Проблема коррупции на международном уровне сегодня находится в центре внимания Организации Объединенных Наций и других международных организаций. Средства массовой информации, юридическая практика разных стран мира постоянно фиксируют факты, свидетельствующие об актуальности этой проблемы: коррупция, наряду с отмыванием нелегальных доходов и доходов организованной преступности, все больше приобретает международный характер.

В условиях рыночной экономики, свободной торговли и демократии коррупция не сводится к примитивному взяточничеству. Протекционизм, лоббизм, фаворитизм, финансирование политическихпартий, предвыборных компаний различного уровня, традиции перехода политических лидеров и государственных чиновников на должности почетных президентов корпораций и частных фирм, инвестирование коммерческих структур за счет госбюджета, перевод государственного имущества в акционерные общества, использование связей преступных сообществ, - часто являются во многих случаях завуалированными формами коррупции.

Что же понимает международное сообщество под коррупцией? Полной правовой точности, как это не покажется странным, нет. Давнее краткое и емкое определение, которое используется в Справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией, таково: «Коррупция – это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях». По этому определению ООН коррупция выходит за пределы взяточничества. В связи с этим международное сообщество, озабоченное транснациональной коррупцией, рекомендует ввести в национальные законодательства уголовную ответственность за подкуп.

Международное сообщество в рамках Организации Объединенных Наций давно обратило внимание государств-членов на необходимость безусловного и бескомпромиссного решения проблемы борьбы с коррупцией, и приняло на этот счет ряд соответствующих документов, в том числе обязывающего юридического характера.

ООН четко осознан тот факт, что коррупция развивается там, где законность уступает место неформальным договоренностям о предоставлении тому или иному физическому или юридическому лицу льгот, которых оно не смогло бы добиться при соблюдении существующих норм. Именно такая ситуация имеет место в сфере международных коммерческих и финансовых операций. Это дает основание предполагать, что развитие международной торговли может способствовать росту коррупциии в связи со вступлением России в ВТО. Подобное мнение «служит психологической преградой ООН в деле выработки эффективных мер по борьбе с коррупцией в международных торговых и финансовых отношениях».

29 ноября 1985 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию 40/34, содержащую Декларацию основных юридических принципов для преступлений в сфере злоупотребления властью. В Резолюции говорится о прошедшем VI Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Резолюцией ООН странам-участникам рекомендовано продолжать работу по расширению руководящих принципов и норм, касающихся злоупотребления экономической и политической властью.

В преамбуле Декларации выражена убежденность, что стабильные и прозрачные условия, в которых осуществляются международные коммерческие сделки, во всех странах являются существенным условием для мобилизации инвестиций, финансовых, технологических, квалифицированных кадровых и других ресурсов при пересечении национальных границ, чтобы в целом обеспечивать экономическое и социальное развитие.

ООН призвала осуществлять конкретные действия для борьбы со всеми формами коррупции, подкупа и связанными с ними незаконными деяниями при международных коммерческих сделках. В частности, предлагается обеспечить эффективное выполнение существующих законов, запрещающих подкуп в международных коммерческих сделках, поощрять принятие законов в этих целях, если они не существуют, и призвать частные и публичные корпорации, а также и частных лиц, находящихся в пределах их юрисдикции, ведущих международные коммерческие сделки, способствовать достижению целей настоящей Декларации, т.е. скоординировано объявить преступлением такой подкуп должностных лиц иностранного государства, но не препятствовать международным, региональным и национальным действиям по дальнейшей имплементации настоящей Декларации.

Россия, в числе первых подписавшая Конвенцию 9 декабря 2003 года, ратифицировала ее в 2006 году (третьей среди стран Большой восьмерки). Тем не менее, Россия не ратифицировала 20-ю статью Конвенции («Незаконное обогащение»). Эта статья гласит: «При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать». Но в 2011 году Правительство России не одобрило законопроект, который позволил бы ратифицировать 20-ю статью, якобы по той причине, что она противоречит 49 статье Конституции РФ и способна лишить миллионы граждан России презумпции невиновности.

В преамбуле Конвенции выражается беспокойство серьезностью порождаемых коррупцией проблем и угроз для стабильности и безопасности общества, что подрывает демократические институты, этнические ценности и справедливость и наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку. В ней не раз подчеркивается, что коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран, что обусловливает исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней.

Международное сообщество выражает серьёзную озабоченность связями между коррупцией и другими формами преступности, в том числе организованной преступностью, включая отмывание денежных средств.

В заключение целесообразно привести вывод из релиза 59-й сессии ГА ООН от 20 октября 2003 года:

«Коррупция не знает национальных границ. Проникая во все сферы общественной жизни, она искажает политические и экономические отношения в обществе. По мнению аналитиков, коррупция становится главным препятствием на пути притока зарубежных инвестиций. В этой связи, коррумпированные страны менее успешно осуществляют процесс экономической, социальной и технологической интеграции в мировое сообщество и сильнее страдают от негативных влияний глобализации. Для борьбы с коррупцией требуются в первую очередь эффективные национальные судебные и правоохранительные органы, а также расширение международно-правового сотрудничества в области борьбы с коррупцией. Такая необходимость вызвана последствиями коррупции, которая угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает основы государственного управления и международного правопорядка, ведет к искажению условий конкуренции и наноситсерьезный урон стабильности демократических институтов и моральным устоям всего мирового общества».

Марина СИРОТА, профессор, заместитель Председателя МАКК МТПП, координатор Общественного совета ООПН «Безопасная столица» в сфере культуры и социальной безопасности