Коррупция: от лат. corrumpere – растлевать. Обычно мы называем коррупционерами чиновников, которые используя свои властные полномочия и доверенные от имени государства права, применяют их для извлечения личной выгоды. Сегодня понятие коррупции применяется к бюрократическому аппарату, отдельным сотрудникам правоохранительных органов, депутатам и даже рядовым администраторам, экзаменаторам, врачам, и прочим «начальникам шлагбаумов»: могу пустить и могу не пустить… Всех их объединяет желание (и возможность) получения материальной выгоды от своей должности.

В целях борьбы с коррупцией в России в июле 2008 года Президентом был утвержден национальный план противодействия коррупции, а в конце декабря 2008 года был принят федеральный Закон «О противодействии коррупции». Понятно, что разговоры о коррупции ведутся не первый год, да что там, не первое столетие. Еще Н.Карамзин в начале позапрошлого века писал: «Разбуди меня ночью и спроси, что происходит в России. И я отвечу: „Воруют!“. Процесс разворовывания казенных средств и злоупотребления служебным положением в корыстных целях достиг гигантских масштабов. Уже понятно, что коррупция сегодня является для России более грозной опасностью, чем терроризм, ПРО и вступление в ВТО.

В странах с формирующейся рыночной экономикой, осуществляющих переход от командно-административной системы к рыночной, коррупция, в силу снижения роли государства и ослабления государственного регулирования экономикой, приобретает системный характер.

Основой коррупции является сам тип экономического строя, основанного на частной собственности и возможностях личного обогащения. Соответствующие общественные отношения формируют в обществе культ денег и наживы, девальвируют моральные и нравственные нормы и выступает социокультурным обоснованием коррупции.

За последние 20 лет возможности России как государства в сфере борьбы с коррупцией значительно возросли, так как произошел процесс институционализации политического и экономического строя. Таким образом, коррупция в значительных размерах приобрела характер угрозы национальной безопасности и суверенитету, так как она подменяет правовое регулирование общественной жизни личными корыстными потребностями.

Несмотря на явные прорехи и двусмысленные нормы, российское законодательство является серьезной преградой для коррупции. Беда в том, что бюрократия и не собирается его исполнять. Необходим системный подход к борьбе с коррупцией, что собственно, сегодня мы и видим. Конечно, нужно время для искоренения правового нигилизма, охватившего все общество, и создать систему противовесов. Неотвратимость наказания - главный из них. Другим сдерживающим началом является финансовый фактор. Если доказано, что деньги были украдены чиновником, они должны быть возвращены государству. В России в 99,9% случаев не исследуется даже, куда ушли похищенные деньги.

В Китае и Белоруссии есть законодательно закрепленная норма, по которой если человек признал свою вину и вернул максимальное количество похищенных денег, его наказание может быть сильно смягчено. Главное, все решения должны принимать в рамках закона. Да и в действующем законодательстве все должно быть четко прописано, не должно быть никаких законодательных лазеек для коррупции.

Можно ли реально решить проблему коррупции в России? Сегодня коррупция – это реальность. Она никому не нравится, но большинство устраивает. И хотя в стратегическом плане объем коррупции в России за последние 20 лет снизился, так как крупный бизнес потерял возможности непосредственно влиять на решения высших должностных лиц государства, что выражалось в 1990-е годы в явлении «олигархия». Однако, коррупция приобрела другие измерения и стала активно развиваться в бытовой сфере, в сфере взаимоотношений власти с мелким и средним бизнесом. Это говорит о том, что системные корни коррупции не уничтожены.

В России, безусловно, развернута борьба с коррупцией на государственном уровне. Меры по противодействию коррупции нуждаются в углублении. Необходимо нацелить борьбу с коррупцией на реальные корни этой проблемы. Бороться с причиной, а не со следствием.

В свете правительственных мер по борьбе с коррупцией для коррупционеров создается как минимум неблагоприятная спихологическая атмосфера, в обществе начинает прививаться мнение о недопустимости коррупции. Проблема заключается в том, что участниками коррупции являются и те, кто дает взятку, и тот, кто ее берет. До тех пор, пока наказание за коррупционные правонарушения не будут перевешивать соблазн получить взятку, борьба с коррупцией будет носить поверхностный характер.

Общественные организации призваны выступать связующим звеном между властью и обществом. Развитые гражданские ассоциации способны эффективно контролировать и своевременно сообщать о возможностях коррупционных правонарушений. Борьба с коррупцией невозможна лишь усилиями одного государства, без соответствующей общественной заинтересованности. Именно гражданское общество посылает власти импульсы о том, в каком направлении необходимо вести борьбу с коррупцией.

Коррупция – это общественное явление, которое не связано не только с властью, но и в целом с состоянием общества. Следовательно, возлагать всю вину за высокий уровень коррупции на власть некорректно. Коррупция как общественная болезнь должна стать предметом заботы всего общества.

Необходимо помнить, что коррупция процветает на основе корыстного, частнособственнического интереса. Соответственно, пропаганда в обществе идеалов духовности и нравственности, христианских добродетелей, бескорыстия и бессребренничества могут оказать значительное влияние на умы потенциальных коррупционеров.