С каким удовольствием мы не развивали бы эту тему… Но, увы, она не отпускает, становится всё актуальнее. Недруги Победы – это, пожалуй, самая активная и спаянная группа политических террористов в современной России. Они всё активнее в прессе, в высоких кабинетах. Их задача – уничтожить ориентиры патриотического воспитания, лишить Россию героической истории.

В эту группу входят люди противоположных убеждений – крайности сходятся. Вы найдёте там радикальных националистов и самых яростных либералов. Казалось бы, они должны горло друг другу перегрызать, но вот ведь – нашли общее разрушительное дело. Государственные почести, которые воздаются Победе, для них – как ладан для чёрта. Объединённые ненавистью к феномену Победы, они одинаково реагируют на проявления «культа ВОВ», выискивают слабые места в позициях тех, для кого Победа священна.

А ведь фальсификации чаще всего появляются не по злой воле могущественного врага, а из игры самолюбия, из суетного самоутверждения. Самые активные фальсификаторы завербованы не шпионами, а собственным невежеством.

Они пытаются расколоть историю страны, возродить самоубийственное ожесточение и разобщение Гражданской войны. А для этого необходимо скомпрометировать Великую Отечественную. Репертуар нападок на Победу велик, создают его люди изощрённые, ловкие, нередко – фанатично преданные своим разрушительным идеям. Этого противника нельзя недооценивать.

В те годы, когда президент Ельцин сдавал позицию за позицией, надеясь на дружбу западных лидеров, идеологи расширения НАТО начали наступление на исторические позиции России. Это показательно: в политике страну, распахнувшую руки для объятий, бьют. Бьют за слабость, за иллюзии, за мягкотелость. К сталинскому СССР в мире относились куда уважительнее, чем к ельцинско-чубайсовской прозападной России. К началу нового века измышления радикальных русофобов времён холодной войны сложились в идеологический канон, который навязывается странам Восточной Европы от Эстонии до Балкан. И шестидесятилетие Победы мы встретили под вопли европейских журналистов (увы, нередко – русского или советского происхождения) о зверствах красноармейцев в 1945-м году, в Германии и в освобождённых странах. Эмоциями они подменяют логику цифр. Главное – создать образ кровавого Ивана, варвара, недочеловека. Чтобы при случае захотелось с Иваном безжалостно расквитаться. Такая вот клевета с дальним прицелом. Мы имеем дело с организованными силами, влияющими на отношение к России в мире и на самоопределение русской интеллигенции. Они мыслят стратегически, готовы к неожиданным ходам и результативным уловкам.

Сегодня многие нашенские пытливые мальчики проявляют склонность к историческому самобичеванию, ищут оправданий для власовцев, многозначительным тоном говорят о преступлениях Красной армии в Германии. Называют оккупацией политику Советского Союза в Восточной Европе и готовы в этой оккупации каяться, каяться бесконечно. Бороться за правду сладостно. И только потом, у разбитого корыта, понимаешь, насколько иллюзорной, разрушительной была эта правда. Точнее, не правда, а «правда». Здоровое развитие общественного организма возможно, когда путеводной звездой является не мнимая «правда», но целесообразность. А правда о Великой Отечественной нам давно известна. Она – в истлевших фотографиях в каждом доме, в каждой избе. Смотрят на нас фронтовики – павшие, ушедшие, живые. Правда – в обелисках, в боевых орденах, в тишине над полями сражений. Документальная правда – в страшной статистике войны, в хроникальных кадрах. Художественная правда – в кинофильмах и песнях фронтовых лет. Точного ракурса правды не бывает. Но нельзя терять самоощущение народа-победителя, сражавшегося за правое дело, выдержавшего испытания калёным железом. И поэтому Россия будет бороться против враждебной идеологии. Такова целесообразная и справедливая позиция государства.

Два года назад, 8 мая 2009 года, накануне Дня Победы, президент Д.А.Медведев выступил в Интернете против «всё более злых, жёстких, агрессивных» попыток дискридетировать историю России. Не заставил себя ждать указ «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России». Организация работы Комиссии поручена министерству образования и науки. Основная задача Комиссии - «обобщение и анализ информации о фальсификации исторических фактов и событий, направленной на умаление международного престижа Российской Федерации». Комиссия должна выработать методы сопротивления волне «фальсификации исторических фактов и событий в ущерб интересам России». Звучит бюрократично, само слово «фальсификация» эмоционально слабенькое, плохо переваренное русским языком. «Клевета на Победу» – это и звучит точнее, и впечатляет. Но – не будем брюзжать! – учреждение этой комиссии – дело нужное. Вот и С.К.Шойгу – бывший министр по чрезвычайным ситуациям, а ныне губернатор Московской области, один из самых дельных и уважаемых в народе управленцев последнего двадцатилетия, публично предложил квалифицировать отрицание победы СССР в Великой Отечественной войне как уголовное преступление. Надеемся, что такой закон будет разработан и принят.

По опросу ВЦИОМа, 60 % граждан России одобряют инициативу Шойгу. Против – 26 %. И это – почти сразу после выступления министра, без пропагандистской кампании в поддержку законопроекта. Не случаен и массовый успех книг директора фонда «Историческая память» Александра Дюкова – «За что сражались советские люди», «Великая оболганная война», в которых автор возвращает нас к рациональной системе оценок войны, разъясняет подзабытые, но актуальные истины, что Победа была спасением народа от уничтожения и порабощения.

И нас призывают каяться за Победу?

Увы, о тотальном покаянии нередко заговаривают представители нашего духовенства. Признаться, я всегда недоумевал: чего больше в политическом покаянии за деяния дедов – самобичевания или гордыни? Думаю, гордыня всё-таки преобладает. Такое покаяние для гордецов – лишь отличный повод подкормить собственное самолюбие, охаивая стариков за приверженность коммунизму. Непонятно, какое имеют отношение к Христу эти рефлексии элитариев? Поэтому так важны и своевременны недавние слова патриарха Кирилла: «Иногда нас призывают к покаянию, требуют, чтобы весь народ каялся – каялся именно сейчас, когда открылись и открываются Божии храмы, – сказал патриарх Кирилл. – Это лукавый призыв, и Церковь имеет право об этом сказать. Потому что покаяние – главное, к чему призывает Церковь, повторяя евангельские слова: "Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие". И обращение к каждому человеку с призывом к покаянию есть наиважнейшая миссия Церкви, от которой она никогда не отступит. Но призывы ко всеобщему покаянию за то, что не совершало нынешнее поколение, – есть призывы лукавые, потому что Сам Бог, вернув нам наши святыни, показал, что Он простил наш народ». Надеюсь, на этом бредни о люстрации, о масштабном покаянии за прошлое прекратятся, по крайней мере, останутся маргинальной забавой.

Тема гражданского покаяния разрушительна, как нейтронная бомба. Бомба для наших душ. Оказывается, и за Победу мы должны каяться… К декадансу покаяния то и дело зовут, раздирая Россию, представители самых уважаемых институтов: политики, учёные, священнослужители… Грустно за них. Так и хочется спросить: ну, хорошо, мы покаемся за победы, за Сталина, за то, что наши деды не были непротивленцами, не были неудачниками, за то, что отстаивали интересы государства. Покаемся. И начнётся в России жизнь в новом режиме – как это уже бывало не раз.

Вы, лично вы, оратор, призывающий к такому покаянию, готовы взять на себя ответственность за моральный климат в раскаявшейся стране? Под какие плети вы готовы подставить спину, если после покаяния, к примеру, в стране не пойдёт на спад алкоголизма? Если продолжаться убийства, междоусобные войны? Народ покается, а вы готовы постоять у позорного столба, если богатые станут ещё богаче, а бедные – беднее? Если после проклятий Победе народ вступит в новый этап одичания, деградации.

Уроки перестройки 1980-х и ельцинских реформ 1990-х показали: ни за что они – наши моралисты, наши златоусты-ниспровергатели, отвечать не будут. Безответственность – это их символ веры. Они продолжат в белых ризах с высокого холма наблюдать за нами. При чём холм выбирают Капитолийский, а не Боровицкий. Неужели мы снова, как двадцать лет назад, польстимся на конфетку свободы, на сладкий мёд безответственного критиканства? Вот уж действительно, вся надежда на охранительный дух России…

В начале девяностых на идеологическом поле пахала бригада «иронистов». Полагалось осмеивать, обхихикивать святыни. Глумление и ёрничество придавали мнимую глубину сказанному и написанному – прежде всего, в глазах самоупоённого автора. Глумливым хохотком пытались уничтожить и героику Великой Отечественной. Вместо праздника «со слезами на глазах» нам предлагали бесконечную череду карнавалов. «Оттянись по полной», «Зажигай!», «Жить нужно в кайф» – это позывные и стиль эпохи, это опасный соблазн, которому трудненько не поддаться. На место парадов Победы немедленно приходят гей-парады. Между прочим, бывалые гомосексуалисты сегодня ходят по европейским школам с мастер-классами – совсем как ветераны Великой Отечественной в нашем пионерском прошлом. Такие святыни у новой Европы. Их агрессивно навязывают и нам. А завтра будут навязывать ещё агрессивнее.

Помните самую популярную забаву перестроечных лет? Развенчание мифов. Считалось, что миф – это нечто лживое и вредное. Всё, что вдохновляет человека, нужно подвергнуть пересмотру, перечеркнуть, оплевать. Разоблачали всё и вся, оплёвывали святыни. Прежняя идеология прославляла труд, воспевала рабочего человека. Значит, нужно подтасовать карты так, чтобы рабочий человек оказался чернью, быдлом. Выродившаяся интеллигенция любит оперировать этими клеймами. Народ гордился космическими достижениями? Значит, нужно сказать, что космические полёты никому не нужны, куда важнее джинсы и колбаса. Разумеется, говорили это не специалисты по освоению вселенной.

Наконец, подступили к главной святыне – к Победе. Сколько сил было брошено на борьбу со святынями войны. Как им хотелось принизить подвиг Зои Космодемьянской, осмеять Александра Матросова, Николая Гастелло, хихикать над Карбышевым… Хотелось залить помоями храм народной героики. Оказывается, в жизни нет места подвигу и отдавать жизнь за други своя – это не дело чести, а глупость и фанатизм.

Помню эмоциональное высказывание писателя В.Войновича: зачем нам священные знамёна, память о павших героях? Священна только человеческая жизнь, её нужно беречь, а не подставляться под пули… Народный подвиг заслоняли ядовитыми разговорами о заградотрядах и штрафных ротах. Нет, не удалось им переформатировать вековые народные представления о доблести. Но тень на плетень навели, подбросили колорадского жука в наши души. Настолько травмировали народное сознание, что в 1994-м году зазвучали глубокомысленные вопросы: нужно ли отмечать День Победы, грядущее пятидесятилетие Победы? Ведь тогда, в 1945-м, над рейхстагом взвивалось красное знамя… Здравый смысл победил: ельцинская администрация осознала, что грандиозный московский праздник Победы с участием глав иностранных государств пойдёт на пользу международному престижу России.

В последние годы то и дело «с моралистических позиций» критикуют наши мемориалы, посвящённые героям Великой Отечественной. Вечный огонь называют языческим символом, суеверно придают ему демонический смысл. Начинается борьба с вечным огнём. Мы проклинаем мародёров, которые уничтожают памятники советским воинам в Прибалтике, в Польше, в Венгрии, на Украине.

Да, в этом нельзя не увидеть антироссийскую политическую агрессию. Но непримиримые борцы с мемориалами завелись и у нас. Им мешает фронтовая героика, они не считают себя наследниками павших красноармейцев. В одной экзальтированно религиозной статье читаем: «Изваяние советского солдата, а в малых городах, как штамповка, довольно грубо выполненное, – колосс, у ног которого в пентаграмме горит вечный огонь. Или же, как на Мамаевом Кургане в Волгограде, вызывает содрогание гигантская рука с горящим факелом, вылезающая по локоть из подземелья… Все эти монументы, сгруппировавшиеся вокруг “вечного огня”, больше напоминают языческого идола, нависающего и давящего на маленького человечка, приносящего ему жертву. И по архитектурному решению любой комплекс “вечного огня” построен как абсолютно языческое капище, нежели исторический памятник народной скорби и славы, присущий православной традиции».

Вечный огонь в воспалённом воображении автора оказывается символом «духовного закабаления»: «Жених и невеста в день свадьбы в брачных одеждах приезжают на поклонение “вечному огню”, т.е. приносятся в жертву Молоху новобрачные. Огненный капкан как бы замкнулся: символически приносятся ему в жертву не только души усопших предков, но и будущие дети, отдается в плен сатане новый род». Пламенную символику памяти о павших называют «гиеной огненной», адским пламенем, приравнивают воспоминания о павших к языческому жертвоприношению… И это при том, что в День Победы к могиле Неизвестного солдата возлагается венок от патриарха Московского и всея Руси…

Мы с ужасом читаем статьи о.Георгия Митрофанова, собравшего все штампы из архива антисоветской пропаганды – германской, американской, польской. Неужели это голос Русской православной церкви, которая возродилась в годы войны, вдохновляя православных на борьбу с врагом? Нет, это лишь мнение одного протоиерея, отчаянного западника, либерала, элитариста. Многие православные священники разных поколений публично выступили против концепции о. Георгия Митрофанова. Ключевое слово этой концепции – победобесие. Так называет о.Георгий Митрофанов нашу традицию прославления Победы.

О.Георгий не видит бесовского начала в порнографии, в пропаганде гомосексуализма, в тотальном уничтожении христианской этики во имя ценностей потребления. Бесовское начало привиделось ему в том, что жива ещё последняя патриотическая святыня России – Победа. Таков политический заказ: взорвать фундамент патриотического воспитания.

И, конечно, именно этого «церковного власовца» (так о.Георгий Митрофанов сам себя нарёк) привечает либеральная интеллигенция, к нему почтительно прислушиваются те, кто хочет видеть Россию слабой, разоружённой, перестроенной на чуждый лад. Кто – как конферансье Апломбов из кукольного спектакля – «слишком интеллигентен» для нашей простецкой публики.

Разрушители легко распознают «своих». Как бы они ни прикрывались авторитетом церкви, интеллигенции, прав человека, их намерения всё-таки обречены на провал. Досадно, что нам ещё немало лет придётся тратить время на борьбу с «пятой колонной», на информационную войну. Но таков удел великих держав. Обстоятельно ответил клеветникам Победы священник Александр Шумский: «Для меня 9 мая, полет Гагарина и многое другое из советской жизни – это не пустой звук. Я не собираюсь предавать забвению преступления советского времени, но я не могу, не погрешая против объективности, закрывать глаза и на все то хорошее, что дала нам советская эпоха. Победа в Великой Отечественной Войне, создание мощного государства и передовой экономики, социальная политика, высочайший уровень образования и многое другое обеспечили нам независимость и позволили продолжить свое историческое бытие».

Протоиерей Александр Ильяшенко так определил мотив неовласовцев: «хотят исказить нашу историю, принижая настоящих героев и восхваляя ложных. Они добиваются этого для того, чтобы отнять у народа веру в его достоинство, подвиг и великие достижения». Именно так! Ещё одну душевную травму русскому народу хотят нанести эти ниспровергатели. Результатом их штудий будет бескрылое, озлобленное поколение с погасшими взорами. А пресса всё тиражирует, тиражирует разрушительные слова – так услужливо, так поспешно, суетливо.

Патриотическое воспитание невозможно без знания враждебных концепций. Иначе мы окажемся бессильными в борьбе с ними.