Польский министр обороны Радослав Сикорский в феврале побывал с визитом в Вашингтоне. Там конкретизировались детали договоренности о размещении в Польше элементов американской противоракетной обороны (ПРО). Аналогичные планы есть и в отношении Чехии. Что за всем этим кроется? И чем чревато для населения этих стран?

В начале 90-х годов прошлого столетия многие поляки и чехи, особенно молодые, не скрывали своего удовлетворения в связи с распадом Организации Варшавского договора. С их территории были выведены советские части из состава Северной и Центральной группы войск. Для умонастроений жителей Польши и Чехословакии не прошел бесследно тот факт, что на протяжении многих столетий они находились под чужеземным господством.

Многие чехи обостренно восприняли события сорокалетней давности, когда в 1968 году на их территорию были введены войска стран Варшавского договора. А Польша в декабре 1981 года в связи с внутренним кризисом стояла на грани гражданской войны и ввода советских войск на свою территорию – со всеми вытекающими последствиями.

Казалось бы, национальная память и стремление к самостоятельности этих государств не допустят появления на их территории иностранного военного присутствия и вступления в военные союзы. Но уже менее чем через 10 лет после вывода советских войск обе страны вступили в НАТО и Европейский союз.

Дальше – больше. Осенью 2006 года в результате двухсторонних переговоров с правительством США было принято решение о размещении элементов системы противоракетной обороны национальной территории США – радиолокатора слежения и распознавания баллистических целей GBR (дальность действия свыше 4000 км) – на территории Чехии, в 100 км восточнее Праги.

А в Польше, между городами Гданьск и Краков, предусматривалось размещение 10 пусковых установок ракет-перехватчиков GBI (дальность перехвата 2000 и 5500 км), оснащенных комбинированной системой наведения и реализующих принцип кинетического поражения (EКV), на территории Польши.

По нашему мнению, разговоры о развертывании «только пусковых установок и радиолокатора» свидетельствуют не только о лукавстве США, но и о плохой осведомленности правительств Польши и Чехии о реальном составе сегмента Третьего района системы американской ПРО. Ведь для развертывания, технической эксплуатации и боевого применения этих элементов требуется многочисленный обслуживающий персонал, по крайней мере по 200 военнослужащих и гражданских лиц на каждом из объектов.

Для их жизнеобеспечения требуется жилье, пункты питания, развлекательные объекты и (о чем у нас не принято говорить, а в армии США– в порядке вещей) учреждения – как бы это помягче сказать – для удовлетворения сексуальных потребностей, столь важных для каждого мужчины в возрасте от 18 до 35 лет,. Ведь мужчины составляют 85-90 % личного состава вооруженных сил США, остальные – женщины. Интимные контакты между военнослужащими-сослуживцами, если они не являются супругами, категорически запрещены и жестко наказываются. По этой причине нормальные сексуальные отношения возможны только с местными жителям, что приводит к возрастанию числа добрачных и внебрачных детей, рожденных от таких связей. Это обычная проблема для любого общества даже без участия иностранных войск.

Но в данной ситуации проблема заключается в том, что основная часть военнослужащих рядового и сержантского состава армии США являются представителями многочисленных наций и народностей с разным цветом кожи – чернокожие афроамериканцы, краснокожие индейцы, желтокожие филиппинцы и т.д. А в Польше и Чехии общественное мнение во многом определяется жесткими установками действующих конфессий – католицизма, лютеранства, протестантства, православия и др. Бескомпромиссные требования к морали предъявляет католическая церковь, запрещающая женщинам применять противозачаточные средства и делать аборты. Поэтому можно понять глубокое возмущение поляков по каждому случаю рождения у незамужней паненки или замужней пани ребенка с несвойственным цветом кожи.

Развертывание РЛС вблизи Праги значительно ухудшит экологическую обстановку в регионе. Главная причина – станция снабжена активной адаптирующейся фазированной антенной решеткой больших размеров с большой излучающей мощностью. А ведь по всем санитарным нормам США размещение таких объектов допускается только в безлюдных пустынных районах вдали от населенных пунктов! Или в Праге считают, что «обеспечить» выполнение этих норм на территории Чехии также просто, как и на малозаселенной Аляске или безлюдных Алеутских островах?

Кроме этого, во избежание авиационных катастроф запрещается пролет пассажирских и транспортных самолетов на расстоянии ближе 50 км от такой РЛС. В случае невыполнения этих требований возможно поражение экипажей самолетов и вывод из строя бортового радиоэлектронного оборудования.

Польшу же ожидают свои проблемы. Они связанны с неопределенностью в типе пусковых установок – шахтные или мобильные; в количестве ракет, размещенных на них – 1, 2 или 4, а также в типе ракеты и ее боевом оснащении – обычном или ядерном. Это обусловлено тем, что 13 июля 2002 года США односторонне и демонстративно вышли из Договора об ограничении стратегических систем противоракетной обороны от 26 мая 1972 года. В соответствии с этим документом разрешалось иметь шахтные пусковые установки для размещения одной ракет с неотделяемой ядерной головной частью, наводимой на цель с помощью многофункциональной РЛС. Развертывание многозарядных пусковых установок космического, воздушного, морского и наземно-мобильного базирования запрещалось. Запрещалось также иметь на ракете-перехватчике разделяющиеся головные части, а также размещать объекты системы ПРО на территории иностранных государств.

Теперь эти ограничения не действуют. Подтверждением этого является тот факт, что США уже разработали и испытали мобильную буксируемую пусковую установку, имеющую трехосное шасси, на которой размещается два транспортно-пусковых контейнера для ракет GBI фирмы «Локхид-Мартин». В свою очередь размеры проектируемых шахтных пусковых установок позволяет размещать в них 4 аналогичных транспортно-пусковых контейнера. Предполагается также, что головная часть ракеты GBI будет разделяться на 32 самонаводящихся боевых элемента с инфракрасной головкой наведения.

Но если стоящие на боевом дежурстве шахтные пусковые установки не создают особых проблем для населения, то этого нельзя сказать о мобильных пусковых установках. Ведь время от времени им придется выезжать на дороги Польши, поэтому возникнут неизбежные проблемы как для довольной плотной местной инфраструктуры, так и для жизнедеятельности местного населения. Ибо для обеспечения режима секретности по всему маршруту движения ракетных установок военная полиция США и Войска Польского перекроют все движение на неопределенное время. Такой печальный опыт уже имеют жители районов ФРГ, по дорогам которых перемещались дивизионы и огневые батареи ракетных комплексов «Першинг-2».

А теперь, как говорят англосаксы, the last, but not the least (последнее в перечне, но не по значимости). Упомянутые элементы системы ПРО – пусковые установки ракет-перехватчиков и РЛС – не способны перехватить боевые блоки баллистических ракет большой дальности, запущенных с территории Ирака и Северной Кореи! Ведь для успешного решения этой задачи необходимы дополнительные элементы. То есть два разнесенных на местности пункта радиоуправления полетом ракеты-носителя и головной части к цели – как элементов комбинированной системы наведения. Такие пункты радиоуправления предусмотрены в Первом позиционном районе системы ПРО (Форт Грили, Аляска) и во Втором районе (база Гранд-Форкс, Северная Дакота). Именно пункты радиоуправления обеспечивают допустимую величину промаха поражающего элемента относительно цели – не более 30-50 сантиметров на дальности 2000 км. Радиолокационная же станция GBR не в состоянии обеспечить такую точность наведения, так как на дальности 2000 км промах составит не менее 50 метров.

Следовательно, если не последуют разъяснения с американской стороны о том, на территории какой страны и в каких именно районах предполагается разместить пункты радиоуправления, то возникает дополнительный вопрос. На территорию каких государств выпадут образовавшиеся в результате взрыва радиоактивные осадки? Кроме того, термоядерный взрыв на высоте 200-300 км сопровождается коротким и очень мощным электромагнитным импульсом. За миллионные доли секунды он выводит из строя радиоэлектронную аппаратуру и электротехнические устройства, включая наземные линии электропередач в радиусе 1000-1500 км. Также будут поражены радиоэлектронное оборудование космических аппаратов и воздушных судов в радиусе до 3000 км. Такие вот перспективы «улыбаются» жителям Западной, Центральной и Восточной Европы.

Другим возможным вариантом использования разворачиваемых элементов «системы ПРО США» в Польше является использование пусковых установок для запуска баллистических ракет средней дальности в обычном или ядерном оснащении, а РЛС как выносного элемента, обеспечивающего оперативность получения информации о параметрах движения баллистических ракет и боевых блоков. Такое можно предположить на основе того, что Управление ПРО МО США дало указание фирмам «Боинг» и «Локхид-Мартин» объединить усилия в разработке и производстве улучшенного варианта универсальной ракеты GBI. Эта ракета должна использоваться в качестве или ракеты-перехватчика системы ПРО США большой дальности, или ракетоносителя малогабаритных космических аппаратов, или баллистической ракетой средней дальности (до 5500 км).

Но в любом случае антироссийская направленность заокеанской ракетной задумки очевидна. Это отмечали на самом высоком уровне и политическое, и военное руководство РФ. В случае размещения этих ракет на территории Польши подлетное время будет составлять 10 минут до Москвы, 15 минут до Нижнего Тагила и 22 минуты до Новосибирска. Неужели Варшава и Прага, окончательно согласившись разместить на своей территории военные объекты США, считают, что в случае пуска американских ракет районы их дислокации и радаров наведения останутся безнаказанными? Ведь по сложившейся традиции все государства, обладающие ракетно-ядерным оружием большой дальности, в качестве первоочередных целей рассматривают объекты, представляющие для них наибольшую угрозу независимо от того, на чьей территории они размещены.

Владимир Васильев, кандидат технических наук;

Владимир Рощупкин, кандидат политических наук.