Слово «первоклассница» в названии этой статьи выбрано не случайно. Ведь в 1977 году «Нива» стала не только первым доступным джипом в СССР, но и открыла миру новый класс легковых автомобилей - комфортабельный внедорожник с постоянным полным приводом. Надо сказать, что популярность на Родине к легендарному внедорожнику пришла не сразу. Поначалу «сельчане-колхозники», которые являлись целевой аудиторией новой модели, относились к машине скептически - дескать, обычные «Жигули» в новом кузове и со странно большими колесами. Однако чем больше ВАЗ-2121 «гастролировал» по стране, тем большее количество поклонников он приобретал.

О непростом пути создания и последующего всемирного признания отечественного внедорожника наш сегодняшний рассказ. Как это часто бывало в Стране Советов, приказ о разработке нового типа автомобиля поступил «сверху». В 1970 году Председатель Совмина СССР Косыгин поручил коллективам заводов Иж, АЗЛК и АвтоВАЗ создать принципиально новую модель, сочетавшую в себе комфорт легкового автомобиля с возможностями армейского внедорожника. Строго говоря, в СССР такие автомобили начали создавать ещё в тридцатых годах, когда появился ГАЗ-61, позже был и Москвич-410 и ГАЗ-М-72 и на базе «Победы».

Однако все эти машины использовали кузова уже серийно выпускающихся легковушек. Полноприводное шасси просто «подкатывали» под них. Здесь же перед инженерами трех заводов встала задача разработать автомобиль «с нуля», учитывая недостатки предыдущих выпускаемых моделей.

АЗЛК нашел достаточно простой выход из положения. Подновив и перелицевав разработку 1959 года «Москвич-415/416», заводчане в 1973 году представили на суд комиссии внедорожник «Москвич-2148/2150» (с открытым и закрытым верхом соответственно). Однако в серийное производство машина не пошла. Причиной «проигрыша» называют и лобби ВАЗа, и моральное устаревание конструкции и общую неготовность АЗЛК к масштабному освоению новой модели ввиду нехватки ресурсов. Так или иначе, «Москвич» являлся скорее «облагороженным» УАЗиком, чем действительно современным комфортабельным легковым автомобилем.

Следующим «претендентом» на производство стал представленный в 1972 году ИЖ-14. Маленькая белая машинка обладала «фирменным» ижевским «лицом» и интересной коробкой передач, позволяющей одним движением выбирать полно, задне- или переднеприводный режим. На ВАЗе к 1972 году был создан лишь «крокодил Гена» ВАЗ-Э2121 - страшненький тентованный автомобиль для внедорожных испытаний - по сути, шасси с простейшими кузовами. Знакомый миллионам людей облик «Нива» приобретает к 1973 году, стараниями ВАЗовского дизайнера Валерия Семушкина.

Интересно, что уже на этапе создания «крокодилов» проект «Нивы» покрывается плотной завесой секретности. На автомобили даже вешаются бутафорские шильдики и эмблемы несуществующей компании Formika («муравей» на латыни), а любопытным преподносится легенда об испытаниях нового румынского (!) ФИАТа. До официальной премьеры новая модель ни разу не попадала на страницы газет и журналов

Вот как описывает ситуацию вокруг создания новой модели ведущий конструктор Петр Прусов: «По «Ниве» в то время сложилась критическая ситуация. При обсуждении концепции автомобиля ВАЗ-2121 было очень много споров. Маститые специалисты отстаивали классический вариант – утилитарная форма, рама, барабанные тормоза спереди и сзади, зависимые подвески колёс. То есть, всё склонялось к традиционному открытому джипу. И это понятно – в то время по-иному никто и не мыслил.

Но мы, молодые, видели эту машину совсем другой (такой, какой она в итоге и получилась - не в деталях, конечно).

Но на художественном совете традиционная точка зрения возобладала и был принят открытый вариант (по закрытому у нас тогда ещё не хватало полновесных аргументов).

И я пошёл к Соловьёву (главный конструктор ВАЗа - прим. автора) и положил ему на стол заявление с просьбой освободить меня от обязанностей ведущего конструктора в связи с несогласием с основной концепцией проекта.

На тот момент полномасштабный пластилиновый макет открытого варианта был уже, что называется, «вылизан». Наш с Сёмушкиным макет (закрытого джипа) до такой кондиции мы довести ещё не успели и в сравнении он явно проигрывал.

Но B.C. посоветовал мне не горячиться, а подготовить убедительную аргументацию к ближайшему техсовету. Очевидно, внутренне он уже был со мной согласен, но хотел ещё раз всё взвесить.

К техсовету были подготовлены оба варианта. И как только совет начался, Соловьёв сделал гениальный ход. Он подошёл сначала к открытому макету:

– Конечно, этот вариант более проработан. Но он, увы, неперспективен. Поэтому давайте сделаем так – накроем его чехлом, чтобы он нас не отвлекал, и внимательнее посмотрим второй, закрытый вариант, который я считаю гораздо более перспективным.

И началось нормальное, спокойное обсуждение, которое и привело в итоге к тому, что наша точка зрения победила!

Надо сказать, что после утверждения концепции все споры прекратились и далее работа шла в соответствии с принятым направлением.»

Интересными представляются и воспоминания самого дизайнера Валерия Семушкина: «Кстати, FIAT-127 мне очень нравился. Особенно – дизайн его передней части. А вот задок (термин сугубо автоконструкторский, хотя и несколько режет слух) мне не нравился совсем, силуэт тоже не ахти. Но скульптурный рельеф передка мне как бы подсказывал ключ пластического решения будущей модели.»

Сложно сказать наверняка, внешний вид какого автомобиля подтолкнул художника к кардинальному пересмотру образа вверенного ему проекта, однако серийный автомобиль 1977 года будет отличаться от первых макетов лишь нюансами. В частности, постепенно изменится светотехника.

В 1974 году «Нива» и ИЖ-14 «сходятся» в решающей схватке на государственных испытаниях. Впрочем, даже испытания на тот момент представляли серьезную проблему. По каким параметрам оценивать автомобиль принципиально нового класса? По «внедорожной» или «легковой»? Итогом маневров в последствие стал выход нового ГОСТа. К испытаниям подошли серьезно - на разных этапах подключались и ЛуАЗ, и «тяжелые» старшеклассники - УАЗ, классический Land Rover и «прорывной» на тот момент Range Rover. Однако настоящие «бои» проходили в ведомственных кабинетах, а не на заснеженных трассах или зыбучих песках. Судьба ИЖа-14 на тот момент была уже решена. Министерство обороны, которому принадлежал завод, средств на освоение «сырого» автомобиля не выделяло, поэтому «Нива» оставалась единственным жизнеспособным проектом с перспективами серийного производства.

В 1977 году ВАЗ-2121 перебирается на основной конвейер и попадает в продажу. Цена – 9 000 рублей, это немного дешевле «Волги» и намного дороже «копейки». «Целевой аудитории» в виде колхозников и тружеников села о таком автомобиле по прежнему остается только мечтать. А в 1979 году цена взлетает до баснословных 10 300 рублей, что приводит к экономическому «чуду»: в стране с жутким дефицитом автомобилей падает спрос на новую модель – цену оперативно «вливают» в прежнее русло и продажи набирают обороты.

Однако основная проблема для советского человека была не в том что «Нива» дорого стоит, а в том, что 80 процентов выпущенных машин уходило на экспорт. Нужно отметить, что на Западе автомобиль нового класса приняли очень тепло.

Вот что вспоминает об этом главный конструктор автомобиля Петр Прусов:

«...Толчок к бурному росту продаж автомобиля в Европе дала... погода. В 1979 году зима в Европе выдалась необычайно снежная, обычные легковушки передвигались по неубранным дорогам с большим трудом. Непривыкший к заносам европеец с оторопью и завистью взирал, как русская «Нива» проезжала даже там, где сидели тяжелые джипы. Лучшей рекламы трудно было представить: в тот год в одной только Германии «Нив» продали в четыре раза больше, чем годом ранее! «Нива» успешно продавалась более чем в 100 стран мира, ее собирали в шести странах: в Бразилии, Эквадоре, Чили, Панаме, Греции, Канаде. В Новой Зеландии в 80-е годы 40% регистрации всех внедорожников приходилось на «Ниву», а в Австрии она несколько лет занимала 90% внедорожного сегмента рынка. Во Франции же «Нива» была вообще культовым автомобилем. Во многих странах до сих пор существуют клубы любителей «Нивы», а в Англии поклонники «Нивы» даже издают свой журнал!

Однажды в Швеции прошла критическая кампания в отношении ФИАТа. Под шумок досталось и ВАЗу - мол, одним миром мазаны! Тут же в одной из шведских газет появилась статья под заголовком: «Если ты еще раз плохо скажешь о ВАЗе, я дам тебе в зубы!» Говорят, что после этого почтение шведов к русским машинам резко возросло. Работники ВАЗа утверждали, что не имеют к этой публикации никакого отношения…

Показательный момент, ярко характеризующий влияние, оказанное «Нивой» на мировой внедорожный автопром: в 1986 году японцы подарили руководителю проекта «2121» Петру Прусову рекламный проспект своей будущей модели Suzuki Vitara с надписью «Крестному отцу этого автомобиля». Комментарии, как говорится, излишни.»

В абсолютных величинах за три с лишним десятилетия из 1,8 миллионов произведённых «Нив» на экспорт в более чем 100 стран мира было отправлено свыше 500 тыс. внедорожников. «Нива» была единственным советским автомобилем, экспортируемым в Японию!

Конечно, «Нива» «на Запад» разительно отличалась от советского варианта. В зависимости от пожеланий и возможностей дилера, «Нивы» получали «кенгурятники», «противотуманки», винилы на дверях и крыше, пластиковые молдинги и расширители колесных арок, литые диски и люки, напрочь перешивали салон, срезали крышу. Машина становилась пикапом, кабриолетом или даже тягачем для кемпера...

Кстати, в отличие от большинства советских автомобилей, цены на Lada Niva никогда не были демпинговыми. Так, бензиновая «Нива» стоила в Германии в начале 80-х 22 тысячи дойчмарок, а дизельная - чуть меньше 26 тысяч. В Англии ее стоимость составляла в январе 1996 года 7 999 фунтов стерлингов (12 078 долларов США по курсу того времени).

Необычными были способы продвижения автомобиля и на Родине. В частности, помимо упомянутого пробега «по городам и весям», был создан аж тридцатиминутный рекламный ролик, рассказывающий про достоинства и недостатки новой модели. Подобное «эфирное» время на Западе стоило бы целое состояние!

Разумеется, в силу необычной конструкции, Нива имела и славную спортивную карьеру. В 1981 году, впервые участвуя в супермарафоне «Париж - Дакар», советский вездеход лидировал на семи этапах и занял итоговое третье место среди всех внедорожников. В том же 1981 году, «Нивы» выиграли сразу две престижнейшие гонки - «Ралли Туниса» и «Алжирское ралли». В следующем году гонщик Жан-Клод Бриавуан занял в «Дакаре» второе место в абсолютном зачете, а другой француз - Андре Тресса - выиграл на нашей «Ниве» два других ралли: «Ралли Фараонов» в Египте» и «Алжирское ралли». Еще через год «Нива» вновь взяла «серебро» на «Дакаре», а в «Ралли Фараонов-84» три «Нивы» вообще заняли весь подиум!

«Нива» активно снималась и снимается в кино, причем по обе стороны океана. В фильме «Детройт - город рока», действие которого разворачивается в 1980 году, в кадре к главным героям подъезжает доставщик пиццы на «Ниве». Примечательно, что данное появление - ляп реквизиторов: Нива поставлялась в Канаду, и, теоретически, вполне могла быть перепродана в США, однако экспорт начался лишь в середине восьмидесятых. Мы можем увидеть «Ниву « и в одном из фильмов о Джеймсе Бонде «И целого мира мало». А кадры из ленты «Другой мир» позволяют судить о том, что по крайней мере, до 2006 года на вооружении венгерской полиции стояли рестайлинговые «Нивы» 1994 года. Отличились и отечественные киноделы: в фильме «Любить по-русски» на «Ниве» разъезжает по деревне главный злодей, а три разноцветных генеральских «Нивы» в «ДМБ «создают в кадре ироничный триколор.

За свою долгую конвейерную жизнь «Ниву» заметно модернизировали лишь дважды - в 1994 и 2009 годах. Последняя умудрилась даже вернуться на рынок Великобритании и напугать местных экспертов. Впрочем, с дизайнерской точки зрения, обе эти модернизации сложно даже рестайлингом назвать - в ходе первой понизился проем задней двери вкупе с появлением вертикальных фонарей, а в ходе второй подретушировали «шестерочные» поворотники. Впрочем, ВАЗ-2121 по-прежнему создает «информационные поводы» в западной прессе.

Чтобы рассказать про все модификации, созданные в нашей стране и за рубежом, заводскими инженерами и маленькими тюнинговыми фирмочками, нужно выпустить, как минимум, иллюстрированную брошюру страниц на сто двадцать. За тридцать с лишним лет машина послужила базой для создания такого количества модификаций, что наверно, может претендовать на попадание в Книгу рекордов Гиннеса. Ниже подборка из самых заметных модификаций.

На базе Нивы хотели выпускать амфибию ВАЗ-2122. Однако военные отказались выделить средства на закупку автомобилей, и необычный проект остался «на полке».

«Семейный» ВАЗ-2131 выпускался силами Опытно-промышленного производства. Из-за серьезного вмешательства в геометрию кузова часть своих внедорожных качеств машина потеряла.

Преемник «старушки» ВАЗ-2121 появился лишь спустя 25 лет с момента начала её производства - Шевроле Нива вышла из ворот конвейера СП АвтоВАЗ-GM в сентябре 2002 года, а в 2006 году название «Нива» применительно к старому автомобилю исчезло из прайс-листов: теперь модель назвалась просто «4x4». В 2009 году «Шниву», как её окрестили владельцы, подвергли модернизации и рестайлингу, что позволило упомянуть о «дизайне от Bertone». «Самый продаваемый внедорожник в России» соревнуется с переменным успехом с собственной прародительницей, а о планах по выходу на европейский рынок, кажется давно уже позабыли - стареющий, небезопасный автомобиль сомнительного качества едва ли заинтересует прагматичных европейцев.

Между тем, «Ниву» пытались заменить в производстве на более совершенную модель чуть ли ни с момента начала производства. Мы рассмотрим несколько масштабных макетов.

Обычно я заканчиваю свои истории упоминанием автомобиля в прошедшем времени. Но, кажется, не в этот раз. Разменяв третий десяток, сменив страну производства и даже собственное имя, старушка «Нива» с минимальными на фоне тридцатилетнего «стажа» изменениями продолжает сходить с конвейера и будет это делать до тех пор, пока не прекратится спрос. Автомобили, созданные по её образу и подобию, обрели звучное имя «кроссовер» и выпускаются уже в четвертом или пятом поколении, неказистый некогда «старший брат» Range превратился в респектабельное транспортное средство высшего класса и лишь маленькая, с непропорционально большими колесами «старушка» продолжает взирать на мир большими глазами-фарами, приподняв удивленные «брови» поворотников - словно пытаясь понять, сколько же ещё десятилетий ей уготовано провести на конвейере.

Источник: http://cccp-foto.livejournal.com/528395.html