Американский астроном Арден Олби (Калифорнийский технологический институт) в своей статье «Загадочные ландшафты Марса» пишет:

«Как и фантасты, ученые обычно представляют Марс уменьшенной копией нашей планеты, но с более холодным и засушливым климатом. Считается, что его поверхность сформировалась под воздействием тех же процессов, что происходили на Земле. В начале ХХ в. многие думали, что на Марсе есть вода и придет время, когда там «будут яблони цвести», но миф развеялся в конце 1960-х, когда космическая станция обнаружила бесплодную, покрытую кратерами поверхность, гигантские горы, глубокие каньоны, вероятно, возникшие из-за суровых погодных условий. Изображения, полученные со станций Viking и Mars Pathfinder, напоминали самые мрачные земные ландшафты. Ученые сравнили экваториальные области Марса с американским Юго-Западом и выяснили, что полярные области схожи с Сухими долинами – бескрайними ледяными пустынями в Антарктиде.

Дальнейшие исследования показали, что такие сопоставления следует делать осмотрительно. Информация, собранная космическими станциями за последние пять лет, свидетельствует о том, что Марс – гораздо более сложная и загадочная планета, чем представлялось ранее. На, казалось бы, простой вопрос: «Был ли Марс когда-либо теплым, влажным и пригодным для жизни?» - невозможно ответить однозначно».

Бермудский треугольник Солнечной системы

Эпоха космических полетов аппаратов-зондов к Марсу началась 1 ноября 1962 года запуском советского аппарата «Марс-1», который успешно вышел на траекторию полета к планете. Последний, 61-й сеанс радиосвязи с ним состоялся 21 марта 1963 года при удалении аппарата от Земли на 106 миллионов километров. Судя по расчетам, 19 июня 1963 года первый разведчик прошел на расстоянии около 200 тысяч километров от Марса. И это был несомненный успех юной космонавтики.

Полет зонда «Марс-1» следует все же считать полууспехом. Фактически до Марса этот аппарат так и не дотянул. В средствах массовой информации о полете «Марса-1» сообщалось много разной чуши. И что станция-де погибла, ибо в нее врезался метеорит. И даже кое-кто давал версию, что все это, дескать, козни марсиан, которым эта акция землян пришлась не по нраву.

Конечно, все это глупости. Просто работа на межпланетных трассах оказалась чрезвычайно сложной технической задачей. Получать тут приемлемые решения быстро, с наскоку никак не удавалось. Космос оказался строгим учителем.

Он показал, что здесь мелочей не бывает. Требовалась небывалая доселе культура технического производства, медицинская чистота и чрезвычайная тщательность. И, кроме того, понятно, нужны были многомесячные труды тысяч людей и огромные средства.

Так, общая стоимость американских аппаратов «Маринер-6» и «Маринер-7» составила 126 миллионов долларов, стоимость двух ракет «Атлас-Аджена Д» для их запуска – еще 20 миллионов долларов. А ведь доллар в конце 60-х годов прошлого века стоил гораздо дороже, чем в наши дни.

«Снимки, переданные с борта “Маринер-4”, - пишет Антон Первушин в книге «Завоевание Марса», - были опубликованы 6 августа 1965 года вместе с отчетом научной группы. Они вызвали шок. Получалось, что скептики правы, и Марс во всем подобен Луне. Его атмосфера слишком слаба, чтобы защищать поверхность от метеоритов. Даже если бы на красной планете и возникли какие-то зачатки жизни, они были бы уничтожены непрекращающейся метеоритной бомбардировкой. Теоретики, отстаивающие идею Марса как планеты пустынь, могли торжествовать. Но хотелось ли им торжествовать? Человечество было поставлено перед фактом: оно одиноко в Солнечной системе, и в ближайшее время контакт с “братьями по разуму” вряд ли возможен».

Долго пришлось бы перечислять все многочисленные попытки дотянуться до Марса. В 1971 году была наконец осуществлена первая мягкая посадка на поверхность Марса («Марс-3»), но, к сожалению, сразу после этого связь с аппаратом прервалась.

Наиболее результативными оказались полеты американских зондов «Викинг-1» и «Викинг-2». В 1976 году их удалось вывести на околомарсианские орбиты. Представилась замечательная возможность обстоятельно оглядеть из космоса поверхность красной планеты. И более того: вскоре совершить на Марс мягкую посадку спускаемых аппаратов.

Это был торжественный момент в истории марсианских поисков. Прежде советский, теперь просто российский астроном Леонид Васильевич Ксанфомалити в книге «Парад планет» (глава 4 «Красные пески Марса») так описывает спуск на Марс американского аппарата «Викинг-1». Случилось это знаковое событие 22 июля 1976 года.

«…Механический манипулятор погрузился в красный грунт Марса, - пишет Ксанфомалити. - Грунт был совсем мягким, из мелкого легкого песка, на глади которого от прикосновения манипулятора и под действием ветра образовались змеистые трещины. В песке встречались довольно крупные камни, мешавшие движению ковша манипулятора. Вся равнина вокруг аппарата также была усеяна кусками ноздреватых камней, вроде вулканического туфа, и гладкими массивными глыбами неправильной формы. Камни выступали из моря красного песка, вся поверхность которого была покрыта песчаными дюнами разных размеров. Большой валун, метра в два длиной, находился слева от аппарата. На его верхушке лежала шапка из мелкой красной пыли – след недавно прошедшей пылевой бури. За небольшой впадиной, на краю которой стоял аппарат, виднелась зубчатая линия горизонта. Впадина была углублением кратера, а горизонт – его валом».

Итак, Марс удалось не только детально рассмотреть издали, с космической орбиты, но и буквально «пощупать красную планету руками». В частности, появилась возможность изучать состав марсианской атмосферы, метеоусловия и грунт в местах посадок. Увы, продуктов жизнедеятельности микроорганизмов тогда обнаружено не было.

Да, успехи были и немалые. Но вот в целом статистика, связанная с попытками изучать Марс аппаратами, не столь уж хороша. Красная планета словно бы всячески старается дать отпор попыткам землян исследовать ее с близкого расстояния.

Возьмем данные по СССР. За время между 1960 и 1996 годами были проведены 17 запусков автоматических межпланетных станций. И что ж? Основные задачи удалось выполнить только трем из них.

Да, словно злой рок витает над марсианской программой (правда, не только в нашей стране, но и за рубежом). Примерно две трети зондов погибают или теряются при очень странных обстоятельствах. И ни одна другая планета Солнечной системы, вновь это подчеркнем, не обходится для космических агентств многих стран столь дорого.

А потому по праву многие журналисты, комментаторы и ученые давно нарекли Марс Бермудским треугольником Солнечной системы.

Все так. Но при этом никак не следует забывать и о громких наших, землян, марсианских победах и достижениях.

Еще в ноябре 1971 года, после пяти месяцев полета, американская автоматическая станция «Маринер-9» вышла на орбиту вокруг Марса, стала его первым искусственным спутником.

Отныне Марс можно было прицельно фотографировать, так сказать, и в фас, и в профиль. И впервые были получены фотографии почти всей поверхности Марса с разрешением порядка одного километра. Отныне человек мог увидеть такие детали Марса, которые невозможно разглядеть, проводя наземные наблюдения. На Землю было передано 7329 снимков.

И теперь мы можем любоваться высококачественными цветными фотографиями марсианских пейзажей. Человек увидел оранжевые камни, лежащие на ржаво-оранжевой песчаной равнине. И совсем для нас необычное, неожиданно яркое розовое небо Марса.

Уже составлены подробные космические карты Марса. Космичес­кие картографы (появилась и такая специальность) использовали снимки, полученные межпланетными автоматическими станциями «Марс-4» и «Марс-5». Площадь закартографированной поверхности составила 5 миллионов квадратных километров. На картах на фоне оранжевых красок пустыни четко вырисовываются хаотично разбро­санные кольца кратеров, долины, извилистые русла «рек».

Кстати, на картах Марса (тут обозначена Земля Прометея, Земля Ноя, крупные кратеры названы в честь ученых…) используются также и старые географические и мифологические названия, которые полтора века назад предложил итальянский астроном Скиапарелли (1835-1910), прославившийся в свое время обнаружением на Марсе «каналов», считая их сооружением искусственным, делом рук марсиан.

Вот так из астрологического символа, из неясного оранжевого пятнышка в поле зрения телескопа Марс превратился в огромную и разнообразную планету со сложным рельефом, неоднородным строением коры и необычной атмосферой.

«Природа не раскрывает свои тайны раз и навсегда»

Конечно, очень бы хотелось обнаружить на Марсе хоть какие-то намеки на существование на этой планете живой жизни. Увы, такие результаты получены не были. И оставалось лишь ограничиваться шутками на сей счет. К примеру, британский писатель и журналист Грэм Хэнкок в книге «Мистерия Марса»

сообщает такой анекдот на эту тему:

«Известный астроном получил от редактора одной газеты телеграмму следующего содержания: «Отправьте сообщение в сто слов наложенным платежом. Есть ли жизнь на Марсе?» Астроном отправил в ответ два слова – «Кто знает?», повторенные 50 раз».

Шутки шутками, однако достигшие Марс многочисленные аппараты позволили покончить со многими домыслами об этой планете и дали массу ценнейших достоверных фактов.

Так Марс вдвое меньше Земли, но вдвое больше Луны: его средний диаметр – 6775 километров. Масса Марса в 10 раз меньше земной, потому сила притяжения на красной планете составляет лишь 38% от притяжения Земли. Кроме того, и плотность Марса в 1,4 раза меньше, чем у Земли.

Марсианские температуры? Они оказались очень низкими. Разброс температур на поверхности Марса находится в пределах от минус 140 до плюс 17 градусов по Цельсию.

Иркутский астроном Сергей Арктурович Язев в книге «Загадки красного соседа, или Марсианские хроники-2» сообщает о Марсе еще и такие подробности:

«Что удалось узнать о Марсе?

За последние годы получен гигантский объем информации. У нас есть подробные снимки поверхности планеты, сделанные с орбит искусственных спутников. Мы знаем особенности рельефа всей планеты (составлены отличные карты), знаем, как выглядит сама поверхность: качество сегодняшних снимков и панорам гораздо выше, чем качество фотографий, сделанных на Земле «мыльницей» и даже профессиональными камерами!

Мы знаем, какие химические элементы и даже какие минералы составляют грунт Марса. Мы знаем, сколько на Марсе замороженной воды, представляем, как устроены полярные шапки.

У нас есть образцы марсианского грунта, которые сама природа доставила на Землю! По крайней мере уже 24 метеорита, найденные на Земле, оказались марсианского происхождения. Похоже, древние удары падавших на Марс метеоритов выбили из коры планеты куски породы, которые после длительного космического путешествия упали на Землю…

Исследования с космических аппаратов позволили построить модель атмосферы планеты. Мы знаем, из чего состоит атмосфера Марса, какие процессы там происходят, как меняется плотность, температура и давление в зависимости от высоты. Известны подробности образования уникальных пылевых бурь, температурный режим поверхности Марса, уже получены длинные ряды регистрации метеопараметров.

Есть информация о магнитном поле планеты, а значит, и о внутреннем строении. Геологи (правильнее сказать, ареологи) делают далеко идущие выводы о геологическом прошлом Марса, анализируя морфологию марсианских ландшафтов. Марсу посвящены монографии и сотни статей, и с каждым годом мы понимаем эту планету все глубже. Если сравнить день сегодняшний с теми временами, когда Красная планета была известна лишь как медленно движущаяся на ночном небе оранжевая звездочка, то наши знания о Марсе выросли в миллионы – если не в миллиарды – раз!

Поражавшие воображение старые загадки этой планеты полностью разгаданы.

Удалось разобраться с грандиозным мифом – каналами на Марсе. Сегодня даже «желтая» пресса о каналах не вспоминает. На подробных картах планеты нет никаких каналов, и уже давно исчезли сомнения в том, что мы имели дело с оптическим обманом, иллюзией, свойством человеческого зрения в совокупности с недостатками оптики использовавшихся телескопов».

Постепенно рушились и многие стереотипы представлений о Марсе.

Так,вначале представлялось, что Марс должен очень напоминать Луну, ибо его поверхность покрыта множеством древних кратеров ударного происхождения. Это – естественное следствие разреженности атмосферы Марса: она не в состоянии затормозить падающие на Марс метеоритные тела, как это делает земная атмосфера.

Далее, на снимках удалось обнаружить структуры, напоминающие привычный нам вид земных русел высохших рек с притоками и намытыми островами. Это казалось очень странным, ибо давление у поверхности Марса очень мало: что-то около 6 миллибар. В таких условиях вода должна закипать уже при температуре 2 градуса по Цельсию!

Вода на Марсе должна была выкипеть, обратиться в пар, она, правда, может и замерзнуть, но уж точно не может сохраниться в жидком виде. И это стало одной из загадок Марса.

Марс – явно не Луна, но, может, он похож на Землю? Конечно, некие сходства есть, но имеются и принципиальные различия. Перечислим их кратко.

Первое отличие: земную твердь покрывает слой почвы, поверхность Марса напротив усыпана слоем мелкозернистого материала, который выпал из атмосферы.

Второе отличие Марса от Земли – это ураганные ветры. Тут вовсю бушуют пылевые бури, мощные смерчи и лавины.

Третье отличие: на красной планете нет атмосферных осадков, отсутствуют моря и океаны, столь важные для формирование погоды на Земле.

Четвертое отличие: почти полное отсутствие воды в жидком виде на Марсе. Правда, вода может существовать на планете в виде льда под слоем марсианского грунта.

В итоге, обильное поступление информации с Марса показывало с очевидностью, что Марс – это не Луна и не Земля. Просто Марс – это Марс! Скажем, такой отличительный факт. Поверхность Марса очень гориста, прорезана гигантскими каньонами. И по ширине, глубине и протяженности такие каньоны не имеют себе равных ни на одной каменной планете Солнечной системы.

В книге «Завоевание Марса» Антон Первушин пишет про особливость, неподражаемость Марса так:

«Телекадры, переданные американскими космическими аппаратами “Mariner-9”, “Viking-1” и “Viking-2”, показали прежде всего, что Марс – это не Земля. Но и не Луна. Марс – это Марс. Особая планета со своей уникальной эволюцией, которую следует изучать, если мы хотим узнать, как устроена Вселенная и какие механизмы управляют ее развитием. И при внимательном взгляде на Марс возникает множество вопросов.

Если на Марсе нет воды, то откуда взялись русла? Если Марс всегда был таким мертвым, как сейчас, то откуда не нем самые большие вулканы в Солнечной системе? Как образовались крупнейшие кратеры Марса? Что за потрясения переживала эта маленькая планета за миллиарды лет своего существования?

Когда думаешь об этом, разглядывая снимки с космических аппаратов, то на ум приходят самые различные гипотезы. Но преобладает одна: когда-то Марс был совсем другой планетой, и нам просто не повезло, что мы застали его мертвым. В последнее время эта гипотеза приобретает все больше сторонников».

Вот так Марс превратился в огромную и разнообразную планету со сложным рельефом, неоднородным строением коры, необычной атмосферой. В планету, задающую загадку за загадкой.

И главная загадка Марса – это причина грандиозных, катастрофических климатических изменений, которые, видимо, случились в далеком прошлом этой планеты. Возможно, на Марсе когда-то текли реки, существовал и океан. Но затем внезапно с Марсом что-то стряслось, и его лик, его природа кардинально изменились.

Как бы итожа, собирая в целое все то, что удалось с помощью космических аппаратов узнать про Марс, уже упоминавшийся выше астроном Леонид Васильевич Ксанфомалити в своей замечательной книге «Парад планет» оставляет такие значимые строки:

«…Свойства “блуждающих звезд” (планет Солнечной системы – Ю.Ч.) – этих миров, до которых в последней трети ХХ в. человек дотянулся “руками” автоматов, оказались неожиданными и удивительными. Они значительно отличаются от представлений докосмической эры. Природа продемонстрировала здесь свою неистощимую изобретательность.

Среди планет – раскаленных до высоких температур тела с плотной атмосферой и тела ледяные, вовсе лишенные атмосферы; небольшие массивные планеты типа Земли и огромные газовые шары планет-гигантов. Физические условия у поверхности планет и спутников невероятно разнообразны. Нагретая до

460 0С поверхность Венеры и морозные пустыни Марса, теплые океаны Земли и миры глубочайшего холода, откуда даже Солнце видится только очень яркой звездой.

Поразительно, что это второе, подлинное открытие планет произошло всего за какие-нибудь 30 лет. Множество поколений астрономов прошлого в течение многих веков проводили ночи у телескопов в абсолютно нереальной надежде узнать подробности об этих крошечных туманных дисках. Другие посвящали всю свою жизнь расчетам, на которые ныне компьютер затрачивает секунды. Увы, впереди лежала безбрежная, непреодолимая река времени. Она лишь теперь донесла нас до небольших еще, но достаточно надежных островов знаний, которые, вопреки нашему снобизму, содержат вклад всех наших предшественников.

Как и во все времена, захватывающая картина мироздания поражает. И, как во все времена, не следует думать, что мы знаем уже достаточно. В качестве эпиграфа в книге американца Карла Сагана «Космос» приводится удивительная по глубине мысль Сенеки, высказанная 2000 лет назад:

“В нашей Вселенной… скрыты предметы исследований для всех времен. Природа не раскрывает свои тайны раз и навсегда”».