Национальный вопрос в России стоит ныне столь остро, что даже власти задумались, что же с ним делать. Глава комитета Госдумы по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев заявил на прошлой неделе, что в России в скором времени может появиться уполномоченный по делам национальностей. Однако заявление это, кажется, никто не услышал. И это не странно: различных уполномоченных в последнее время появилось столько, что всех все равно не упомнишь.

Точно также оказался в июне незамеченным указ президента "О Совете при президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям". И это в то время, когда национальный вопрос, как и вопрос межнациональных отношений, становится одним из самых приоритетных.

Между тем, рассказывая журналистам о планах президента в этой области, Гаджимет Сафаралиев сообщил о том, что к декабрю должна быть разработана Стратегия межнациональных отношений, после чего и появится соответствующий институт уполномоченного. По словам депутата, в эту стратегию войдет то, что предлагал президент Путин: формирование общероссийской идентичности, внутренняя и внешняя миграционная политика, а также вопрос о русском языке и взаимодействии со средствами массовой информации.

Практически одновременно с заявлением Сафаралиева Федеральная миграционная служба обнародовала план мероприятий по реализации первого этапа принятой в июне Концепции государственной миграционной политики до 2025 года. И в этом плане мы вновь видим законопроекты, обязывающие мигрантов сдавать экзамен по русскому языку, которые будут внесены в Госдуму, а также законопроекты, ужесточающие наказание за незаконную миграцию и совершенствующие механизм отбора и привлечения мигрантов.

Оказывается, на этом самом первом этапе реализации, который продлится аж по 2015 год, должен быть заложен законодательный фундамент российской миграционной политики. Впервые за долгие годы она "получила оформление в стратегическом документе".

Действительно, разрабатывавшаяся более семи лет концепция является, по сути, первым в современной России документом, обозначающим ориентиры и приоритеты миграционной политики страны и определяющим базовые принципы регулирования миграционных потоков. Вот только время для принятия такого документа уже прошло.

Сегодня только по официальным данным Федеральной миграционной службы, на территории России находится более 10 миллионов иностранцев. Значительная часть из них – нелегальные мигранты. Согласно плану, во втором квартале 2013 года должен появиться проект закона, вводящий уголовную и административную ответственность за организацию незаконной миграции. Но это будет завтра, а что происходит сегодня?

А сегодня уже не только в интернете, где нет никакой цензуры, можно встретить любые, как явно правдивые, так и не очень, истории о криминальных подвигах нелегальных мигрантов. В телепередачах, причем, даже на государственных каналах, проходит информация о результатах их бесконтрольного "нашествия". Самым безобидным сообщением была история о "родильных турах" гражданок из бывших республик Средней Азии. Чтобы не рожать у себя дома, где услуги родильных домов платные, они приезжают в Россию и рожают за счет наших отечественных налогоплательщиков.

Причем, приезжают сюда не просто обычные роженицы, но зачастую женщины с разнообразным букетом заразных болезней. Что делать в таких случаях, как покончить с этой незаконной и очень опасной для здоровья россиян практикой, в концепции не упоминается.

Между тем, в последнее время по стране прокатилась волна стычек местного населения с приезжими рабочими, вытесняющими его с производства на улицу. Возможность заполучить грошовую нелегальную рабочую силу вскружила голову не одному отечественному работодателю. В итоге оказавшиеся на улице россияне вынуждены защищать свое право на труд с помощью той самой "дубины народной войны", которой они привыкли справляться с любым иноземным нашествием.

Сейчас авторы концепции дают работодателям-мошенникам еще почти год спокойной жизни. А почему бы не дать? Ведь практически все такие случаи фиксируются правоохранительными органами, как банальное хулиганство или ссора на бытовой почве. И тут, видимо, придется обратиться к еще одной стороне нелегальной миграции: сколько различных людей и структур она исправно кормит. Ведь нелегальная миграция – дело очень прибыльное.

Есть специальные фирмы, поставляющие в Россию "живой товар". Есть работодатели этот товар фактически покупающие. Есть официальные лица, закрывающие глаза на нелегальных гастарбайтеров. Есть полицейские, проверяющие, несмотря на все запреты, документы у попавшихся на глаза приезжих и прямо на месте решающие вопрос о задержании за отсутствие регистрации (или за явно "левое" свидетельство о ней) или немедленном штрафе. Понятно, что, как правило, платится этот "штраф" без всяких квитанций и прочих документальных следов.

Ну, как же можно в один момент разрушить столь стройную систему, оставив без привычной кормушки такое количество людей?

Поэтому лишь к середине 2014 года восемь министерств во главе с ФМС уточнят миграционную политику. Они представят законопроект, в котором будет прописан усовершенствованный порядок определения потребности РФ в иностранных работниках, а также меры по привлечению иностранцев на рабочие места, на которые россияне работать не идут. Кроме того, в документе должны быть прописаны программы сезонной и каникулярной миграции работников и студентов и новые механизмы привлечения иностранцев на работу на основании патентов и "импорта" высококвалифицированных и дефицитных специалистов.

Кстати, о высококвалифицированных специалистах. Не знаю, как в других российских городах, но в столице существует явление, называемое в народе "хач-такси". Это название в данном случае не несет в себе никакого оскорбительного или пренебрежительного оттенка, а просто объединяет представителей разных национальных диаспор, давно и четко поделивших московские дороги.

Так вот, в качестве водителей таких "такси" довольно часто можно встретить тех самых высококвалифицированных и дефицитных специалистов, которых собираются "импортировать" для поднятия нашей экономики, российские власти. Только вместо работы по специальности, зачастую вполне востребованной, они занимаются частным извозом. И ни на что другое не претендуют.

Это лишь одна сторона проблемы, причем не самая болезненная. А кроме внешних мигрантов у нас есть еще и мигранты внутренние. Это жители определенных регионов, где процветает безработица и идет скрытая, а то и не очень гражданская война. Тот же депутат Сафаралиев убежден, что неконтролируемая внутренняя миграция является одним из вопросов, связанных с межнациональными отношениями, который сегодня стоит наиболее остро. Причем, по его мнению, сегодня отсутствует полная информация о "градусе межнациональных отношений в различных регионах".

Поправим депутата в его втором утверждении: на самом деле сегодня представители самых разных уровней власти делают все, чтобы такая информация никуда не уходила. Власть по-страусиному прячет голову, стараясь не замечать остроту межнациональных проблем. Видимо, надеется, что все "рассосется" само собой. Увы, так не получится.

На этой неделе в столице начались слушания по делу о том, как в октябре прошлого года десять уроженцев Кавказа, выкрикивая националистические лозунги, без видимых причин напали на сотрудника полиции и его двух молодых спутниц. Дело рассматривается в закрытом режиме, и обвинение по печально известной 282-й статье трем сидящим на скамье подсудимых ингушам почему-то не предъявлено.

Это лишь один рядовой случай, не самый громкий и не самый резонансный. Правда, со всеми присущими таким делам подробностями: таинственным исчезновением большинства подозреваемых, попыткой вмешательства в дело на самой ранней стадии представителей национальной диаспоры (несколько машин с ними подъезжали к отделению полиции в тот же день, когда полицейский и девушки подавали заявление о драке) и так далее.

Но в Концепции о государственной миграционной политике, о которой мы говорим, о проблемах внутренней миграции говорится очень невнятно. Авторы документа, судя по всему, просто боятся поднимать этот взрывоопасный вопрос.

Между тем те действия и намерения, которые демонстрирует власть, не дают даже надежды на то, что крайне обострившаяся в стране проблема межнациональных отношений будет успешно решена. Да, скоро появится еще один уполномоченный при президенте со своим штатом помощников. Да, Госдума примет еще несколько законов, которые так же не будут никем исполняться, как и законы нынешние. Да, кто-то поставит галочку в своем плане имитации бурной деятельности. И будем мы со всем этим жить, понимая, что на самом деле основа всех российских проблем – коррупция и беззаконие.

Источник: Новая политика