Реалистичностью были проникнуты выступления всех ораторов, тон которым задал проректор МГТУ В.Ф.Ефимов. Современная Россия, несмотря на известную экономическую стабильность, не ограждена от угроз и вызовов XXI века. Не подхлестывая гонки вооружений, Россия укрепляет адекватный возникающим угрозам свой военный потенциал. Чему в немалой степени способствуют центры научно-технической мысли, каким является вуз, в стенах которого и собрались люди, кровно болеющие за судьбу Отечества.

«Однако осознавать сложность ситуации полдела, – подчеркнул Виктор Федорович, – важно наращивать технологический и духовный потенциал социума, формировать и подпитывать патриотический заряд нашей молодежи. Работать на упреждение, оберегая растущие поколения от непоправимых ошибок, связанных с набором социальных недугов и травматизмом».

За возвращение к проверенным временем формам воспитания и обучения молодежи ратовали в своих выступлениях заместитель председателя Общероссийского движения поддержки флота В.Н.Антонов, президент Международного общественного Фонда национальной и международной безопасности Л.И.Шершнев, заместитель главного редактора журнала «ОБЖ. Основы безопасности жизни» С.В.Манюков.

«Безопасность жизнедеятельности (БЖД) носит интегрированный характер,– заметил
декан факультета БЖД Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена доктор педагогических наук, профессор Л.А. Михайлов. – И требует от наших современников овладения широким спектром фундаментальных и прикладных дисциплин разных областей, что вызывает трудности овладения знаниями, навыками и умениями безопасного поведения. К тому же пока у системы высшего профобразования нет четких ориентиров, определяющих целевые установки БЖД.

К сожалению, такие значимые документы, как Национальная доктрина в области образования и Стратегия модернизации образования мало способствовали их определению. А между тем, для реализации Россией провозглашенных целей построения демократического общества, живущего в условиях рыночной экономики, огромное значение приобретает культура граждан, в том числе специалистов, занятых обеспечением безопасности в различных сферах, от которых зависит успех реформ и прогресс России. Переход к информационному обществу, глобализация, поликультурность, новые вызовы и угрозы предъявляют повышенные требования к развитию БЖД и уровню подготовки выпускников вузов в этой области».

На Общественном совете было оглашено приветствие президента Российской академии образования Н.Д. Никандрова. Он положительно оценил инициативу устроителей форума и считает продуктивной такую форму организации взаимодействия научно-педагогического сообщества с профильными комитетами Совета Федерации, Госдумы, Минобрнауки РФ, ФСБ, МЧС, МВД, Минздравсоцразвития, Рособразования, других государственных и общественных структур для активного содействия решению ключевых задач модернизации российского образования.

«Как вы знаете, решение одной из них – разработку стандарта общего образования второго поколения – Правительство РФ поручило Российской академии образования, – сообщил академик Николай Дмитриевич Никандров. – Мы предложили взгляд на стандарт как общественный договор, аккумулирующий требования общества, личности и государства к результатам образования, в равной мере понятный профессионалам, власти и самой широкой общественности. Он призван сделать школу важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования образованных, нравственных, предприимчивых людей с развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Обновление содержания образования в неразрывной связи с наукой призвано обеспечить ему роль все более мощной движущей силы консолидации общества, повышения гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культуры, эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, экономического роста, одного из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Для этого в новом стандарте мы стремимся решить проблемы практико-ориентированного содержания образования формирования компетенций – навыков и умений, развития мотивации детей на основе системно-деятельностного подхода, хорошо известного в российской образовательной практике.

Стандартизация общего образования – многогранный и сложный процесс, многие аспекты которого сопряжены с политикой, экономикой, экологией, приобретают большую социальную значимость. Поэтому мы сочли необходимым сделать его главными принципами открытость и демократичность, вовлечение в эту деятельность представителей научно-педагогического сообщества и широких слоев общественности, использование различных механизмов корректировки и уточнения компонентов стандарта на всех этапах работы над ним.

Авторы нового стандарта общего образования убеждены, что широкое и конструктивное обсуждение позволит сформировать консолидированную общественно-профессиональную позицию, общую платформу для разработки стандартов, удовлетворяющих требованиям личности и семьи, общества и государства. Российская академия образования приглашает Общественный совет по патриотическому воспитанию и безопасности жизнедеятельности к продуктивному сотрудничеству»…

Вице-президент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ (АБОП) генерал Александр Александрович Бабкин в своем выступлении отметил, что сегодняшнее начинание − признак серьезной и вдумчивой работы научно-технической и вузовской элиты над жгучими проблемами современности, глобальными вызовами XXI столетия. Обоснованная обеспокоенность судьбами будущих поколений.

«Родственная по духу и смыслу новому Общественному совету, АБОП, – подчеркнул А. А. Бабкин, – видит в этой продуктивной идее действенную форму консолидации научного сообщества с управленческими структурами, ответственными за безопасность граждан России, молодежными и ветеранскими организациями, нацеленными на решение ключевых задач системной защиты российского социума, наших союзников, друзей в ближнем и дальнем зарубежье. Выработку новых подходов к организации защиты государства, общества, личности от такой вселенской беды, как терроризм, экологические, техногенные катаклизмы, расширение с помощью новых технологий возможностей так называемого человеческого фактора.

На наших глазах безопасность из понятия преимущественно военного превратилась в категорию многогранную, затрагивающую фактически все сферы жизнедеятельности цивилизации. Поэтому интегральный показатель защищенности человечества − безопасность государства, общества, личности − вызывает закономерный интерес исследователей, склонных из разрозненных концепций, моделей защиты социума синтезировать единую программу действенных мер по сохранению Планеты Людей. Будем надеяться, что сегодняшнее заседание придаст этому процессу законченные и более совершенные формы.

Со своей стороны АБОП во имя высоких целей, заявленных Общественным советом по патриотическому воспитанию и безопасности жизнедеятельности, готова поставить на службу общему делу организационный, интеллектуальный и информационный ресурсы. О том, насколько они велики свидетельствуют такие цифры: в рядах АБОП плодотворно трудятся почти 6 тысяч академиков и докторов наук, в том числе и выпускников МВТУ имени Н.Э. Баумана, космонавты, исследователи океанских глубин, конструкторы и испытатели современной боевой техники, Герои Советского Союза и Российской Федерации, Герои Социалистического Труда».

Общественный совет сформировал рабочие органы и утвердил план работы на ближайший месяц. К практике и теоретической деятельности новой патриотической общественной организации медиапортал «Хранитель» будет периодически возвращаться и информировать своих читателей.

Николай Денисов.

Фото Дмитрия Бабкина.