Глубоко под «вулканом Дамаска» и «битвой за Алеппо» продолжают с грохотом двигаться тектонические плиты глобальной энергетической шахматной доски. Речь идёт о том, где будут проходить магистральные нефте- и газопроводы - своего рода кровеносные сосуды сегодняшней мировой энергетики. А по большому счёту - кто будет управлять всем этим хозяйством, кто и куда будет направлять мировые ресурсы? Участники этого процесса всё те же - США, страны Запада, государства Ближнего Востока и соседних регионов, включая Россию.

США весной этого года, похоже, окончательно отказались от поддержки проекта «Набукко», задуманного ещё в 2002 году. Изначально проект предусматривал строительство 3.300 км трубопровода из Азербайджана и Ирана в Германию и Австрию. Строительство должно было начаться в 2011 году, а завершиться к 2014 году. Сначала возникали проблемы с финансированием и споры о квотах на газ для его участников и, кроме того, нехваткой металла для изготовления труб. Однако решающей для охлаждения интереса к проекту стала проблема с источниками поставок газа, а точнее, с государствами, владеющими этими месторождениями. 

Первоначально сама идея строительства «Набукко» опиралась на газовые поставки из Ирана. Это наиболее крупный источник газа с разведанных месторождений. Однако США категорически выступили против сотрудничества с Ираном в нефтегазовой сфере и однозначно вывели иранский газ за рамки проектов поставок «голубого топлива» в Европу. До сих пор никто из участников не может ручаться, что разрабатываемое европейскими консорциумами месторождение «Шах-Дениз» в Азербайджане и даже «Стадия-2» этого проекта наполнит газопровод по крайней мере на треть - до 10 млрд. кубометров газа в год, что необходимо для нормального функционирования трубопровода. Меньшие объёмы просто сведут на нет весь проект. 

Исходя из этого, США стали отдавать предпочтение другому проекту - «Южный газовый коридор», призванный в будущем стать основным маршрутом транспортировки газа из Азербайджана и Туркмении в ЕС через Грузию и Турцию. Это в общей сложности три газопровода, альтернативных существующим российским газопроводам и планируемому «Южному потоку». США в принципе выступают за поставки газа в обход России не только из Азербайджана, но и из Центральной Азии. Именно этот фактор считается ключевым в обеспечении европейской энергобезопасности и снижении энергетической зависимости Европы от России. 

В то же время Россия ускоряет собственные планы по будущим поставкам в Европу. Согласно информации «Газпрома», завершена работа над проектной документацией для газопровода «Южный поток». Проект реализуется с участием российских, итальянских, французских и немецких компаний. Трубу планируется проложить по дну Чёрного моря из порта Джубга в болгарский порт Варну. Далее две его ветви пройдут через Балканский полуоостров в Италию и Австрию. Строительство газопровода планируется начать уже в конце 2012 года и завершить в 2015 году. Планируемая мощность «Южного потока» - 63 млрд. кубометров газа в год. В этом году уже удалось согласовать с Турцией прокладку трубопровода через турецкую часть черноморского шельфа. 

Европейские страны не отказываются от получения газа по этому маршруту. Однако принятый Евросоюзом в 2009 году так называемый «третий энергетический пакет» налагает ограничения на деятельность в энергетическом секторе вертикально-интегрированных компаний, к числу которых принадлежит и наш «Газпром». Главное требование европейцев - это разделение бизнеса по добыче и транспортировке энергоносителей. Второе требование - это превалирование интересов потребителей над интересами поставщиков. На практике получается, что, защищая интересы потребителей, ЕС игнорирует интересы производителей и поставщиков энергосырья и практически вводит диктат потребителей. 

На международных форумах по проблемам энергообеспечения Европы российской стороне вновь предлагается ратифицировать Энергетическую хартию и договор к ней, суть которого - поставить поставщиков в подчинённое положение к потребителям. В этой ситуации очевидно, что продавливание членами Евросоюза конкурирующих газотранспортных проектов изначально нацелено на снижение конкурентоспособности российских маршрутов и снижение цен на газ. Получается довольно интересная картина: Запад, выводя Иран за рамки энергетического сотрудничества, создаёт для себя проблему нехватки источников, альтернативных российским, при том что российской стороне выставляются всё новые и новые требования.

В сложившейся ситуации многое зависит и от Сербии, на территории которой проектом планировалось построить газохранилище. Сербия получила статус кандидата на членство в ЕС и отныне должна играть по его правилам, что фактически могло заморозить соглашение России и Сербии по нефти и газу. Однако на настоящий момент Сербия продолжает заявлять о большой заинтересованности в российском проекте. Таким образом, практически все переговорные процессы по всем каспийским энергетическим проектам увязают в сложных политических интригах. И всё это происходит на фоне ожидаемого увеличения спроса на «голубое топливо» в Европе.

Наряду с этим госдепартамент США недавно сообщил о том, что две американские компании, названия которых не уточняются, намерены принять участие в строительстве другого трубопровода длиной примерно 1.700 км - из Туркмении через Афганистан в Индию и Пакистан. Ранее было заявлено о подписании между этими странами соответствующего межправительственного соглашения. Однако эксперты считают, что в данном проекте существует одна очень серьёзная проблема - обеспечение безопасности трубопровода, идущего через территорию неспокойного Афганистана. Понятно, что в этой ситуации какое-либо вовлечение в проект Ирана не предусматривается. Более того, Иран собирался проложить новый трубопровод до Индии через Пакистан, однако под давлением Вашингтона Нью-Дели отказался от проекта. Американский бонус за «хорошее поведение» был весьма существенен: содействие в реализации проектов в области ядерной энергетики. Впрочем, Пакистан от иранского газа не отказался. Соглашение между Ираном и Пакистаном было подписано ещё в 2009 году и было отмечено целым рядом терактов со стороны суннитской террористической группировки «Джундалла», спонсируемой, по многочисленным свидетельствам, из Вашингтона и ведущей террористическую войну против Ирана. 

Возвращаясь к событиям в Сирии, напомним, что за год до них между Ираном, Ираком и Сирией было заключено соглашение на 10 млрд. долларов по строительству к 2016 году газопровода с гигантского иранского месторождения «Южный Парс». Газопровод должен пересечь Ирак и Сирию, получив возможное продолжение в Ливан. Ключевым экспортным рынком для него является Европа. Если бы газопровод вошёл в строй, то по нему транспортировалось по крайней мере на 30 процентов больше газа, чем по упоминавшемуся «Набукко». Этого не могли допустить другие игроки газопроводной стратегии. В их числе прежде всего Саудовская Аравия и Катар, которые хотели бы поставлять через Средиземноморье в Европу свой газ. А также Турция, которая мечтает стать новым Китаем, придавая Анатолии конфигурацию решающего стратегического перекрёстка трубопроводов для экспорта российских, каспийско-центральноазиатских, иракских и иранских нефтяных и газовых потоков в Европу. Именно с этими интересами многие аналитики и связывают упорное стремление «Суннитской коалиции», Турции и США сместить Асада и раздробить Сирию на более мелкие, но при этом сговорчивые анклавы.

Источник: Красная звезда
Статья публикуется с сокращениями