Вообще-то таких памятников-музеев (в виде установленных на берегу подлодок) немного. В нашей стране помимо Москвы их можно увидеть в Североморске и во Владивостоке. А в Западной Европе – в Лабё (Laboe), небольшом городке близ немецкого Киля. Океанская лодка времен Второй мировой войны, установленная на берегу, стала частью музейного комплекса, находящегося в ведении Германской морской ассоциации.

В комплекс также входит экспозиция о войне на море, размещенная на этажах высоченной башни, расположенной метрах в трехстах от лодки. Своими очертаниями башня из темно-красного кирпича напоминает рубку подлодки или (что кому нравится) огненный факел, устремленный к небу. Официальное назначение музейного комплекса в Лабе – сохранение памяти обо всех моряках, погибших на море.

А увидели мы и подлодку и высоченную башню с борта 15-палубного лайнера «Колор Лайн»  (Color Line). Он и аналогичный корабль «Колор Фэнтэзи» (Color Fantasy) регулярно курсируют между Норвегией и Германией. Надо подчеркнуть, что по своему назначению и классу это не паромы, а круизные суда, но с палубами для автомобилей. Причем эти суда – крупнейшие в своем классе.

Чтобы читатели «Хранителя» имели о них более четкое представление, приведу данные о «Колор Лайн», на котором мы совершили путешествие из Осло в Киль. Длина корабля  224 метра, ширина 35 метров, водоизмещение 75 тысяч тонн – это с добрый современный авианосец. Три прогулочные палубы простираются на 160 метров, а всего палуб на корабле – полтора десятка.

Эти данные мне привела госпожа Сольвор Волль (Solvor Woll), круизный менеджер, отвечающий за концертные и развлекательные программы для пассажиров, за связи с общественностью и прессой. Сольвор, между прочим, дочь полковника, выполнявшего миротворческую миссию в Ливане, искренне приветствовала гостя из России и пригласила нас на вечернее шоу в один из трех корабельных концертных залов. Мы с удовольствием послушали популярные мелодии из бродвейских мюзиклов в исполнении молодых артистов из Швеции. И, конечно, не могли не сделать комплимента   госпоже Воль, сменившей морскую униформу на вечернее красное платье. Оно как нельзя лучше соответствовало романтическому имени молодой женщины: Сольвор в переводе означает солнечная весна. Невольно вспомнилось похожее имя из оперы великого композитора Эдварда Грига – Сольвейг, что значит солнечный путь…

Но путь нашей собеседницы на борт «Колор Лайн» был далеко не всегда солнечным. Чтобы иметь на жизнь во время учебы в университете (точнее, на оплату жилья), Сольвор Волль, по ее словам, два года вкалывала на сейнере, обрабатывала свежую рыбу. Труд физически тяжелый, явно не женский. Но она прошла через это, ибо очень хотела получить хорошее образование, чтобы работать на таких судах, как «Колор Лайн» и «Колор Фэнтэзи». И Сольвор выдержала очень строгий отбор. Работой своей она очень довольно: приличная по западноевропейским меркам зарплата, а главное, 14-дневный довольно напряженный рабочий цикл компенсируются таким же по длительности отдыхом. 

Свое внимание к московскому гостю девушка по имени Солнечная весна объяснила не только канонами гостеприимства, но и тем, что я оказался первым российским пассажиром на борту круизного лайнера. В этом плане меня, образно говоря, восприняли,  как первую московскую ласточку. Ведь менеджеры туристического бизнеса не могут не учитывать тенденции последних лет: все больше туристов из России, пресыщенные ненавязчивым сервисом жаркой Антальи, обращают свои взоры на девственную природу Скандинавии, особенно фиорды. 

 «Колор Лайн» вошел в строй  в декабре 2004 года, но спрос на билеты очень большой. Ведь пассажиры могут соединить необходимое с приятным: не только перебраться из скандинавских стран в континентальную Европу (и обратно), а в пору отпусков продолжить путешествие на своей машине, но и лицезреть морские и прибрежные достопримечательности. В их числе, например, старинная крепость, на берегу Осло-фиорда, построенная в начале ХIХ века инженерами Наполеона; гигантский мост, соединяющий берега Дании и Швеции, под которым проходят океанские лайнеры, и пр.   При этом пассажиры пользуются сервисом высочайшего класса, но не по умопомрачительным ценам.  Откликаясь на спрос, владельцы судоходной компании «Колор лайнс» заказали еще один аналогичный круизный корабль – «Колор Мэджик» (Color Magic). В сентябре он был спущен на воду на судостроительной верфи в Турку (Финляндия). Всего же у компании десяток таких комфортабельных кораблей. 50 процентами капитала  владеют норвежцы, вторая половина принадлежит немецкой стороне.   

С помощью госпожи Волль мне удалось получить разрешение побывать на святая святых корабля – капитанском мостике. Обычно доступ посторонним сюда невозможен, но специальному корреспонденту медиапортала «Хранитель» сделали исключение, когда капитану доложили, что медиапортал освещает и аспекты безопасности. На мостике несла вахту смена Ингве Гирёноса (Yngve Gironaas) – 1-го офицера, то есть старшего помощника капитана. Этот высокий блондин в черных ботинках и в белоснежной форменной рубашке показал мне спутниковое навигационное оборудование и подробно ответил на вопросы. В частности, о проблемах безопасности. На таком огромном корабле ей уделяется огромное внимание. Команда (точнее, ее постоянный состав – 50 человек) и обслуживающий персонал – 250 человек – проходят специальный курс обучения мерам безопасности на борту и на море. Более того, на борту регулярно проводятся учения.

Все это, конечно, скрыто от посторонних глаз. По словам старшего помощника капитана, на корабле ни разу не было значительных инцидентов. Что касается угрозы террористических актов, то  меры против такой гипотетической возможности предпринимаются еще на берегу. Начинается такая работа уже при заказе билетов, когда паспорта и фамилии будущих пассажиров проверяются в компьютерной базе данных. А сотрудники службы безопасности в штатском еще на берегу присматриваются к машинам и пассажирам, вызывающим подозрения.

Но продолжим о возможностях судна. Для полной картины господин Гирёнос  назвал мне такие данные: мощность двигателей 42 400 лошадиных сил, скорость – 22,3 узла. На корабле можно разместить 750 автомобилей. На борту «Колор Лайн»  927 компактных, но прекрасно оборудованных кают – с телевизором, душем, туалетом и холодильником. Прямо через огромный иллюминатор диаметров чуть ли не в полтора метров из каюты можно любоваться морскими просторами. Или, скажем, потрясающими пейзажами Осло-фиорда, по которому корабль идет часа три.

 И все же большинство пассажиров предпочитают любоваться морскими и сухопутными красотами с прогулочных палуб, практически с высоты птичьего полета.  Именно оттуда я и сделал снимок морского мемориала в Лабё. Хотите – удобно располагайтесь в шезлонгах, хотите – можете скоротать время за ресторанным столиком с морской кухней или стойкой бара: отовсюду обзор отличный. А желающие, особенно женщины, могут сделать покупки на «магазинной» палубе. Здесь сплошь бутики с модной одеждой, аксессуарами и сувенирами. И почти как в Париже, маленькие уютные кафе, причем на любой вкус и кошелек.

Кстати, о кошельке. Пусть читатель не подумает, что поездка из Скандинавии в Германию и обратно доступна только сверхбогатым. Отнюдь нет – по европейским и тем более по норвежским меркам (Норвегия – самая дорогая страна Старого света) цены здесь, как уже отмечалось, божеские. Это и привлекает пожилые семейные пары и молодежь: среди пассажиров я встретил немало студентов, родителей с детьми и пенсионеров.

Я разговорился с моим соседом по корабельному концертному залу Жан-Полем. Потягивая весь вечер легкий коктейль, мой новый знакомый рассказал о себе. Он и его жена Мари-Роз из французской приграничной провинции Эльзас. Оба уже на пенсии, но 66-летний Жан-Поль, владелец небольшого магазина, продолжает работать. Французы, по моим наблюдениям, народ очень экономный, каждую копейку, то есть цент, считают даже лучше, чем их соседи немцы. Но Жан-Поль и Мари-Роз раньше за рубеж никуда не ездили – вкалывали, по выражению главы семьи, как дровосеки. А сейчас  могут себе позволить туристическую поездку в Скандинавию – подальше от западноевропейской суеты и загазованности больших городов. Их, пенсионеров из Эльзаса, здесь целая группа. До норвежской столицы они добираются на борту «Колор Лайн», а дальше, по городам и весям Страны фиордов – автобусом. Им, людям пожилым, спешить некуда, вот и решили совершить часть пути по морю. И не пожалели…

Время в пути пролетело быстро. Из Осло лайнер стартовал в 15.00. И уже в 10.00 на следующее утро мы были в Киле. Добрались на машине в Лабё и поднялись на лифте на самый верх мемориальной башни. Легкие облака не мешали любоваться живописными видами Кильского канала и курортных пригородов. По верхушкам невысоких волн беззвучно скользили сёрферы, а буквально над ними – дельтапланеристы. А вскоре мы услышали густой мощный гудок. Наш корабль шел обратным курсом, на северо-восток. До свиданья, «Колор Лайн»!

Владимир Рощупкин.

На снимке:Сольвор Волль.

Фото автора.