Как уже сообщал медиапортал «Хранитель», в конце минувшего года в рамках VIII международной научной конференции «Россия: ключевые проблемы и решения», прозвучало свыше двухсот докладов и сообщений по самым актуальным темам. Не осталось незамеченным и выступление доктора экономических наук, профессора Александра Анатольевича Куклина, главного научного сотрудника Института экономики Уральского отделения РАН. С сокращенным вариантом его выступления мы знакомим сегодня читателей.

От Года семьи – к долговременной стратегии сбережения ячейки общества

Депопуляция, обнажившаяся со всей пугающей глубиной в 90-е годы прошлого века, сначала из региональной и этнической превратилась для России в серьезную общенациональную проблему. Под социально-демографической безопасностью принято понимать такое состояние социума, при котором на территории государства (региона) обеспечивается стабильность и устойчивость процесса воспроизводства населении, сопровождающаяся повышением уровня жизни и развития. Если же один из этих компонентов деградирует, то начинает страдать и целостность системы.

О результатах исследования, которые обнародовал ученый, следует сказать особо. И дело не в том, что они несколько отличаются от официальных, а в том, чтобы суммарную составляющую, абсолютную демографическую величину всуе не рассматривали (как общую температуру по больничке)… Российские регионы далеко не однородны по социальным показателям и политику сбережения народа российского следует проводить с учетом регионального компонента, местной специфики и местных потребностей.

Вот почему авторы доклада из уральского отделения РАН работали не только с открытыми источниками, но и с латентными индикаторами, о которых по ряду причин не принято было говорить прежде. Они комплексно изучали данные центра наркологии, специализированных структур МВД России, медицины, осваивая те пласты информации, которые прямо или косвенно касались экономической безопасности регионов, их демографической составляющей в том числе. Исследования уральцев затрагивали такие взаимосвязанные сферы, как естественный прирост, состояние здоровья населения, качество жизни и материального обеспечения граждан, интенсивность миграционных потоков, половозрастной и семейный состав.

«Несмотря на наметившийся экономический рост последних лет, наращивание объемов производства, ситуация в социальной, демографической сфере, – отмечал докладчик, – остается критической. Уровень жизни населения и доходы значительно уступают аналогичным индикаторам наиболее развитых стран, да и среднестатистическим показателям мирового сообщества тоже. Принятые меры поддержки семьи и детей пока не носят системного характера. Демография и экономика не разделимы. Остро стоит проблема обеспеченности населения жильем, а введение ипотеки лишь подстегнуло рост цен на квартиры».

С 90-х годов прошлого века по сегодняшний день шло вымирание населения (примерно по 800 тысяч человек в год). Отмечены и такие тревожные тенденции, как старение населения, рост смертности во всех возрастных группах, снижение продолжительности жизни мужчин. Все это представляет угрозу устойчивому развитию регионов и государства. По данным специалистов, примерно половина территорий РФ ощущает экономическую нужду. По ряду параметров социально-демографическая безопасность близка кризисным величинам, особенно если говорить о Дальнем Востоке.

«Действительно, – сделал выводАлександр Анатольевич, – страна вернулась к показателю валового внутреннего продукта уровня 90-го года, но чтобы восстановить прежние позитивные демографические показатели, вероятно, понадобится еще жизнь двух поколений».

Такой объективный подход позволяет диагностировать не только общий процесс, но и учитывать состояние отдельных индикаторов жизнедеятельности общества, что очень важно, ведь только комплексная оценка ситуации дает адекватную, реалистичную картину.

Профессор А. Куклин акцентировал внимание слушателей на том, что обычно проблема депопуляции рассматривается в связи с сокращением рождаемости. Однако смысл же современного демографического перехода РФ принципиально меняет модель воспроизводства населения, поскольку мы де-факто переходим к модели с низкой рождаемостью, высокой продолжительностью жизни и низкой смертностью. И чтобы соответствовать такой модели целью всей социальной политики государства должно стать не просто борьба за выживание, а сбережение каждого человека, своего рода оптимизация численности россиян.

Следовательно, политика, направленная только на стимулирование рождаемости, даст кратковременный эффект. Долговременная демографическая политика должна быть направлена на создание благоприятных условий существования семьи, на формирование уважения к институту семьи. Необходимы высокая заработная плата, высокое качество социальных услуг, воссоздания эффективного здравоохранения, детского отдыха…

И еще несколько тревожных симптомов. По данным специалистов Института социально-экономических проблем народонаселения, семьи с большим достатком не собираются заводить второго и третьего ребенка, несмотря ни на какие материальные преференции. А молодежь в возрасте от 18-ти до 34-х лет подтверждает в социологических опросах, что чем выше уровень доходов, тем на более длительный срок откладывается рождение ребенка.

Нельзя забывать и о том, что порядка 1,7 млн. человек в год Россия теряет из-за абортов. До 700 тысяч наших граждан трудоспособного возраста умирают в результате предотвратимых причин смерти…

Наряду с депопуляцией отмечено и резкое снижение физического и психического здоровья населения. Совместно с ФСНК было выявлено реальное количество наркоманов. Сейчас эта драматическая цифра составляет порядка 9 млн. человек. Ученые подсчитали, в какую сумму обходится профилактика и лечение наркомании, и получилась, что по отдельным территориям РФ эти субсидии превосходят статьи бюджета на медицину и здравоохранение.

Динамика изменения зарегистрированного и фактического числа лиц, злоупотребляющих наркотиками

Федеральный округ

Число лиц злоупотребляющих наркотиками, состоящих на учете в учреждениях Министерства здравоохранения и социального развития РФ, тыс чел

Расчетная величина фактического числа лиц злоупотребляющих наркотиками, тыс. чел (в скобках указан коэффициент латентности)

2000 г.

2006 г.

2000 г.

2006 г.

Российская Федерация

441,9

506,4

1610,1 (3,6)

2057,1 (4,1)

Центральный округ

69,0

80,4

252,5 (3,7)

341,2 (4,2)

Северо-западный округ

23,4

28,4

132,1 (5,6)

179,7 (6,3)

Южный округ

75,4

96,4

245,6 (3,3)

333,6 (3,5)

Приволжский округ

92,4

102,0

337,6 (3,7)

414,6 (4,1)

Уральский округ

54,8

56,2

192,3 (3,5)

224,1 (4,0)

Сибирский округ

102,1

110,8

348,4 (3,4)

430,1 (3,9)

Дальневосточный округ

24,8

32,1

101,6 (4,1)

133,8 (4,2)

Наука высказалась. Пугающий реализм этих цифр, как представляется, должен подстегнуть власть к принятию адекватных, комплексных мер упрочения региональной безопасности страны.