Вот и наступил новый 2008 год. Прошли новогодние праздники и начались трудовые будни. Первые дни нового года московские улицы были полупустыми, а движение по городу доставляло удивительно приятное чувство легкости и свободы. Те, кто не покинул любимый город в праздничные дни, могли, наконец, получить настоящее удовольствие от езды по городу, именно от езды, а не «от ерзанья…», как писал Высоцкий. Это была фантастика – оказалось, машина – это не средство передвижения, а средство перемещения во времени, иначе и не назовешь! 40 минут вместо двух с половиной часов – почувствуйте разницу! Там, где в будние (а последнее время – и в выходные дни) мы толкались в привычных пробках, мы проезжали буквально за минуты!

А вот сотрудники ГИБДД не отдыхали вместе с нами, они работали в полную силу, а истинная причина их праздничного энтузиазма заключалась в том, что с 1 января вступили в силу новые штрафы на нарушение ПДД. Поэтому они «охотились» по всем правилам этого древнего искусства за редкими автолюбителями, проезжавшими по непривычно пустым улицам. Они останавливали подозрительных на их взгляд водителей, строго проверяли документы и делали предложение, от которого уже невозможно было отказаться: пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения (отказ от прохождения – лишение права управления ТС на срок от 1,5 до 2 лет/отстранение от управления ТС, направление на медицинское освидетельствование, изъятие ВУ, задержание ТС согласно ст. 12.26 ч.1).

Что ж, спасибо им за напоминание. Профилактика – вещь полезная, но, не избавляющая нас, к сожалению, от поборов на дороге. У нас всегда есть выбор: в течение 20 минут выслушивать нотации, следить, как заполняется протокол, выписывается квитанция, потом терять не менее часа в очереди, чтобы ее оплатить и т.д. и т.п. или просто молча положить между сиденьями 100-200-300-500 (и так до 60000 тыс. рублей за езду по Москве в нетрезвом виде) и, получив вместе с утвердительным кивком свои документы, ехать дальше. И я даже знаю, что вы выберете! Наши гаишники – люди адекватные и, если им доступно объяснить ситуацию: «Ну не при деньгах я нынче…», в большинстве случаев к консенсусу стороны приходят быстро.

Таблица административных наказаний за совершение нарушений в области дорожного движения (таблица штрафов), действующих с 1 января 2008 года...

Введение строгих наказаний за нарушение ПДД разделило общество на ярых сторонников и противников подобных мер. Аргументы сторонников заключаются, прежде всего, в том, что наконец-то увеличение штрафов заставит водителей соблюдать правила дорожного движения, ведь около 30 000 человек ежегодно погибает на дорогах России. А за последние 10 лет в результате ДТП погибло более 300 000 человек – это население города Калуги (для сравнения: в афганской войне погибло 14 000 человек). На наших дорогах погибают трудоспособные люди и дети – настоящее и будущее страны; огромное количество людей становится инвалидами. Трагедии людей, попавших в беду и потерявших родственников и своих близких, – это не просто горе одной или 1500000 семей, это – общегосударственная проблема. Значит, говорят сторонники ужесточения наказаний, увеличение штрафов и другие наказания за нарушение ПДД – правильный шаг.

Полностью соглашаясь в оценке ситуации, думаю, что решение проблемы таким образом: просто увеличить штрафы и все сразу станет хорошо, как и мнение, что если ужесточить наказания за уголовные преступления, то преступность исчезнет сама собой, не соответствуют реальному положению вещей.

К сожалению, все гораздо сложнее, и выход из этой ситуации не так однозначен, как кажется на первый взгляд. Во-первых, значение автомобильного транспорта в СССР явно недооценивалось. В условиях плановой экономики приоритет отдавался развитию железнодорожного транспорта, именно поэтому мы сегодня имеем такой национальный автопром и такую сеть автомобильных дорог. Про сопутствующую инфраструктуру не будем даже говорить в виду практически полного ее отсутствия.

Давно пора привести в соответствие с европейскими стандартами существующую сеть автомобильных дорог. До реконструкции Московскую кольцевую автомобильную дорогу (МКАД) называли «дорогой смерти». Темная, узкая, без разделительной полосы и боковых отбойников, она не отличалась большой пропускной способностью, зато выделялась большим количеством ДТП со смертельным исходом, за что и получила среди водителей свое не слишком приятное название. После реконструкции МКАД пропускная способность дороги возросла в несколько раз, а количество ДТП, повлекших смерть водителя или пассажиров, сократилось в 4 раза! Разве только ужесточением наказаний и увеличением штрафов можно было добиться такого результата?

Отсутствие культуры вождения нередко становится причиной пробок или ДТП. И часто это не следствие нарушения правил, а просто человеческий фактор – недостаток общей культуры и отсутствие уважения к согражданам. И на одном из первых мест оказываются сотрудники ГАИ, которые выезжают на встречную полосу, не пристегиваются, но требуют исполнения этого пункта от других, проезжают на красный свет потому, что они – представители власти. И так дальше и тому подобное. Для них новая таблица штрафов – возможность увеличения своих личных «доходов». Совершенно справедливо считают многие автолюбители, что чем выше штрафные санкции, тем больше конфликтных ситуаций на дороге, которые непременно вызовут рост числа взяток в автомобильной среде. Согласно американской статистике, 3% сотрудников всегда будут брать взятки; 3% могут брать, а могут не брать; 94% не будут брать взятки, если им обеспечат нормальные условия работы (высокую заработную плату, достойный соцпакет) и жесткий контроль: в этом случае можно говорить только об очень большой взятке.

Проблема парковок, с которой практически все знакомы не понаслышке? Сегодня инспектор единолично решает, как припаркована машина: правильно или нет. Знаки, запрещающие остановку или стоянку, появляются в самых неожиданных местах. Реалии большого города диктуют нам свои условия. Вот и собирают километровую пробку два автомобиля с еле заметными царапинами на бампере, которые второй час дожидаются приезда сотрудника ГИБДД, чтобы оформить протокол ДТП.

Одно ясно, пока ГАИ или ГБДД существует в его нынешнем виде, ничего хорошего ожидать не приходится. Кстати, когда по указу Ющенко на Украине была распущена DAI, ничего страшного не произошло, по мнению многих автолюбителей, движение даже улучшилось.

А что касается увеличения штрафов, то у нас, как принято «строгость законов российских компенсируется необязательностью их исполнения». Теперь уже и по новым штрафам люди «нормально расходятся» с инспекторами. Водители платят инспекторам и никуда не жалуются (ГУСБ и т.д.), а инспекторы не цепляются к мелким нарушениям (не пристегнутые ремни, незначительное превышение скорости и т.п.), так как это позволяет поддерживать своеобразный статус-кво на улицах нашего (да и вашего) города.

Итак, если вы в 6-30 утра выехали на работу, чтобы успеть «проскочить до пробок», почему и превысили скорость на 40 км/час, по пустой еще дороге проскочили на запрещающий сигнал светофора, а когда вас остановили за грязный номер, вы были не пристегнуты и, как выяснилось, забыли дома документы, то вы лишитесь заначки 5000 руб., а, скорей всего, даже больше, потому что за проезд на запрещающий сигнал и езду без документов вы можете лишиться прав на 1-2 года.

Итак, повторим, что принес нам Новый год, кроме административных арестов.

Забыли пристегнуть ремень безопасности – готовьте 500 руб.

Проехали на красный свет – 700 руб. или год - полтора без прав.

Превысили скорость на 10-20 км/час – 100 руб.;

20-40 км/час – 300 руб.

40-60 км/час – 1000-1500 руб.;

более 60 км/час – 2000-2500 руб. или лишение прав на 4-6 мес.

Выпили больше 1 кружки пива, а ваш вес менее 80 кг – 15 суток ареста. Там вы встретитесь с теми, кто был лишен прав раньше, но продолжал ездить. Вы реально можете лишиться прав на срок от полутора до двух лет, если управляли автомобилем в нетрезвом виде. (Избежать ареста за подобные нарушения могут только несовершеннолетние, беременные женщины, матери, у которых есть дети до 14 лет, и инвалиды 1-2 группы). Им придется заплатить максимальную сумму штрафа – 5 тысяч рублей. Если по вашей вине произошла авария, и был причинен средний вред здоровью потерпевшего, вас лишат прав на срок от 15 до 2 лет. А если вами был причинен легкий вред здоровью, то без прав вы будете в течение 1 года.

Повторно нарушили правила проезда через железнодорожные пути – 1 год без прав.

Вы управляли автомобилем, не зарегистрированным в установленном порядке? – 300 руб.

Нет талона техосмотра – 500 руб.

Не видно номерных знаков? – 300 руб. Потеряли номер? – 2500 руб.

За 2500 руб. вы можете передать права управления автомобилем лицу, не имеющему водительского удостоверения (это если вы захотите по дороге на дачу поучить ребенка или жену (мужа) ездить на машине).

Выехали на тротуар? Готовьте 2000-2500 руб. или лишитесь прав на 1,5-2 года. Поставили на тротуаре машину – 1000 руб.

Не пропустили пешехода? – 800 руб.

Любите говорить в машине по телефону – покупайте гарнитуру, иначе платите штраф 300 руб.

Удачи на дороге!