За 2011 год в России произошло уже шесть крупных аварий спутников и ракет.

В Новосибирской области, кажется, закончили собирать остатки спутника "Меридиан". По иронии судьбы самый крупный фрагмент – титановый шар диаметром до 100 сантиметров – рухнул в поселке Вагайцево на частный жилой дом на улице Космонавтов.

С декабря 2010 по декабрь 2011 года, когда упали на Землю три спутника широко разрекламированной программы "ГЛОНАСС", это уже шестая крупная авария в российской космонавтике. В феврале 2011 года не вышел на расчетную орбиту военный спутник "Гео-ИК-2". В августе прошлого года то же самое произошло с телекоммуникационным спутником "Экспресс-АМ4". Чуть позже упал "Прогресс М-12М". В ноябре 2011 состоялся старт первого за 15 лет российского марсианского проекта, в итоге которого автоматическая межпланетная станция "Фобос-Грунт" не вышла на опорную орбиту. И специалисты разных стран мира усиленно гадали, не у них ли окажется новая улица Космонавтов, опасаясь, что на этот раз обломки могут оказаться и крупнее.

Глава Роскосмоса Владимир Поповкин, назначенный на эту должность менее года назад, прокомментировал аварию на пресс-конференции в ЦУП: "Это большая неприятность. Она в очередной раз подтверждает, что отрасль находится в кризисе". Увы, но он тут же сказал, что наибольшие проблемы наблюдаются в ракетном двигателестроении. То есть постарался перевести стрелки на смежников.

Напомним, прежний глава Роскосмоса Анатолий Перминов потерял свое место в апреле 2011 года, фактически не пережив на своем месте скандал со страхованием спутников ГЛОНАСС. После аварии довольно быстро выяснилось, что спутники были застрахованы в "близкой" Перминову компании, причем на смешную сумму, очень далекую от их реальной стоимости.

Прошло чуть более полугода. Падение космических аппаратов продолжились и при новом руководстве. Разница лишь в одном: "Меридиан", вроде бы, вообще не был застрахован. Это, правда, не удивляет: с учетом учащения "нештатных ситуаций" с российскими спутниками застраховать их становится все сложнее и дороже. Действительно, кто захочет взять на себя страховые риски, если аварийных пусков уже больше, чем неаварийных. При этом, по признанию российских страховщиков, они сталкиваются с огромными трудностями в процессе передачи таких рисков в перестрахование на международный рынок. К тому же, как пояснил журналистам эксперт на рынке страхования космических рисков, каждая причина, которая привела к сбою при запуске, впоследствии автоматически попадает в перечень исключений из страхового покрытия при страховании космических аппаратов. Как это происходит, должны выяснить специалисты, но пока ясно одно: страхование запусков космических аппаратов в России существует весьма условно. В итоге потери от аварийного запуска "Меридиана" могут составить до двух миллиардов рублей.
Небольшое, но все же удовлетворение доставил лишь тот факт, что Минобороны довольно оперативно подтвердило факт потери спутника.

И тут же опять заговорили о возможных кадровых решениях. Причем, первым о них заговорил сам Поповкин: "Я думаю, что, возможно, будут организационные выводы достаточно жесткие, включая и меня". В руководстве ракетно-космической отрасли необходимы перестановки, при этом ставку необходимо делать на молодых специалистов, отметил глава Роскосмоса.

Конечно, честность Поповкина заслуживает всяческих похвал, однако ситуация со сменой руководителей Роскосмоса уже напоминает знаменитый крыловский "Квартет": "А вы, друзья, как ни садитесь...". Только что в "Живом журнале" по этому поводу появилась едкая, но увы, в чем-то справедливая сентенция: "Для того, что бы летали ракеты, нужны ученые, инженеры, квалифицированные рабочие, а у правительства есть только волшебники, астрологи и экстрасенсы". И назначение на должность вице-премьера, курирующего ВПК, Дмитрия Рогозина только подтверждает правоту этой сентенции: сколько должно уйти времени у человека, не имевшего до сих пор к данной отрасли никакого отношения, чтобы хоть как-то в ней освоиться? Я уже не говорю о том, что он может и не освоиться в ней вообще. Неужели для Рогозина не нашлось более близкой к его прошлым занятиям должности, а для ВПК – более близкого к отрасли человека?

Между прочим, если обломки "Меридиана" уже лежат на земле под Новосибирском, никому не угрожая, то предыдущий аварийный аппарат – станция "Фобос-грунт" – еще находится в космосе и упадет на поверхность Земли либо в самое ближайшее время, либо где-то в конце января. Причем, судя по всему, причину нештатной ситуации она унесет с собой в плотные слои атмосферы, и представители Роскосмоса уже не смогут точно узнать, что же конкретно случилось с межпланетной станцией.

Но, может быть, России стоит вообще заморозить на время космические программы и заняться вплотную тем, что происходит на земле? Тем более, что никакой ясности в вопросе о том, зачем нужен космос нашей стране, на сегодняшний день нет. Причем, Россия в этом смысле не исключение – такой ясности нет ни у одного другого государства.

Но есть и разница. Американцы умудряются получать с космических исследований вполне определенную прибыль. И это отнюдь не фантастика, учитывая, что каждый третий бит информации уже передается через космос.

Сергей Павлович Королев еще в 1960 году написал: "Появятся искусственные спутники Земли для различных народнохозяйственных целей. Они будут предназначены, например, для ретрансляции радиопередач и телевидения, для службы погоды, для астрономических наблюдений". И все это появилось, только использовать то, что было заложено в отечественной космонавтике Королевым и его соратниками, мы сегодня нормально не можем.

Между прочим, как рассказал, объясняя причины аварии тот же Поповкин, двигатель, ставший ее причиной, был изготовлен еще в 2009 году и по документам был полностью готов к использованию. Однако теперь выяснилось, что двигатели РД-0124 разработки воронежского КБ химавтоматики (именно такие были установлены на третьей ступени "Союза-2.1б") совсем новые и еще не прошли до конца стадию летных испытаний. Да, эти же двигатели уже восемь раз до этого злополучного запуска успешно запускали на ракетах "Союз". Но в этот раз не получилось, двигатель отказал. Он и должен был в какой-то момент отказать: ведь до конца проверен не был.

Наша космонавтика сегодня переживает кризис вместе со всей страной. Нельзя выходить в космос, ориентируясь на две основных составляющих нашей экономики: откат и распил. И порядок наводить надо, прежде всего, на земле, потому что самое главное происходит здесь. И ракеты стартуют тоже с Земли, с неба они только падают.