Российский университет дружбы народов (РУДН), и особенно кафедра русского языка, с полным на то основанием может праздновать День космонавтики. Ибо известнейший всему миру вуз дал путевку в космос многим иностранным астронавтам.

«Русский язык не только официальный язык ООН, средство самовыражения всемирно известных русских писателей, поэтов, композиторов, ученых, космонавтов, но и один из наиболее распространенных в мире языков международного общения, общечеловеческий носитель информации», − гласит текст красочного стенда, недавно появившегося в главном корпусе университета.

«12 апреля 1961 года земляне впервые услышали человеческую речь из космоса, и это был русский язык, − сообщает иллюстрированная композиция. − С тех пор около ста наших соотечественников выходили в эфир с космических высот, четыре с половиной десятилетия звучит на орбите русская речь.

Сегодня по сути все, кто участвует в Международной космической программе, не только космонавты и астронавты, но и те, кто обеспечивает полет интернациональных экипажей с Земли, изучают русский язык».

Редко кто из студентов, преподавателей или гостей вуза не остановится перед этим информативным табло. Интересно же узнать, как брали уроки словесности новые небожители…

Учебный год у астронавтов начался не в сентябре, а в декабре 1976 года. Три десятилетия назад в Звездный прибыли кандидаты на космический полет из Чехословакии, Польши и ГДР (по два представителя из каждой страны). В марте 1978 года к ним присоединились их коллеги из Болгарии, Венгрии, Кубы, Монголии, а в апреле 1979 г. – из Вьетнама. Всего по программе «Интеркосмос» осуществлено 9 успешных пилотируемых полетов.

Как бы мы не изумлялись научно-технологическим достижениям или астрономическим открытиям интернациональных экипажей в космосе, мы не должны забывать, что им предшествовали длительные устные упражнения, спряжения глаголов и диктанты по мотивам русской классики.

Хорошая филологическая подготовка астронавтов позволила им расширить круг фундаментальных и прикладных исследований Вселенной. Так, например, 23 дня и ночи работал на «Мире» французский космонавт Жан-Лу Кретьен (единственный из иностранных космонавтов, работавший на двух российских космических станциях «Салют-7» и «Мир»). Астронавт ЕКА У.Мербольд в течение 30 суток нес свою звездную вахту, из них 28 суток − на комплексе.

Великолепная лингвистическая подготовка выпускников РУДН позволила включать их в состав основных экспедиций с многомесячным пребыванием на орбите. Первым подобную миссию в 1995 году выполнял астронавт США Н.Тагард, который вместе с российскими космонавтами В.Н.Дежуровым и Г.М.Стрекаловым работал в космосе 115 суток. Астронавт ЕКА Т.Райтер в составе 20-й основной экспедиции 179 суток выполнял обязанности бортинженера.

На станции «Мир» иностранные космонавты впервые стали принимать участие во внекорабельной деятельности. Первый подобный опыт был приобретен во время выхода в открытый космос А.А.Волкова и француза Жан-Лу Кретьена 9 декабря 1988 года. В октябре 1995 − феврале 1996 года Т.Райтер дважды выходил в открытый космос вместе с российскими космонавтами С.В.Авдеевым и Ю.П.Гидзенко. И здесь, как вы понимаете, звездные побратимы общались без переводчика…

Интенсивность международных полетов, обширность и многоплановость работ и исследований в космосе значительно увеличивают нагрузку в период подготовки и осуществления полета прежде всего российских космонавтов. Так, экипаж 22-й экспедиции (В.Г.Корзун и А.Ю.Калери) в начале полета выполнил с француженкой К.Деэ двухнедельную программу исследований по проекту «Кассиопея». Затем в течение 5 месяцев, наряду с национальной программой, они работали с тремя астронавтами НАСА: Ш.Люсид, Дж.Блах, Дж.Линенджером по проекту «Мир» − «НАСА». На завершающем этапе совместно с космонавтом ФРГ Р.Эвальдом они проводили исследования по программе российско-германского полета.

Напоминаю, что к августу 1996 года в Центре прошли подготовку 50 основных и дублирующих международных экипажей. На советских и российских космических кораблях и орбитальных станциях работали 25 подготовленных в Центре иностранных космонавтов из 17 стран.

В целях оперативной координации усилий по подготовке к совместным космическим полетам с 1993 года в Центре функционирует офис Европейского космического агентства, а с 1994 года − офис технического директора НАСА. Офис ЕКА одновременно представляет в Центре интересы ДЛР − организации, осуществляющей космические исследования в Германии.

Выбор вуза для этой непростой задачи не был случайным. Профессорско-преподавательский состав филологических кафедр РУДН к тому времени накопил уникальный опыт подготовки кадров из более чем 130 стран мира самого широкого профиля - от гуманитарных до инженерно-технических. Однако обучение звездных студентов – дело особое. Во-первых, сроки на освоение языка Пушкина были резко ограничены. Во-вторых, программа подготовки изобиловала специфической лексикой. И тем не менее наши замечательные педагоги со своей задачей блистательно справились. О чем говорят многочисленные награды иностранных государств, космических агентств и признание самих астронавтов.

Так, «Интеркосмос» наградил заведующую кафедрой русского языка РУДН Е.И.Мотину медалью имени Ю.А.Гагарина. За успешную организацию и проведение интенсивных программ по русскому языку диплома НАСА была удостоена доктор филологических наук М.Л. Новикова. Неоднократно поощрялись старшие преподаватели З.Н.Колегова, Л.Д. Логинова, Т.Б. Грицкова, доценты С.П. Розанова, И.В. Меркулов и другие учителя космических экипажей. Едва ли не лучшим знаком признательности иностранных студентов стали их фотографии в космических доспехах, на которых звездные питомцы безукоризненным русским слогом благодарили своих наставников из Российского университета дружбы народов.

Элеонора ЛАГУТИНА, студентка РУДН