До настоящего времени о консолидации активов в отрасли нерудных стройматериалов говорить не приходилось. Крупные строительные и горнодобывающие компании (УГМК, группа ЛСР и др.) предпочитают иметь свои собственные карьеры по добыче песка и щебня, которые необходимы им для обеспечения производства. Бурный рост сектора жилищного строительства обуславливает постоянный спрос на нерудные стройматериалы и позволяет разрозненным добывающим компаниям и поставщикам действовать самостоятельно.

Рынки производства нерудных, или, как иначе называют, инертных стройматериалов, как правило, носят локальный, региональный характер, что особенно характерно для производства песка. При этом рынок сбыта можно условно разделить на три основных части: строительство и ремонт автомобильных дорог, сооружение и обслуживание железных дорог, а также производство стеновых материалов и всех видов бетона. Производство нерудных материалов является достаточно энергоемким и сильно зависит от цен на топливо и электроэнергию. Транспортные расходы также составляют значительную долю от стоимости материалов. Так, например, при транспортировке автомобильным транспортом невыгодным становится перемещение этого товара на расстояния, превышающие 60 километров.

При этом практически все предприятия, занятые в этой отрасли нуждаются в модернизации производственной базы. Таким образом, объединение отрасли потребует значительных инвестиционных затрат.

«Русские карьеры» уже отобрали для формирования холдинга предприятия с наиболее развитой инфраструктурой, техническим оборудованием и транспортом. Комбинируя такие критерии, как близость предприятия к крупным объектам дорожного строительства, масштабность и диверсификация производства, а также развитость транспортной инфраструктуры, холдинг предполагает выйти на полную проектную мощность уже к концу 2008 года. В состав холдинга войдут как российские предприятия, так и активы, расположенные на территории некоторых из стран СНГ, в том числе предприятия с государственным участием. Главный акцент ставится на приобретение активов в Центральном и Южном федеральных округах, а также на Украине. Управляющая компания «Русских Карьеров» разместится в Москве, откуда и будет осуществляться управление активами холдинга.

Создание холдинга не случайно совпало с массовым стартом реализации крупных федеральных и региональных целевых программ – «Модернизация транспортной системы России», «Дороги России XXI века», «Зимняя олимпиада 2014 года в Сочи», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и другими. Например, федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 годы)» включает в себя подпрограммы по модернизации и реконструкции существующих и строительству автомобильных дорог всех уровней, а также дальнейшее развитие сети железнодорожных путей, авиационных, морских и речных портов. Общий объем финансирования подпрограммы «Автомобильные дороги» на 2007-2010 гг. составляет 849,121 млрд. руб., в том числе 471, 795 млрд. руб. из федерального бюджета. В рамках этой подпрограммы объем финансирования на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования федерального значения из федерального бюджета в 2007-2010 гг. должен составить 181,147 млрд. рублей.

Расчет потребности в различных дорожно-строительных материалах и изделиях для нового строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог, произведенный СоюзДорНИИ, показал необходимость увеличения объемов производства нерудных строительных материалов по сравнению с 2005 годом в 1,78 раз к 2010 году и в 3,39 раза к 2020 году.

Рост потребления строительных материалов, который необходим для увеличения объемов строительства при отсутствии условий, способствующих увеличению предложения НСМ, также может привести к существенному повышению цен на песок, гравий и щебень, следствием чего станет повышение цен на конечную продукцию, в производстве которой используются нерудные строительные материалы.

Консолидация рынка нерудных строительных материалов, конечно, будет связана с рядом соответствующих проблем. Несмотря на большое количество запасов, ресурсы, как правило, уже распределены между действующими хозяйствующими субъектами, а проведение геологоразведочных работ и освоение новых месторождений требуют больших первоначальных инвестиций, что повышает риски вложений. Существуют также административные ограничения, связанные с получением лицензий на освоение того или иного месторождения; на оформление всей разрешительной документации часто уходит до трех лет. Кроме того, сказывается отсутствие действенного механизма конкурсного получения соответствующих лицензий.

Консолидировав ряд активов в отрасли производства инертных строительных материалов, «Русские карьеры» планируют занять значительную долю в общем объеме реализации целевых программ бюджета. Среди партнеров холдинга уже сегодня называются крупнейшие дорожно-строительные корпорации страны. Как заявил наш источник, они-то и будут являться основными потребителями продукции предприятий холдинга. Маркетинговые исследования, которые, по словам нашего источника, были проведены при подготовке плана создания холдинга, подтвердили перспективность развития этого направления.

Консолидация активов рынка нерудных строительных материалов позволит сконцентрировать в руках холдинга «Русские Карьеры» значительную часть ресурсов этой отрасли. При умелом использовании инвестиций результаты не заставят себя ждать, об этом говорит и ценовая динамика, и структурная разобщенность среди отраслевых предприятий.

Таким образом, на рынке добычи, производства и поставок нерудных строительных материалов в скором времени может появиться крупная холдинговая структура, способная консолидировать производство нерудных материалов.

В настоящей статье использованы материалы обзора рынка нерудных строительных материалов, проведенного Федеральной антимонопольной службой РФ в 2007 году.