Каких-нибудь два десятка лет назад граждан Союза ССР Кавказ интересовал преимущественно как место отдыха. Привлекали и температура воды на пляжах Черного и Каспийского морей, цены на южные фрукты... Сегодня, говоря о Кавказе, мы пытаемся предугадать политическое будущее России.

В современной российской политологии за последние годы обозначилось немало подходов к решению кавказских проблем. Есть среди них вполне толковые. Однако ни один не приживается. Не похоже, чтоб это было случайно.

Как представляется, дело, во-первых, в том, что, кавказская цивилизация никогда не вписывалась и едва ли впишется в какую бы то ни было схему. Тем более военную! Ни в имперский, ни в советский, ни в современный периоды нашей истории. Такова уж природа этого района Земли. С жителями этой горной провинции следует говорить уважительно, без «металла» в голосе любому из партнеров по переговорам.

На Кавказе взаимодействуют культуры Севера и Юга, Востока и Запада. Здесь сходятся интересы многих народов и конфессий. С переменным успехом контроль над Кавказом старались установить Римская империя, Персия (Иран), Турция и Россия. В разное время кавказские народы тяготели или, напротив, дистанцировались от своих влиятельных соседей, играя важнейшую роль в региональной и глобальной политике. Особенно продуктивным был интеграционный процесс в социалистический период нашей общей истории.

К сожалению, борьба за постсоветское наследство, попытки автономного решения социально-экономических проблем породили массу противоречий и негативных явлений, в том числе нищету, этнические чистки, вооруженные конфликты...

Как обычно, на внутренних противоречиях активно играет Запад, что осложняет поиск единства народов Кавказа. Мотивы очевидны: не допустить возрождения южных составляющих советской империи и контролировать одну из опорных точек геополитической политики, богатейшие ресурсы Кавказа − энергоносители, минеральное сырье, биоресурсы морей. В углеводородном сырье Каспия Запад особенно нуждается, поскольку богатейшие ближневосточные источники этого сырья контролируются в основном недружественными США режимами (Иран, Ливан).

Прекращение вооруженных конфликтов на Кавказе, в том числе на Северном Кавказе, в решении которых сказалась конструктивная позиция РФ, похоже, не устраивает наших оппонентов. Тем паче что официальный Тбилиси, демонстрирует явно недружественный курс и по отношению к Москве, и к своим землякам из Абхазии и Южной Осетии. Совершенно ясно, что агрессивная риторика тбилисских ястребов подогревается из-за океана. Так, госсекретарь США Кондолиза Райс на недавней встрече в Вашингтоне заверила своего грузинского коллегу Давида Бакрадзе в поддержке территориальной целостности Грузии (стенограмма заявления размещена на сайте госдепартамента США) и безапелляционно добавила: «Я могу заметить, что Соединенные Штаты также твердо считают, что будущее Грузии − это трансатлантическое будущее». Каково?!

Дипломаты, как следует из контекста переговоров, игнорируют мнение третьих сторон, ближайших соседей Грузии, не говоря уже о том, чтобы поинтересоваться мнением кавказских народов.

Если в 90-х годах прошлого столетия национальные элиты Закавказья заблуждались, полагая, что независимость от «имперского Центра» автоматически принесет им экономическое и социальное процветание. Раздельное проживание бывших советских наров развеяло иллюзии сторонников сепаратизма по обе стороны Большого Кавказского хребта. Деградация национальных экономик производит удручающее впечатление. Так, в Азербайджане в 1995 году объем промышленного производства упал до 72 процентов по отношению к уровню 1990 года.

Армения за этот период утратила более 90 процентов своего экономического потенциала. Пребывая в окружении недружественных государств, она стремится к активному партнерству с Россией в рамках СНГ. К примеру, попытки восстановления железнодорожного сообщения Москвы с Ереваном встречают ожесточенное сопротивление Грузии, которая не хочет возобновлять движение поездов по мятежной Абхазии. Но политические амбиции Тбилиси и здравый смысл, похоже, несовместимы. Как результат − валовой продукт самой Грузии в 1997 году по отношению к 1990 году достигал лишь 35,1 процента. Примерно каждое третье промышленное предприятие республики простаивает. Социальное недовольство вылилось в многочисленные протесты и внутриполитический кризис в конце минувшего года.

Положение осложнено тем, что, к примеру, Грузия активно играет на противоречиях России с Западом, подрывая зыбкую основу СНГ. Тбилиси, не решив территориальных споров с Абхазией и Южной Осетией, пусть меня извинят за некорректное сравнение, играет роль «крыши» для тех сил, которые причастны к дестабилизации обстановки на Северном Кавказе.

Неуклюжая капитализация экономики, приватизация предприятий с явными нарушениями законодательства, вызвала стагнацию производства и социальную напряженность. Львиной долей некогда общегосударственной собственности отныне распоряжаются преимущественно коренные жители из числа бывших советских и партийных работников, номенклатуры силовых структур, представителей теневого капитала.

При этом Россия остается донором Закавказья, пристанищем для миллионной экономической миграции. Между тем бизнес кавказских предпринимателей в России окрашен в основном в серые и темные тона, а долги бывших советских республик за электроэнергию и энергоносители весьма велики.

В противовес контактам с Россией растет взаимодействие Грузии, например, с Турцией. Общая военная помощь Анкары Грузии составила 14 миллионов долларов. С июля 2001 года турецкая авиация начала эксплуатировать военный аэродром в Марнеули. В то же время Россия уже фактически лишена крупнейшего аэродрома в Вазиани...

Не лучшим образом сказались на уровне жизни населения Кавказа региональные вооруженные конфликты.

«Три года чеченской независимости спровоцировали поворот Кавказа в сторону России», − заявляла французская газета «Фигаро». Быть может, парижский корреспондент погорячился и выдал желаемое за действительное, но тенденция к усилению контактов многих кавказских республик с Россией заметна. Становится понятным, и прежде всего наиболее пострадавшей республике − Чечне, что только в составе федерального государства она может иметь будущее, положительное развитие.

И еще. Хотелось бы напомнить господину Саакашвили и его заокеанским патронам, что Россия, владея северокавказскими территориями, которые вдвое превышают Закавказье, является крупнейшим кавказским государством. Это очевидный географический факт. Со своими законными геостратегическими, геополитическими интересами, с которыми международному сообществу придется считаться.