«Очень важной является та информационная революция, которая проходит во всем мире. Она и дальше будет идти, и мы должны в эту революцию, в эти процессы "встроиться" грамотным образом, не подрывая нравственные устои и, в то же время, не выталкивая самих себя на обочину информационного развития. Поэтому то, что здесь говорилось в отношении развития Интернета, социальных сетей – это сейчас очень интересные процессы. Мне кажется, что мы все должны уделять этому повышенное внимание». (Из доклада первого вице-премьера Правительства РФ Дмитрия Медведева на II Общероссийском гражданском форуме. 22.01.2008 г.)
Об Электронном правительстве в России говорят давно – о результатах работы знают немногие. Доподлинно известно, что концепция «Электронного правительства» реализуется Министерством Российской Федерации по связи и информатизации в рамках Федеральной целевой программы «ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ». На реализацию программы выделены немалые бюджетные средства. Срок реализации программы – 2002-2010 гг.
Не вдаваясь в содержание и, не впадая в критику по существу Программы, попробуем посмотреть на проблему «Электронного правительства» глазами граждан, хозяйствующих субъектов, гражданского общества, которые и являются конечными потребителями услуг проектируемого Электронного правительства.
В этом смысле нас будут интересовать два основных аспекта проблемы:
· удобство и полезность использования Электронного правительства для граждан, общественных организаций и хозяйственных субъектов;
· борьба с коррупцией в государственных органах, общественный контроль над деятельностью государственных органов.
Аспект оптимизации управления и повышения эффективности работы государственных органов различных уровней не является предметом рассмотрения данной статьи, поскольку является одной из основных целей концепции Электронного правительства.
Безусловно, граждане России должны обладать возможностью получения информации не секретного характера о принимаемых государственными органами любого уровня решениях. Документы должны размещаться в регламентируемый временной промежуток на Интернет-ресурсах тех государственных органов, где и принято то или иное решение. Для удобства пользования гражданами, не имеющими постоянного доступа к сети Интернет, необходимо размещение на улицах, в помещениях мобильных информационных порталов Электронного правительства, где любой человек мог бы найти тот или иной интересующий его документ, записать его идентификационный номер и после распечатать его в специализированном месте. Для граждан и неправительственных организаций крайне востребованной была бы информация о расходной части бюджетов: федерального уровня, городского, районного. Особенно это актуально для общественного контроля над расходованием финансовых средств, выделяемых на ремонт жилых домов, систем жизнеобеспечения, благоустройства территорий (ЖКХ). Для хозяйствующих субъектов будет важна информация о проводимых открытых конкурсах на подрядные работы, конкурсах по продаже государственных, муниципальных активов (земель, зданий, предприятий). При желании можно будет всегда проверить и оспорить в судебном порядке стоимость работ, услуг. Открытость проводимых конкурсов позволит воспрепятствовать системе «откатов», сократит государственные расходы, будет способствовать подлинной конкуренции и повышению качества услуг, работ. Неправительственные организации смогут в свою очередь, при желании, проследить расходование бюджетных средств, выделяемых центром, на социально-ориентируемые проекты и выполнение (или не выполнение) местной властью решений центра.
В заключение, хочу привести еще две цитаты из выступления Дмитрия Медведева на II Общероссийском гражданском форуме, созвучные данной теме:
«В строительстве такой (эффективной) власти – ответственной перед людьми, равно как и в поиске результатов работы этой власти – ведущую роль должен сыграть контроль. И этим контролем занимаются неправительственные организации».
«Борьба с коррупцией в России должна стать национальной программой».