В Париж мы летели из аэропорта его имени – построенного на землях, которые принадлежали его предкам. И было почему-то ужасно стыдно. Как будто это я лично национализировала их в 1917-м, а сегодня присутствую на приёме в честь его 80-летия.

– Каким рейсом вы прибыли? – любезно интересуется граф.

– Из Шереметьево, – отвечаю. И отвожу глаза…

– А вы, Мариночка, почему без бокала? – тактично меняет тему Пётр Петрович. – Я вам сейчас принесу.

Сотрудник Фонда Людвига Нобеля, петербурженка Марина Пышкова едва не теряет дар речи:

– Это сон? – шепчет она потрясённо. – Граф (!) принесёт мне шампанское…

Вообще-то, все представители и постоянные партнёры Фонда Людвига Нобеля уже давно должны были бы привыкнуть к обществу самых выдающихся людей современности. Они общаются с ними регулярно. И в деловой обстановке – при подготовке к изданию их книг или альбомов. И в торжественной – на ежегодных церемониях вручения Премии Людвига Нобеля (основанной, напомню, в 1888, прервавшейся в 1917 и возрождённой в 2005 году), творческих вечерах лауреатов, «Нобелевских ассамблеях» и прочих событиях, посвящённых этому выдающемуся российскому промышленник и меценату… И всё равно каждый раз – как первый.

А тем более – такой! В самом центре столицы Франции, практически у подножия Эйфелевой башни. В здании знаменитой Парижской русской консерватории имени С.Рахманинова. В окружении представителей древних благородных дворянских семей, потомков первой волны русской эмиграции, именитых деятелей искусства, замечательных врачей, прославленных спортсменов, политиков и дипломатов. И, наконец, по какому поводу – в честь юбилея самого известного из ныне здравствующих представителей русской аристократии, потомка знаменитого сподвижника Петра I, героя Нарвской и Полтавской битв, первого российского генерал-фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева, родственника Александра Суворова и Михаила Кутузова, троюродного брата князей Николая Романовича и Дмитрия Романовича Романовых, архитектора, мецената и общественного деятеля Петра Петровича Шереметева (фоторепортаж см. ниже).

– История нашего рода начинается в XIV веке. Известная даже точная дата – первое упоминание, 1372 год, – Пётр Петрович рассказывает это мне в своём кабинете в Консерватории. Стена за ним плотно увешана портретами великих композиторов, музыкантов, певцов, актёров, каждый из которых чем-то связан с этим зданием, Парижем и Россией. – У сподвижника Дмитрия Донского по имени Фёдор Кошка было пятеро сыновей. От одного из них, Александра, пошёл род Шереметевых, от другого, Николая, – Романовых. Борис Петрович Шереметев, родственник Петра Великого, стал первым графом в России. Этот титул был пожалован ему царём за особые заслуги перед Отечеством и безупречную службу. Родство с фельдмаршалами Кутузовым и Суворовым у меня по материнской линии. А благодаря моей первой супруге – прапраплемяннице Наполеона Бонапарта Мари-Эжени – наша семья, можно сказать «породнилась» с императором и «примирила» наших прадедов и наши народы спустя 180 лет.

Наверное, это очень ответственно – быть представителем таких великих родов, таких исторических фамилий?

– Не просто ответственно. Это мой долг, моя обязанность – быть продолжателем дел, начатых моими предками, продвигать их идеи: духовность, нравственность, культуру, образование, благотворительность. Мой род построил Фонтанный и Странноприимный дома, Останкино, Кусково и Воздвиженку, основал Шереметевскую капеллу – все те места, которые сейчас символизируют любовь к красоте, творчеству, искусству. Всё это говорит о том, что мы не только пользовались своими средствами, но и были полезны России. Я – звено в этой цепи.

А ваши дети так же сильно ощущают эту ответственность? Ведь они – тоже представители династии Шереметевых.

– У меня двое детей – дочь Ксения и сын Борис. Им сейчас 21 и 18 лет соответственно. Надеюсь, что я смогу передать им по наследству гордость принадлежности к великому делу… (Полный текст интервью будет опубликован позднее.)

…Со сцены Консерватории звучат поздравления. Одно за другим. Виновник торжества, несмотря на свой огромный опыт участия в симпозиумах самого высокого уровня, всё же, как видно, чувствует себя немного смущённым. Между выступлениями демонстрируется и несколько видеосюжетов. Вот Кремль, 10 июня 2008 года. Президент России Дмитрий Медведев лично прикалывает Петру Петровичу Шереметеву орден Дружбы – за большой вклад в развитие движения соотечественников за рубежом, сохранение отечественного исторического и культурного наследия. А вот 30 марта 2009-го, Екатерининский Дворец в Царском Селе. Пётр Петрович Шереметев награждается Премией Людвига Нобеля.

В продолжение темы слово берут руководители Фонда Нобеля, при поддержке которого состоялся этот вечер в Париже, – Ярослав Голко, Анна Яковлева и Евгений Лукошков. Но вместо длинных речей они достают маленькую красную бархатную коробочку и… Пётр Петрович Шереметев становится обладателем медали, изготовленной в честь 180-летия Людвига Эммануиловича Нобеля.

Эта редкая награда наверняка займёт достойное место в ряду всех многочисленных и разнообразных орденов и почётных званий Петра Петровича: кавалера Французского ордена Искусств и литературы, обладателя Золотой звезды ордена «Меценат столетия» и Знака общественного ордена Святого Александра Невского «За труды и Отечество», лауреата Международной премии «Хрустальный подсолнух», почётного члена Российской академии художеств и Санкт-Петербургского филармонического общества и прочая и прочая.

Возможно, кто-то удивится: академия художеств – это понятно, но причём здесь филармоническое общество, ведь Петр Петрович – архитектор? Действительно, граф Шереметев получил образование в Высшей архитектурной школе Франции, куда поступил в 1953 году, в возрасте 22 лет, впервые приехав в Париж. Между прочим, уже в 1957 году он стал лауреатом престижного международного конкурса архитектуры и современного искусства, проходившего в Сан-Пауло (Бразилия). А впоследствии по проектам Петра Шереметева были построены здания в Париже, столицах Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии.

Но архитектура – не единственное увлечение Петра Петровича. В юности он хотел стать актёром или оперным певцом. Любовь к музыке и театру у всех Шереметевых в крови. Должно быть, она исходит от прапрабабушки Петра Петровича – крепостной актрисы и певицы, а потом и жены графа Николая Шереметева Прасковьи Ивановны Ковалёвой-Жемчуговой.

Мечте юного Петра о театре не суждено было сбыться – отец запретил даже думать об этом, как-то написав сыну в письме: «Перестань валять дурака, или я прекращу высылать тебе деньги». Но запретить заниматься музыкой даже он был не в силах. Потому что пел сам и даже был создателем известного русского хора в Марокко, где жили Шереметевы. Потому что пела мама Петра Петровича – обладательница прекрасного голоса, пела сестра. Пел и Пётр, а ещё играл на скрипке, рояле, гитаре.

…Весь юбилейный вечер проходит в сопровождении музыки. Сначала в фойе, а затем и на сцене Парижской консерватории под управлением дирижёра лауреата международных конкурсов Михаила Голикова играют музыканты Санкт-Петербургского Симфонического молодёжного оркестра капеллы «Таврическая», традиционно выступающие на акциях, организуемых Фондом Нобеля.

Замечательный концерт даёт народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР Сергей Лейферкус, который на протяжении почти 20 лет выступал на сцене Кировского (ныне Мариинского) театра, а с 1988 года живёт за рубежом и является ведущим солистом Лондонской королевской оперы и Нью-Йоркской «Метрополитен-Опера».

Поистине бесценный подарок Петру Петровичу и гостям вечера преподносит народная артистка СССР, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда неподражаемая Елена Образцова. Услышать даже один номер в её исполнении – великое везение и незабываемый опыт. Здесь же Елена Васильевна поёт несколько (!) серьёзных оперных арий и даже одну шуточную заздравную песенку.

Ну а завершается концерт совершенно неожиданным образом. На сцену выходит… сам Пётр Петрович Шереметев и блистательно – поэтично и проникновенно – исполняет романс на стихи А.С.Пушкина «Я вас любил», музыку к которому написал представитель его рода Б.С.Шереметев.

Парижская русская консерватория, ректором которой с 1985 года является Пётр Шереметев, была основана Фёдором Шаляпиным, Александром Глазуновым, Александром Гречаниновым и Сергеем Рахманиновым в 1923 году – в продолжение традиций созданных в середине XIX века Императорского Русского музыкального общества в Санкт-Петербурге, Императорской Санкт-Петербургской и Императорской Московской консерваторий. Помимо обучения музыке здесь действуют театральные курсы по системе К.С.Станиславского. Преподавание ведётся на русском и французском языках.

Консерватория всегда жила в непростых условиях. Был момент, когда она чуть было не закрылась – не хватало средств даже на оплату аренды земли. За помощью обратились к Петру Петровичу. А когда он нашёл выход, предложили и возглавить Консерваторию. Теперь же, начиная с 1990 года, мэрия Парижа регулярно субсидирует это учебное заведение, демонстрируя тем самым свою поддержку и приверженность к русской музыкальной культуре.

Петру Петровичу вообще очень удаются «операции по спасению» исторических памятников российского культурного и духовного наследия. Самой, пожалуй, значительной из них стала реставрация главного православного храма французской столицы – Свято-Александро-Невского Кафедрального Собора в Париже, освящённого в 1861 году. Двадцать лет назад граф Шереметев при содействии тогдашнего мэра Парижа, а впоследствии президента Франции Жака Ширака добился выделения 1,2 миллиона франков на спасение собора.

В связи с этим крепнет вера в то, что Петру Петровичу удастся и другая спасительная миссия – уже на родине его предков, в России, и несравнимо более важная и сложная – ментальная или, если хотите, идейная, идеологическая: изменение сознания сегодняшних россиян, возрождение таких понятий, как честь, свобода, благородство, великодушие, порядочность, достоинство, доблесть, служение… Одним словом, всего того, что отличало лучших представителей русского дворянства в годы его расцвета.

– Мне страшно думать, что все будущее России будет основано только на доходе и прибыли. А такая тенденция существует, – считает Пётр Шереметев. – Поэтому нужны такие люди как я, как те, кто мне помогает, которые будут бороться до последнего за духовность нации.

С этой целью Пётр Петрович создаёт в России учебные и культурные учреждения. В частности, он является соучредителем Ивановского университета образования и имиджа, президентом и основателем «Шереметевских центров» в Иваново, Томске и Ярославле, куратором Ивановского кадетского корпуса, носящего имя Бориса Петровича Шереметева. Работает над открытием Международного клуба Петра Шереметева в Москве.

Пётр Петрович вносит огромный вклад в укрепление культурных связей между Россией и Францией. В 2002 году этот вклад был по достоинству оценен руководством нашей страны. Указом Президента Российской Федерации Пётр Петрович Шереметев получил российское гражданство.

С 2003 года он возглавляет Международный Совет российских соотечественников, проживающих за рубежом, – общество, насчитывающее более 40 миллионов человек по всему миру, что, по его собственным словам, налагает огромные обязательства.

… Вечер подходил к концу, гости начали расходиться. Только сейчас я обратила внимание, насколько сдержанно, даже, пожалуй, скромно они одеты. Не было ни мехов, ни бриллиантов, ни иной кричащей роскоши, так свойственной большинству московских «великосветских» вечеринок. В пригласительном билете говорилось: «В одежде гости придерживаются стиля Петербургских салонов». Думаю, ключевым здесь было слово «стиль». Дамы – в коктейльном или просто нарядном платье, джентльмены – в смокинге с бабочкой или просто парадном костюме. Единственное непременно условие наряда – оно же его главное украшение – безупречные манеры обладателя.

Наблюдать за тем, как держатся гости, как они здороваются и прощаются, наклоняясь к руке дамы для поцелуя, как сидят, пользуются приборами, понимают бокал, как и о чём разговаривают, – было настоящим эстетическим удовольствием, историческим экскурсом, фантастическим путешествием во времени и пространстве. И ещё, пожалуй, мечтой. Такой была вчерашняя Россия. Такова сегодняшняя Франция. Станем ли мы такими же вновь? Пусть не завтра, но хотя бы… к следующему юбилею графа Петра Петровича Шереметева.

Фото автора.

Торжественный приём в зале Парижской русской консерватории. На сцене – граф Пётр Шереметев и руководство Фонда Людвига Нобеля: Ярослав Голко, Анна Яковлева и Евгений Лукошков.

В ознаменование юбилея Петру Петровичу Шереметеву была вручена медаль, изготовленная к 180-летию Людвига Нобеля.

Слова приветствия от Леонида Михайловича Рошаля.

Анатолий Евгеньевич Карпов поздравляет юбиляра.

Пётр Петрович Шереметев с гостьей.

На приёме присутствовал Сергей Петрович Лейферкус с супругой.

«Заздравная» от Елены Васильевны Образцовой.

П.П.Шереметев исполняет романс Б.С.Шереметева на стихи А.С.Пушкина «Я вас любил».

Интервью в кабинете П.П.Шереметева в Консерватории (обратите внимание: на столе – свежий номер журнала «Русскiй Нобель»).

Династия продолжается: граф Пётр Шереметев с сыном – графом Борисом Шереметевым.