Верная расстановка приоритетов в формировании информационного пространства – значимый показатель зрелости российского гражданского общества.

Мы постоянно слышим и сами часто говорим, что нынешнее время — это эпоха современных информационных технологий. Данное утверждение совершенно верно. В то же время, как всякая часто повторяемая истина, оно не всегда воспринимается настолько глубоко, насколько это необходимо.

Откуда мы черпаем сегодня сведения о происходящем в мире? Из самых разнообразных источников, которых стало значительно больше, чем это могли представить себе наши ещё сравнительную недавние предки. Но существенно возрастает разрыв между долей тех сведений, которые мы получаем сами, и процентом тех оценок, которыми снабжают нас другие. В первую очередь эти другие — средства массовой информации.

Средства массовой информации — это мощный инструмент введения в курс местных и международных событий. Но у СМИ, при всей широте их возможностей, в общем-то существует ряд ограничений.

Дело совершенно не в том, что кто-то злонамеренно отсеивает часть информации. Всё гораздо сложнее. Зачастую речь идёт о квалификации журналиста, который сегодня вынужден писать о том, что происходит в одном регионе, а завтра переключиться на совершенно другой район земного шара. Вчера этот журналист рассматривал одну отрасль промышленности, а сегодня ему поручено писать совсем о другой. Это уже сравнительно давние проблемы, которые связаны с тем, что никакая редакция не может держать в штате или хотя бы привлекать на временной основе специалистов абсолютно по всем вопросам, которые приходится освещать.

А ещё всегда присутствует проблема объема. Рассказав о событии в городе А, тоже самое СМИ вряд ли расскажет об аналогичном событие в городе Б, не говоря уже о городах В и Г. И это происходит каждый день. Даже крупные интернет-порталы СМИ, которые, в отличие от печатных изданий, имеют возможность регулярно пополнять размещенную на них информацию, всё же зачастую вынуждены отбирать только малую часть сведений и делать это весьма жестко.

Мы можем назвать это явление «проблемой информационной воронки». А можем и никак не называть ее. Эта проблема влияет очень на многое, но о ней практически не говорят, поскольку считается, что, если уж она есть, то с этим надо просто смириться. Такое мнение присутствует подспудно, прямо его, насколько мне известно, никто не высказывает. Воспринимать такое положение дел нужно, как природные осадки: ну есть они — и есть. Ничего не поделаешь!

Есть ли комплексное решение этой проблемы? Не знаю, насколько моё предложение можно назвать всесторонним, но убеждена, что заслуживает внимания следующее. У каждого региона, у каждого крупного города есть свой портал в сети Интернет. Так вот, он должен стать средством продвижения самых разнообразных материалов по следующим основным направлениям.

Разумеется, политика. Причём политические события можно здесь освещать с любой степенью детализации, размещая материалы по мере их появления, то есть используя основную особенность портала в сети Интернет.

Также экономика. Причём не сама по себе, хотя и она крайне важна, а обязательно в связи с самыми различными вопросами благосостояния населения региона. Появилось новое предприятие — сколько рабочих мест будет создано в результате этого? Сколько перепрофилироваться в старых должности? Реконструировано уже существующие предприятия? Нужны ответы на те же вопросы. Меняется схема движения транспорта? Кто проще и быстрее доберется и куда именно? И сколько таких счастливцев будет? А перечень экономических целей, которые решаются в каждом из регионов, в каждом из городов? Где можно увидеть их в виде сводного списка?

Наконец, культура. Какие фестивали и праздники состоялись? Что там показывали? Кому? Как оценивают эти события люди?

Зачем это нужно? А ведь это будет самое наглядное освещение достижений, которое будет подано как для всего населения данного региона, так и для многочисленных пользователей сети Интернет. Это крайне важно, поскольку данную информацию каждый может увидеть в любой момент, когда появляется свободная минутка, или полчаса, или час.

Так и возникнут глубокие, всесторонние ответы на вопросы: а чем же занимается сосед, насколько он добрый, какие цели он ставит перед собой, куда он приглашает партнеров и на каких условиях? Вот эта информационная открытость и станет основой еще большего доверия как соседних регионов разных стран, так и населения всего мира. Как развлекаются дети Камчатки, чему учатся подростки Краснодарского края, какие проблемы решают жители Мурманской области и насколько успешно? Все эти сведения должны быть найдены просто потому, что материалы для таких ответов каждый регион, каждая администрация региона и крупных городов должна подготовить и разместить.

Эти материалы ни в коем случае не должны походить на скучные отчёты. Для их подготовки нужно выращивать своих профессионалов, готовых работать на основе высочайших информационных стандартов: полстраницы — одна страница печатного текста, полторы-две минуты видеоролика, 5-7 фотографий, 3-6 слайдов презентации. Конечно, возможны варианты, но общие подходы должны быть именно такими.

Каждый из сюжетов такого рода должен быть информационно насыщенным, каждый должен быть написан всем понятным языком без какого-либо наукообразия. И в каждом должно быть указано, на какие вопросы он отвечает, какие именно даёт ответы.

Да, достоинства Интернета не стоит переоценивать. Далеко не каждый располагает доступом к сети Интернет, не все умеют искать там нужные сведения. Однако доступ к сети постоянно расширяется, а молодое поколение пользуется сведениями из сети всё шире и охотнее.

Глобальный охват сети Интернет — это потрясающее достоинство, которое ещё заслуживает должного понимания и должной оценки. Современные средства подачи информации требуют, чтобы мы буквально сегодня поняли: краткие, буквально двух- трехминутные ролики, размещенные на бесплатной платформе, например YouTube, могут дать ничуть не меньше, чем иные формы работы в современном информационном поле, подчас требующие колоссальных финансовых затрат. Пара кратких видеоматериалов, пусть даже снятых камерой мобильного телефона и оперативно размещенной в сети Интернет, могут дать куда больше, чем толстые стопы докладов о наших с вами достижениях и о достижениях наших коллег, которые, возможно, долго будут искать своего читателя.

Я ничего и ничему не противопоставляю. У средств массовой информации есть своя ниша, в которой с ними сложно соревноваться. Нужны доклады, конференции и симпозиумы, как необходимо и многое другое. Но еще раз хотелось бы подчеркнуть, что сравнительно простые решения касательно грамотных выходов в информационное поле требуют широкого применения уже сегодня, хотя на самом деле куда вернее было бы сказать, что они необходимы еще вчера. Массовое информационное творчество должно стать частью нашей жизни.

Конечно, было бы идеальным, чтобы материалы о жизни регионов появлялись не только на русском языке, но и на языках, наиболее распространенных в мире, да еще и на языках непосредственных зарубежных соседей того или иного региона. Такое комплексное решение, видимо, дело будущего, но и забывать об этой перспективе не стоит.

Как двигаться вперёд? Да вот так, как советуют многочисленные рекомендации в той же сети Интернет. Определить общий список целей, выделить среди них первоочередные, на этой основе подготовить список ближайших шагов и постепенно продвигаться, периодически уточняя как стратегические задачи, так и ведущие к ним на данном этапе пути.

Когда любой сможет убедиться в том, что добрососедство для России — это не только провозглашенный на высоком политическом уровне лозунг, а слово, которое отражает надежды как общенационального политического руководства, так и региональных властей и отдельных жителей самых разнообразных российских регионов, когда будет наглядно ясно, о чём мечтают и какие задачи решают на практике жители России не только в сюжетах, снятых СМИ, но и в роликах регионов, отдельных граждан, отдельных организаций, тогда труднее станет огульно и безосновательно обвинять Россию в наличии у неё целей, которые нам на самом деле чужды. Это будет мощный, убедительный, постоянно развивающиеся свод самых разнообразных доводов в пользу доверия к нашей стране. А на основе этого доверия будут крепнуть экономические и культурные связи с нашим государством, которое станет еще одним мощным аргументом в пользу того, чтобы не считать Россию своим врагом и, более того, стремиться к развитию с ней широкого спектра самых разнообразных отношений.

Таким образом, речь идёт о направлении, очевидно имеющем стратегический характер, с самых разнообразных точек зрения, о наборе вопросов, которые могут получить свое оперативное решение если и не прямо завтра, то в пределах вполне обозримого будущего. Давайте исходить из простого, понятного и, на мой взгляд, очень правильного тезиса: всё необходимое — возможно.

К примеру, 12 сентября 2018 года, выступая на пленарном заседании Восточного экономического форума Владимир Путин высказался против протекционизма, санкций и политической предвзятости в глобальной экономике. На этом фоне Азиатско-Тихоокеанский регион должен сохранить дух экономической свободы, быть пространством деловой инициативы без санкций. В частности, Президент России сказал: «Мир, глобальная экономика сегодня все чаще сталкиваются с новыми формами протекционизма, с разного рода барьерами, которые резко обострились в последнее время и растут непомерно». Высказывания президента нашли свое отражение в сообщениях СМИ.

Но насколько важно, чтобы в контексте этого высказывания на интернет-порталах в каждом из российских регионов появились достаточно полные ответы на вопросы: «Если я — российский предприниматель и хочу получить содействие в развитии бизнеса в регионе, куда и с чем мне обращаться?» «А если я — иностранный предприниматель и хочу получить содействие в развитии бизнеса в регионе, куда и с чем мне обращаться?»

И в какие сроки я могу получить ответ? А содействие в подготовке и представлении нужных документов возможно? А на каких условиях? И в какие сроки?

Представим себе, что на порталах регионов на постоянной основе работает раздел с историями успеха: как один предприниматель начал работу в регионе или городе и чего он добился. Как другой в иной отрасли достиг не менее впечатляющих результатов. И какие меры содействия ему помогли и как получить такое же или аналогичное содействие.

Впечатляюще? Конечно. А еще это прекрасная форма пропаганды, которая ярко продемонстрирует достижимость серьезных результатов. И при содействии соответствующих инстанций. И именно в наши дни. Думаю, воздействие таких сообщений трудно переоценить. Они обеспечат прозрачность, наглядность, это будут не общие слова, а конкретные истории о конкретных людях и предприятиях в конкретном месте.

В период 11–13 сентября 2018 года во Владивостоке состоялось событие, значение которого нам ещё предстоит оценить. Прошел IV Восточный экономический форум, основной девиз которого был сформулирован так: «Дальний Восток: расширяя границы возможностей». Событие стало поистине грандиозным.

Было проведено более 100 деловых мероприятий, посвященных наиболее актуальным темам региональной и международной повестки, включая. панельные сессии, деловые завтраки и круглые столы.

По итогам Форума было подписано, как сообщается, 220 соглашений на общую сумму в 3 трлн 108 млрд рублей (при этом учитывались только соглашения, не являющиеся коммерческой тайной). Суммы соглашений, подписанных в ходе предыдущих форумов составили: для первого форума — 1,3 трлн рублей, второго — 1,8 трлн рублей, третьего — 2,5 трлн рублей. Таким образом, по этому показателю обеспечивалось постоянное поступательное движение.

Дискуссии проходили в рамках четырех основных тематических блоков:

• «Инструменты поддержки инвесторов: следующие шаги»;

• «Отраслевые приоритеты Дальнего Востока»;

• «Глобальный Дальний Восток: международные проекты для сотрудничества»;

• «Создание условий для жизни людей».

В работе Форума приняли участие 6002 делегата и 1357 представителей СМИ из 60 иностранных государств, включая, в частности, Китай, Японию, Республику Корея, Монголию, США и Великобританию.

Среди высокопоставленных зарубежных политиков Форум посетили Председатель КНР Си Цзиньпин, Президент Монголии Халтмаагийн Баттулга, Премьер-министр Республики Корея Ли Нак Ён, Премьер-министр Японии Синдзо Абэ.

В Форуме участвовали более 340 глав иностранных компаний. Впервые на площадке ВЭФ присутствовали главы двух крупнейших нефтяных компаний Китая, занимающих 3 и 4 места в международном рейтинге компаний Fortune Global 500 соответственно, а также 383 главы российских компаний.

Возрастание значения форумов, которые становятся всё более значимой площадкой для обсуждения самых разнообразных вопросов взаимодействия в регионе, отметили практически все основные участники, включая высших руководителей приглашенных государств.

Результаты достигнуты весьма значительные. Однако ни для кого не секрет, что любой форум обеспечивает только первичные договоренности. Выполнение же их представляет собой весьма важную задачу, решение которой обеспечивает окончательную оценку самого форума, а также эффективность самых разнообразных государственных и региональных механизмов, участвующих в осуществлении государственных решений.

И вот здесь в полной мере нужно оценить, что мы живем в век информационных технологий: необходимо не только в полном объеме выполнить достигнутые решения, но и подробно, возможно, по стадиям показать, где и как такие решения выполняются. Разумеется, я не призываю к чрезмерной открытости. Но в тоже время добрососедские отношения обеспечивается в значительной мере информационной прозрачностью. Если эту прозрачность будем обеспечивать мы, то именно российская сторона на уровне регионов будет давать информацию, которую отберёт сама, оценит сама и сама же покажет значение своих мер для продвижения в том или ином направлении. Ни в коем случае нельзя позволять другой, не российской стороне определять информационные воздействия как на экономических партнеров, так и на рядовых граждан своей страны. У тех и у других в обязательном порядке должен быть доступ и к российской позиции. А такой доступ может появляется лишь в том случае, если соответствующие сведения размещены в сети Интернет и переведены на языки, доступные для будущих иностранных читателей.

Не возникнут ли проблемы в получении достоверной информации? Например, откуда иностранный журналист будет черпать её? Получит ее сам, либо заимствует ее у своих коллег?

Но часты ли случаи, когда информацию заимствуют именно у российской стороны? Думаю, что нет. А появление на регулярной основе надежных источников, подробно, всесторонние и грамотно освещающих условия для экономических связей между соседствующих регионами иностранных государств, — это очень мощное средство, которое позволит нам определенным образом, а вполне возможно, что весьма значительно, влиять на позиции делового мира, средств массовой информации и отдельных граждан сопредельных государств.

Убеждена, что это будет крайне важно и полезно для дела добрососедства и укрепления взаимопонимания с соседями Российской Федерации, а также послужит целям противодействия информационным атакам западных СМИ.

Марина СИРОТА, координатор Общественного совета ООПН «Безопасная столица» в сфере культуры и социальной безопасности