Намеренно обращаюсь к практике региональных образовательных учреждений. Чтобы у читателей не сложилось впечатление о том, что счастливые победители конкурсов и олимпиад, грантополучатели имеют лишь московскую прописку. Отнюдь.

Весьма плодотворно, к примеру, сотрудничают школьники Владимирской области и агрохолдинга «Грин-ПИКъ», специализирующегося на производстве экологически чистых сельхозпродуктов и биогумуса (Генеральный директор – С.С.Конин). Первый областной конкурс школьников «Дождевые черви и плодородие почв», инициированный аграриями, стартовал еще 15 февраля 2003 года и с завидным постоянством продолжается в наши дни. В увлекательный эксперимент по разведению гибридного червя «старателя» – поставщика природного удобрения на основе биогумуса включилось около 800 юных экологов, селекционеров, агрономов и технологов.

Такого крупного научно-технологического проекта, реализуемого на общественных началах, современная Россия не знала. Услышав об условиях конкурса, в 2004 году к нему присоединились старшеклассники и студенты из Нижнего Новгорода, Орла, Твери, Костромы, Вологды, Санкт-Петербурга, Сумской области (Украина), Стерлитамака, Уфы, Элисты, Воронежа, Махачкалы, Хабаровска, Владивостока. Жюри отобрало 115 работ школьников, которые оценивали кандидаты и доктора наук. Многие юные естествоиспытатели за новизну тем, нестандартные подходы и методики исследований были отмечены дипломами, ценными подарками и призами (фотоаппараты, плееры, телевизоры, компьютеры). А лидеры – школа 12 № из Башкирии вернулись домой на микроавтобусе. На борту главного приза красовалась надпись «Грин-ПИКъ»: экологическое земледелие – будущее России».

Научно-исследовательский импульс из Владимира, похоже, вызвал поисковый бум. Участники первого областного конкурса (а сейчас уже готовится III областной открытый смотр юных вермитехнологов) отличились в Московском конкурсе «Юниор». В секции «Науки об окружающей среде» старшеклассники 21-й ковровской школы О.Акишева и А.Гольцов за «Исследование некоторых популяционных характеристик дождевых червей семейства Lumbricidae (Oligochaeta) и их почвообразовательные способности» удостоены 2-го места. А почетное 3-е место поделили их товарищи – страшеклассники О.Беляков и Е.Никалюк за работу «Изучение фитонцидной активности и антимикробных высших растений»…

Ученики 21-й ковровской школы постоянные участники и победители различных городских, областных и российских олимпиад, конкурсов, смотров. Кстати, это учебное заведение заслуженно носит звание «Школы тысячелетия». Ей присущ дух новаторства и творческой неудовлетворенности. Она располагает биолого-экологическим центром с зимним садом, изобильной оранжереей цветов, аквариумными рыбками и контейнерами со «старателями». Эта опытная вермитехнологическая площадка в ближайшее время получит статус мини-производства.

Как отмечал член жюри конкурса ведущий научный сотрудник лаборатории биологии развития животных биологического факультета МГУ Кирилл Алексеевич Трувелер: « Это прекрасный пример того, как предприниматели должны заботиться не только о своем личном благополучии сегодня, но и думать о благополучии молодого поколения».

Словом, то, что удалось на Владимирской земле, можно повторить в других краях и областях России. Особенно в аграрных регионах, которые, по данным официальной статистики, за годы реформ потеряли 17000 деревень. А ну как «старатель» окажется тем основным звеном, потянув за которое, мы вытащим село и саму Россию из трясины прозябания.

Как видим, технологии проектирования, аналоги тем, что предлагают катализаторы общественного развития – нацпроекты, участвуют в селекции специалистов ХХI века. При этом победителям дают понять, что они должны брать на себя функции лидеров: методистов или ресурсных центров. Их знания должны передаваться по всей образовательной сети. Поэтому мне кажется, что способ, когда делаешь ставку на лидера, который ведет систему за собой, верный. Если можешь быть лидером – будь им. Не можешь – следуй за лидером!

Майя Лихутина.