Времена советской всеобщей занятости, уравниловки, стабильности и уверенности в завтрашнем дне давно прошли. Новой российской экономике нужны новые принципы организации и оплаты труда, стимулирующие интеллектуальную занятость, мобильность работника, рост производительности и эффективности его труда.

Считается, что работодатель и наёмный работник – вечные антагонисты. Что их жизненные позиции и установки в корне различны, и между ними не может быть ничего общего. Это представление ошибочно. Пересечения во взглядах, взаимный интерес и взаимовыгодное сотрудничество – не только возможны. В цивилизованных странах их давно умеют находить и закреплять документально. У нас этому пока учатся. Но даже одно то, что к этому стремятся, – уже хорошо.

Как подтверждение – состоявшееся 8 июня 2011 года в Москве заседание совместной рабочей группы по реформированию трудового законодательства. Заметьте: совместной. В её работе приняли участие уполномоченные от обеих социально-экономических групп, формирующих трудовое поле, – работодателей и наёмных работников.

Первые были представлены членами Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). В числе которых оказались:

– Куликов Олег Васильевич, генеральный директор Общероссийского объединения работодателей электроэнергетики, заместитель председателя Комитета РСПП по рынку труда и кадровым стратегиям;

– Харламов Анатолий Сергеевич, генеральный директор Общероссийского межотраслевого объединения работодателей – производителей никеля и драгоценных металлов, член Комитета РСПП по рынку труда и кадровым стратегиям;

– Александрова Зоя Олеговна, директор по правовым вопросам Общероссийского объединения работодателей электроэнергетики, член Комитета РСПП по рынку труда и кадровым стратегиям.

Интересы вторых защищали лидеры ряда профсоюзных организаций и объединений России:

– Галочкин Дмитрий Евгеньевич, председатель Центрального совета Общероссийского профсоюза работников негосударственной сферы безопасности;

– Глазков Валерий Викторович, президент Общероссийского профсоюза работников производства никеля, кобальта и платиновых металлов;

– Иванов Анатолий Семёнович, президент Общероссийского объединения профсоюзов – Союз профсоюзов России;

– Куликов Евгений Александрович, председатель Межрегионального профсоюза железнодорожников;

– Семёнов Дмитрий Алексеевич, президент Общероссийского объединения профсоюзов «Российское объединение социальных технологий»;

– Сырица Максим Александрович, председатель Совета Федерации демократических профсоюзов горнометаллургического комплекса России;

– Шапошников Владимир Петрович, председатель Российского профсоюза строительных специальностей и сервисных организаций;

– Щербина Андрей Владимирович, председатель Московского регионального союза Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ;

– Гагарина Наталья Вячеславовна, руководитель пресс-службы Российского профсоюза работников строительных специальностей и сервисных организаций.

 

Главной целью собравшихся было обсуждение предпосылок, целей и подходов к реформированию трудового законодательства России, выяснение позиций работодателей и профсоюзов по этому вопросу и организация деятельности совместной рабочей группы, созданной специально для претворения в жизнь идей по изменению российского законодательства по труду.

России совершенно необходим новый Трудовой кодекс (ТК), считают участники заседания. Производительность труда у нас в 3–4 раза ниже соответствующих показателей развитых стран. Специфика российской модели рынка труда – высокая, но неэффективная занятость населения, большая концентрация рабочей силы при общем недостатке квалифицированных работников, произвольное и экономически необоснованное регулирование оплаты труда. Всё это ведёт к консервации архаичной структуры рынка труда и экономики в целом.

Чем же плох ныне действующий Трудовой кодекс, принятый в 2001 году? Во-первых, он направлен на сохранение рабочего места за работником, что сильно осложняет ротацию кадров и подбор наиболее эффективных работников.

Во-вторых, при высокой занятости, но низкой заработной плате в России устойчиво воспроизводится феномен «работающих бедных». Доля работающего населения в числе бедных в России превышает 50 %.

Следующий важный фактор – действующий ТК не учитывает появления новых разнообразных форм вовлечения граждан в трудовую деятельность, что стало основой для развития неформальной занятости и, как следствие, вывода работающих из-под действия гарантий, установленных государством. ТК ограничивает возможность временной занятости, снижая тем самым доступность рынка труда для молодёжи, инвалидов, матерей с детьми, пенсионеров.

В настоящее время стандартная занятость – то есть найм работника в режиме полного рабочего дня на основе трудового договора, заключённого на неопределённый срок, – составляет около 70 % объёма занятости. Между тем инновационная экономика, к которой стремится сегодня Россия, в большей мере заинтересована в развитии «нестандартных» форм занятости – то есть дифференцированного подхода к работнику в зависимости от сложности и объёма решаемых задач, повышения мобильности рынка труда, стимулирования государственно-частного партнёрства.

По мнению участников заседания, перечисленные системные проблемы не могут быть решены внесением частных изменений в действующий Трудовой кодекс. Ведь он ориентирован на индустриальное общество и сейчас уже не соответствует целям постиндустриального развития, противоречит новым социально-экономическим реалиям.

В постиндустриальном обществе роль физического труда значительно снижается. Резко возрастает объём и значение производства услуг, информации и, соответственно, интеллектуального труда. Поэтому у нового законодательства по труду России должны быть совершенно иные векторы движения:

– вместо цели «низкая безработица» – цель «эффективная занятость»;

– вместо политики искусственного удержания работника на одном месте работы – политика стимулирования мобильности работника, создания новых рабочих мест в инновационном секторе, роста производительности труда;

– вместо создания дешёвых и неквалифицированных рабочих мест – создание рабочих мест с высокой квалификацией труда и достойной зарплатой;

– вместо жёсткого трудового законодательства, но слабо дисциплинированных экономических субъектов – новое современное трудовое законодательство, в котором «карающие» методы (штрафы) будут заменены на «стимулирующие» (льготы, преимущества).

Кроме того, необходимы:

– адаптация законодательства к современным трудовым реалиям (введение новых форм занятости);

– усиление ответственности работодателя за неисполнение установленных в договорах с работниками обязательств по предоставлению социальных льгот;

– создание специализированных трудовых судов в целях оперативного разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

– формирование звена «ключевых работников» с более высокими задачами и ответственностью и соответственно повышенными гарантиями и компенсациями;

– упрощение кадрового делопроизводства (в том числе отмена трудовых книжек).

Обсудив всё это, участники заседания пришли к единому мнению: если мы хотим строить в России действительно социально-инновационное государство, новое современное трудовое законодательство нам жизненно необходимо.