне города, в женском монастыре, в церкви Воздвижения Господня. А наутро святые тела Петра и Февронии вновь лежали вместе! Так взаимная любовь побеждает даже саму смерть. А потому оба снискали награду от Бога – венцы святых и дар чудотворений. А нам молитвенная помощь их и заступничество.

– История их любви поражет всех, кто бывает в Муроме, в легендарном русском городе. Муромчане давно почитают этих святых. Они даже разбили Сквер Семьи, где установили «скамью примирения» и посадили «древо желания».

– Повесть о любви не может оставить равнодушными никого. Вряд ли кто отказался бы от такой любви, я в этом уверена. От всего можно отказаться, но только не от любви. Об этом же говорят и известные мастера искусства и культуры, науки. Они поддержали предложение возродить праздник в честь памяти святых князя Петра и княгини Февронии, который несет глубинный духовный смысл. И было бы замечательно, если бы он прижился у нас.

− А как вы, Александр Николаевич, будете его отмечать?

− Где бы я ни был, отмечу праздник со своей любимой женой Татьяной Елисеевной и тремя дочерьми. Расстояния не имеют значения – мы две половиночки одного целого, и с нами – наша любовь.

– Что бы вы пожелали читателям «Хранителя»?

– Да любите друг друга!..

Беседу вела Татьяна Студеникина