Создание военно-строительных частей было обусловлено потребностями армии, развитием форм и способов вооруженной борьбы. Наиболее ранним этапом в развитии русского военного зодчества является первая половина X века. Военные действия в эпоху Средневековья велись почти непрерывно, а для защиты нужны были крепостные сооружения. Вот почему летописи того периода наполнены сообщениями о строительстве городов, об их осаде и обороне. Само слово «город» в древнерусском языке обозначало укрепленное, подготовленное к обороне поселение. До XVII века этим словом часто обозначали оборонительные стены.

Развитие древнерусского военного зодчества можно проследить по дошедшим до нас сооружениям. Например, в юго-восточной части Днепровского Левобережья сохранились остатки оборонительных сооружений городища реченско-борщевской культуры, которые представляют собой пример умелого использования естественных защитных свойств местности с применением рвов и частоколов. Такие укрепления давали возможность населению укрыться на короткое время от набегов кочевников.

Со второй половины X века военное строительство получило дальнейшее развитие. В связи с окончательным оформлением раннефеодального государства появились вооруженные воинские формирования, стала применяться тактика систематической и длительной осады, начали возводиться мощные укрепления, позволявшие оказывать успешное сопротивление нападающим. Для строительства крепости, укреплений средневекового города или боярской усадьбы требовалось значительное количество материалов и рабочих рук. Наиболее впечатляющим примером оборонительных сооружений той поры являются валы, рвы и стены в Киеве, возведенные при князе Ярославе Мудром, на строительстве которых в течение четырех лет работали более тысячи человек. В этот период вместе с использованием естественных препятствий начали возводиться мощные валы и срубные деревянные стены.

Среди всех типов оборонительных сооружений, построенных на Руси во второй половине X и в XI вв., наиболее полно отвечали тактическим требованиям крепости. Благодаря расположению на плоской, часто низменной местности эти крепости были защищены от скрытного подхода врагов и внезапного захвата. Вначале подобный тип крепостных сооружений применялся при строительстве феодальных замков в западнорусских землях, а в XII веке такие крепости строились по всей территории Руси.

Монгольское нашествие привело к существенному снижению темпов развития русского военного зодчества. В противовес основной форме захвата крепостей и поселений − штурму, применявшемуся монголами, русские военные зодчие вынуждены были применять новые формы организации обороны и строительства оборонительных сооружений. Во время монгольского вторжения выяснилось, что захватчикам было труднее овладевать расположенными в труднодоступных местах крепостями, против которых они не могли в полной мере использовать камнеметные машины. И по мере того, как Русь избавлялась от последствий монгольского нашествия, укрепления стали строиться на участках местности, защищенных крутыми берегами рек, высокими склонами, широкими оврагами и горными возвышенностями. Наиболее доступная сторона крепостей делалась более укрепленной, возводились специальные башни, которые позволяли уничтожать нападающих во время штурма стен.

В конце XII века процесс дробления феодальной Руси на множество княжеств сопровождался строительством укреплений самых различных типов. Среди крепостей этого периода важное место занимала Ладожская, оборонительные сооружения которой состояли из вала и рва, надежно прикрывавших ее со стороны суши. В мае 1164 года этой крепости пришлось выдержать осаду шведов, которые приблизились по Волхову на 55 лодках, но завладеть крепостью не смогли. Ее защитники уверенно отразили нападение, а затем заставили шведов отступить в направлении Ладожского озера, где они были настигнуты новгородским войском и наголову разбиты. В дальнейшем Ладога прочно вошла в систему внешних оборонительных сооружений Великого Новгорода, стала их основой и главнейшим звеном.

Немалое значение для Великого Новгорода и всей Новгородской земли имела крепость Порхов, которая надежно защищала древнюю сухопутную дорогу, шедшую к столице республики через Псков с запада. Основание крепости относится ко второй половине XIII века − тяжелому времени для Северо-Западной Руси.

Воспользовавшись тем, что центральные русские княжества были разграблены татаро-монголами, немецкие рыцари совершили глубокий прорыв в псковские земли и даже захватили Псков. Прямой путь на Новгород с запада оказался открытым, и над Новгородом нависла серьезная угроза захвата немцами.

Принимая решительные меры по защите своих земель, новгородцы в 1239 году под руководством князя Александра Ярославича (Невского) создали систему оборонительных сооружений на реке Шелони, среди которых выделялась крепость Порхов. Своевременная постройка крепостей и их умелое использование помешали движению немецких рыцарей к Новгороду, они вынуждены были изменить направление и идти в обход по южному побережью Финского залива.

Уже в первых упоминаниях о воинах-строителях на Руси указывалось, что они, помимо специальных знаний, имели широкие понятия о военном искусстве, о ведении обороны, в ходе которой оборудованию укрепленных пунктов отводилось важное место. В отличие от рабочих, строивших различные городские сооружения и называвшихся «дереводелами», или плотниками, военных строителей называли «городовиками» и «мостовиками», первые из которых строили оборонительные сооружения и стены вокруг городов и населенных пунктов, а вторые - дороги и мосты.

История сохранила немало примеров блестящей организации обороны русских городов и имена таких военных строителей, как Петр Милонега, который прославился при постройке Выдубецкого монастыря; Василий Кулиминь − строитель рубленой ограды города Владимира; Семен Курчий, руководивший восстановлением спаленного города Себежа; Даниил Загряжский, работавший в городе Устюге; Иван Выродков, занятый на строительстве города Свияжска, руководивший в 1552 году осадными работами при взятии Казани и в 1557 году построивший рубленую ограду города Галича; Конон Федоров, создавший Царь-город в Москве, и Конь Федор Савельевич − городовой мастер, отличившийся при строительстве в 1597 году новой ограды вокруг Смоленска.

…Бытует в военной среде профессиональная ревность, этакая неформальная состязательность родов оружия. Дескать, кто больше отмечен, прославлен богом войны − Марсом. На военных строителей также распространяются армейский юмор и незлобивая ирония, однако шутники отдают себе отчет в том, что стройбат в мирное и военное время безукоризненно справляется со своей ролью − созидает, ограждая сослуживцев, соотечественников от многих бед и лишений.