В моем сообщении нельзя обойтись без цифр. Протяженность российских автомобильных дорог федерального значения сегодня равна 48,8 тыс. км, что составляет менее 5% от общей протяженности сети. По ним осуществляется до 40% пробега автомобильного парка, и это при ежегодном увеличении автотранспортного парка и повышении интенсивности движения. А между тем только 37,7% дорог такого класса по основным транспортно-эксплуатационным показателям соответствует нормативным требованиям.

И как следствие − «некондиционная составляющая» трасс способствует пополнению статистических данных потерь. Так, в 2006 году на автомобильных дорогах федерального значения произошло 24 959 дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в результате которых погибли 7875 человек, а 34 944 получили ранения разной степени тяжести.

Анализ аварийности на российских дорогах показывает, что основными причинам ДТП являются:

− нарушение правил дорожного движения водителями − 74%;

− нарушение правил дорожного движения пешеходами в 16% случаев;

− прочие причины 10%.

А доля (от общего количества ДТП), в которых отмечались сопутствующие несчастным случаям дорожные условия, составила 15%...

Когда речь идет о цене человеческих жизней, то и ничтожно малые величины статистической отчетности кажутся ничем не оправданными и трагически непоправимыми, требующими взыскательного отношения к сооружению транспортной инфраструктуры. Вот почему мои коллеги понятие качества трасс соотносят прежде всего с их безопасностью.

Напоминаю, что в 2006 году было введено в эксплуатацию, после строительства, реконструкции, 395,4 км федеральных автомобильных дорог, в том числе участок первой очереди строящейся кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга с Приозерского шоссе до автомобильной дороги «Россия», участки автодорог Чита – Хабаровск общей протяженностью 190,4 км, участки федеральной трассы М-4 «Дон» (Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону – Краснодар – Новороссийск) общей протяженностью 53,6 км, участки автомагистрали М-5 «Урал» (Москва – Пенза – Самара – Уфа – Челябинск) протяженностью 16 км, обход города Выборга на автомобильной дороге М-10 «Скандинавия» и автодорога между автомобильными пунктами пропуска Брусничное и Нуйямаа-II на российско-финляндском участке Государственной границы РФ.

В то же время на федеральных автомобильных дорогах отремонтировано 4129,1 км и построено 13 пешеходных переходов. Установлено 195,9 км дорожных ограждений, 140 линий искусственного освещения, 26 673 дорожных знаков, 14 352 погонных метров направляющих устройств, 135 информационных щитов (предупреждающий о приближении к опасному участку).

В 2007 году ввод автомобильных дорог после строительства реконструкции увеличился до 415 км. Развертываются работы по реконструкции автомобильной дороги федерального значения М−4 «Дон», включая объекты в районе города Сочи.

Отремонтировано 3561,5 км автомобильных дорог, построено 10 пешеходных переходов, установлено 198 линий электроосвещения, 26,9 км дорожных ограждений, заменено 128 км дорожных ограждений, установлено 120 072 дорожных знака и направляющих устройств, установлено 21 тыс. противоослепляющих щитков на осевом дорожном ограждении и информационных щита, что, по нашему мнению, обеспечит снижение аварийности.

С прошлого года осуществляется двойное нанесение дорожной разметки (весной и осенью) на всей сети федеральной сети дорог. Разработана и утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006г. №100 Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006−2012 годах». Цель комплекса мер, заложенных в содержание программы, − сокращение количества ДТП с несчастными случаями и жертвами.

Программой предусмотрено выполнение в 2006−2012 годах 45 мероприятий по заказам Федерального дорожного агентства за счет средств федерального бюджета на сумму 2150 млн. рублей, в том числе на:

− НИОКР - 640 млн. рублей;

− капитальные вложения − 1 090 млн. рублей;

− прочие нужды - 420 млн. рублей.

Кроме того, предусмотрено привлечение средств из бюджетов субъектов Российской Федерации (порядка 558,6 млн. рублей) для оборудования искусственным освещением, создания 4 базовых центров, оснащения оборудованием 16 учебно-курсовых комбинатов подготовки водителей.

В рамках НИОКР разрабатываются нормативно-правовые и методические документы, обеспечивающие совершенствование системы повышения квалификации и профессионального мастерства водителей. Разрабатываются и проходят апробацию профессиональные стандарты для водителей транспортных средств различных категорий, а также внедряются предложения по гармонизации международных и национальных требований по безопасности, совершенствуются механизмы регулирования рынка транспортных услуг. В 2008 году предусматривается устройство линий электроосвещения на участках автомобильных дорог федерального значения протяженностью 58,3 тыс. погонных метров. Несомненно, реализация мероприятий программы обеспечит снижение тяжести последствий ДТП.

Росавтодор в пределах средств, выделяемых на дорожное хозяйство, принимает меры по улучшению трасс, и в первую очередь проведение мероприятий по сокращению мест с высокой концентрацией ДТП.

Росавтодором было подготовлено и Правительством РФ принято постановление от 23 августа 2007г. №539 «О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета». Этим постановлением предусмотрено поэтапное увеличение затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения с выходом к 2011 году на оптимальный объем финансирования.

В 2008-2009 и в последующие годы в рамках реализации подпрограммы «Автомобильные дороги» в составе ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010 − 2015 годы» по мере увеличения финансирования значительно увеличиваются объемы работ по инженерному обустройству дорог и совершенствованию организации дорожного движения.

Анализ ДТП позволил определить наиболее опасные участки дорог для последующего включения их в планы работ по реконструкции и капитальному ремонту. В 2008 году на строительство и реконструкцию федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них выделено 94,3 млрд. рублей.

В целях совершенствования транспортной сети страны Росавтодором в этом году внедряется проект Интеллектуальной транспортной системы, которая позволит повысить уровень удобства и безопасности движения.

Сергей ПОЛИЩУК, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства