Циничная торговля детьми в Украине поставлена на поток. Прибыльный бизнес охватил своими щупальцами все регионы республики, о чем свидетельствует множество громких уголовных дел. Однако расследуются они крайне медленно, а подсудимые отделываются, как правило, условными сроками заключения. Причина очевидна каждому – за деньги можно легко откупиться, закрытие той или иной проблемы имеет определенную цену.

Ни у кого нет сомнения в том, что и в истории с мальчиком Самуэлем решающим аргументом в спорных ситуациях становилось количество денежных знаков. Этого ребенка родила в Харькове 24 ноября 2008 года Оксана Б. Биологическим отцом являлся гражданин Бельгии Лоран Дюрьен (теперь его данные открыты), переславшего в начале того года свою сперму в украинскую фирму, специализирующуюся на предоставлении услуг суррогатных матерей.

Дальнейшие события – сплошной детектив. Получив причитающееся вознаграждение, Оксана в соответствии с заключенным ранее контрактом и в официально установленном порядке отказалась от своих прав на новорожденного. Правда, есть в ее заявлении прелюбопытнейшая фраза: «Не возражаю против дальнейшей опеки и воспитания моего(?!) ребенка его отцом Лораном Дюрьеном». Но бельгийский папаша не поспешил увидеть свое чадо. Боле полутора лет его лелеяла мать руководителя харьковской фирмы – естественно, за кругленькую сумму. На смотрины внука в 2010 году приезжали родители Лорана, да и то почему-то в Киев, куда был доставлен Самуэль. Свой странный визит они посвятили скрупулезной проверке здоровья мальчика, особенно состояния его внутренних органов, что не могло не вызвать вполне обоснованных подозрений у украинских медиков. Ведь к тому времени уже было известно, что заезжие дедушка и бабушка – врачи, а их сын Лоран – тоже доктор, находящийся…замужем! Зачем ему и его супругу-гею понадобился ребенок, если по бельгийским законам такой семье категорически запрещено усыновление? Масла в огонь добавили участившиеся сведения о пересадках детских органов, заборах стволовых клеток…

Вскоре после визита в Украину близких родственников Самуэля, его попытались незаконно вывезти за границу две женщины - бельгийка и полячка. При этом так спешили и путались, что выдавали мальчика за девочку! После задержания в международном пункте пропуска «Краковец» во Львовской области они оказались в СИЗО, а ребенок – в детдоме. С «перевозчицами» разобрались довольно быстро. Они не отпирались, что получили 3 тысячи евро за доставку «живого товара» в Бельгию. Обе были осуждены, однако получили условные наказания, что вызвало резкий протест украинской общественности.

С той поры Самуэль находился во Львове. Но уже не в детдоме №1, куда его поначалу определили. Как объяснил львовский адвокат Григорий Раданович, являющийся юридическим представителем Лорана Дюрьена (на оплату его услуг бельгийцы не жалеют денег), мальчик не имел статуса сироты, а посему не нуждался в опеке государства. Жил он в семье Радановича, который фантастически быстро оформил ему заграничный паспорт гражданина Украины! На каких основаниях? Задайте вопрос полегче…

Поистине ошеломляющей стала и другая официальная новость: «В одном из судов Королевства Бельгии состоялась процедура предоставления бельгийского гражданства двухлетнему Самуэлю Дюрьену». Между тем украинское законодательство не разрешает быть гражданином двух и более стран. Так чей же ты, мальчик, рожденный в Харькове? Получается, что бельгийский, а Украина побоку. И начальник отдела защиты прав и свобод несовершеннолетних прокуратуры Львовской области Галина Кира, ранее безапелляционно утверждавшая, что биологический отец Самуэля может претендовать на его усыновление только на общих основаниях, наравне с украинскими семьями, села, мягко говоря, в лужу. Теперь малышу не требовалась даже виза в паспорте – въезд в Бельгию был открыт.

По словам адвоката Радановича, отец очень ждал сына, но приезжать не хотел, опасаясь… ареста. С чего бы вдруг? Интерпол, поначалу проявлявший активность, почему-то потерял интерес к этому делу, как и спецслужбы Украины, обещавшие раскрыть каналы переправки за рубеж «живого товара», хотя данный случай – лишь один из множества. Значит, папаше все-таки есть что скрывать и чего бояться. Тут уместны лежащие на поверхности вопросы: если в Бельгии запрещают усыновлять детей геям, то на основании каких доказательств признали Лорана Дюрьена отцом Самуэля заочно (не будучи уверены в реальном существовании мальчика) и предоставили гражданину Украины бельгийское подданство? В чьей семье он станет жить? Юриста Радановича это не интересовало. Он спешно подготовился к переправке Самуэля за рубеж. Что ж, для таких, как он, деньги не пахнут…

И вот совсем недавно львовянин Раданович на рейсовом самолете доставил Самуэля в Варшаву, где их встретили прибывшие из Бельгии Лоран Дюрьен и его муж – тренер по фитнесу. В тот же день счастливые «родители» улетели с малышом на родину.

После всех этих головоломок уже не удивляет оптимизм почетного бельгийского консула во Львове Ярослава Гарцулы: «Судьба Самуэля взволновала многих людей и в Украине, и в Бельгии. К нам приходили электронные письма от граждан Бельгии, которые просили посодействовать, чтобы ребенок получил гражданство этой страны и переехал жить к своему отцу. Последнюю точку в этой трогательной (?!) истории поставил суд. Он определил: Самуэль – гражданин Бельгии, который будет жить со своим отцом». Когда ярых защитников сомнительных интересов – хоть пруд пруди, то отпадает необходимость думать о том, насколько они материально заинтересованы.

Именно об этом свидетельствуют и новые факты. Прокуратура Одесщины завершила расследование очередного уголовного дела, возбужденного против нескольких врачей областной детской клинической больницы и Коминтерновской районной больницы, а также руководителей Коминтерновской райгосадминистрации. Обобщены доказательства девяти недавних эпизодов продажи новорожденных по фальшивым документам, оформленным медиками и чиновниками. Покупатели выкладывали за одного ребенка от 1500 до 4000 долларов. Смехотворная по нынешним меркам цена вполне объяснима: малышами сейчас практически повсеместно торгуют оптом и в розницу. Материалы переданы в суд.

И еще: по данным Министерства здравоохранения республики, судьба более половины из 28 с лишним тысяч детей, усыновленных в последние годы иностранцами, вообще неизвестна, их следы потерялись. А ведь до совершеннолетия все они являются гражданами Украины.