С каждым месяцем мы слышим всё больше разговоров об олимпийском Сочи. В 2014-м году нас ждёт большой спортивный праздник. Но неужели мы на нём будем гостеприимными хозяевами и только? В ХХ веке спортсмены приучили нас к победам.

Пожалуй, ни одна страна мира в последние 5-7 лет не тратит на олимпийский спорт столько средств, сколько тратит Россия. По освоению бюджетов мы – непобедимые чемпионы. Конечно, основная причина – коррупционная. Каждую беговую дорожку у нас для надёжности стремятся обклеить стоевровыми купюрами в три ряда. И вот результат: по итогам зимних соревнований в олимпийском зачёте Россия занимает безрадостное 13-е место. Сделали крупную ставку и проиграли. И от Сочи ждать впечатляющих побед не приходится. Откуда они возьмутся? Ни в одном зимнем олимпийском виде спорта Россия не доминирует так, как доминировала ещё в 1990-е годы в женских лыжных гонках и фигурном катании. В этом сезоне россияне выиграли две золотые медали в олимпийском зачёте, а лидеры-норвежцы – тринадцать. По серебряным и бронзовым медалям наше отставание от лидеров оказалось не менее удручающим. На недавнем заседании президиума совета по развитию физкультуры и спорта глава правительства России Владимир Владимирович Путин прямо назвал эти результаты «скромными». Не ограничиваясь констатацией фактов, Путин рассуждал о причинах провала: «Еще пару десятков лет назад у нас была эффективная система отбора и подготовки талантливых детей, основу которой составляли порядка 300 спортивных школ-интернатов. Сегодня их осталось по всей России не более десяти. Система отбора должна быть восстановлена, в том числе за счет возрождения подобных школ-интернатов в регионах РФ». Эффективная система… Прав лидер «Единой России». Несколько десятилетий назад эффективные системы существовали в разных областях культуры, экономики, индустрии… Многое утрачено. В подтверждение этой мысли в эти же дни пришла «новость из прошлого»: американский велосипедист Тайлер Хэмилтон, выигравший шоссейную гонку на Олимпиаде-2004, дисквалифицирован за применение допинга. Значит, чемпионом будет провозглашён наш Вячеслав Екимов, который, таким образом, станет трёхкратным олимпийским чемпионом. А ведь он вполне мог бы выиграть и четвёртое золото – в индивидуальной трековой гонке в Сеуле-88. Тогда Екимов – рекордсмен мира – сенсационно проиграл отборочные всесоюзные соревнования. Уникальный атлет, каких бесперебойно воспитывала отечественная спортивная система, пока не прервалась связь времён…

Восстановление интернатов, о которых говорил премьер – это необходимая мера, полезная не только для спорта высших достижений, но и (что более важно) для физкультурного движения, но быстрых результатов ждать не следует даже в случае энергичной «работы над ошибками». Сегодня наша официальная пресса говорит о спорте как о витрине державы. В прежние годы это было безошибочным ходом: спорт приносил золото. Но сегодня мы должны быть готовы к невесёлым новостям с олимпиад. Нам предстоят долгие годы поражений, борьбы не за первое место, а за четвёртое, пятое, шестое. А наш народ привык к победам, посредственных результатов он не поймёт. Поэтому такое негодование вызывают в нашей стране поражения в «матчах за третье место».

Советская система развития физкультуры и спорта превратила нашу страну в великую спортивную державу. Основы закладывались в конце 1920-х и в 1930-е годы, когда на девизе «Готов к труду и обороне!» было воспитано великое спортивное поколение. Спорт помогал готовиться к войне. Наши деды пели:

Запомнить врагам нашим надо,

Что мы при опасности вмиг

Спортивные сменим снаряды

На саблю, гранату и штык.

Так и случилось. Тысячи потенциально лучших спортсменов СССР и мира погибли на фронтах Великой Отечественной, тысячи вернулись с войны инвалидами… И всё-таки в 1952-м советские спортсмены дебютировали на Олимпийских играх – в Хельсинки и завоевали там второе место в неофициальном зачёте, уступив только сборной США. Это второе место дороже всех первых, потому что в 1952-м честь страны защищало поколение, выбитое войной. В Хельсинки побеждали блокадник Юрий Тюкалов, узники лагерей смерти Иван Удодов и Виктор Чукарин. А через четыре года триумфаторами Мельбурна станут фронтовики-богатыри, штангист Аркадий Воробьёв и борец Анатолий Парфенов. В их поколении живыми и невридимыми с войны возвращался один из десятка… Олимпийцы Германии – великой спортивной державы – много лет после войны не показывали впечатляющих результатов. Отдельные таланты проявлялись, но обилия побед не было и быть не могло: полегла немецкая молодёжь на Восточном фронте… А сталинская система подготовки спортсменов давала результат и в критических послевоенных условиях. Это ли не подтверждение её уникальности? После римской олимпиады 1960-го сенатор Роберт Кеннеди заявил: «Наша страна не намерена уступать никакой другой. Мы хотим быть первыми, первыми без оговорок ... Мы не желаем больше читать в газетах, что наша страна на Олимпийских играх оказалась второй после Советского Союза». Это было захватывающее соперничество, в котором советский спорт и мощью, и интеллектом превосходил самого доблестного на свете противника.

Правда, во второй половине 1960-х система потребовала преобразований: большой спорт, который уже давно слыл любительским только условно, во всём мире становился всё более профессиональным. На спорт работали научные институты, изобретались технологии, всё более важной становилась профессия тренера. На летних олимпийских играх 64-го и особенно 1968-го триумфальной победы над заокеанской сверхдержавой одержать не удалось. Красный спорт ответил на вызовы нового времени и уже к 1972-му году советская спортивная индустрия стала непобедимой. Да-да, американцы, мечтавшие одолеть нашенских «тоталитарных монстров», просто не имели никаких шансов. Они опережали команду СССР в плавании, на равных с переменным успехом соперничали в лёгкой атлетике, но ощутимо проигрывали в единоборствах, в гимнастике, в стрельбе, в тяжёлой атлетике, в игровых видах спорта, в гребле... Переломить эту тенденцию им не удавалось. Откройте американские газеты олимпийских лет – и вы увидите, с какой паникой они воспринимали «наступление русских». Вкладывали деньги в молодых суперспортсменов, но… снова проигрывали.

Противостояние с американской спортивной империей не прекращалось даже в годы разрядки. Когда советский спорт упрекали в схематичности, в палочной муштре инкубаторских чемпионов (такая точка зрения была популярна на Западе, особенно – в дни поражений местных спортивных звёзд), можно было напомнить про великих советских спортсменов – настоящих художников, которые не вписывались в стандарты и славились норовистым, неуживчивым характером. На Западе не знали, что советская пропаганда пестовала именно такой образ чемпиона – не робота, а трудного, упрямого, своенравного, целеустремлённого, но мятущегося человека. Такого, как Анатолий Тарасов, Юрий Власов или Евгений Гришин. Своенравный герой был антитезой коллективизму, и только в их синтезе рождались феноменальные победы. Но самым очевидным аргументом против карикатуры на непобедимый коллектив запуганных советских кретинов была наша шахматная школа.

На олимпиадах 1980-го и 84-го атлеты двух сверхдержав не встретились лицом к лицу. Бойкот игр в Лос-Анджелосе был трагической ошибкой: сборная СССР непременно опередила бы американцев на их поле. Это осознавал Ю.В. Андропов, не одобрявший идею бойкота.

Турнир «Дружба-1984», прошедший сразу в нескольких социалистических странах, бойкотировавших олимпиаду, по многим показателям был представительнее олимпийских игр. Так, олимпийцы Лос-Анджелоса побили 11 мировых рекордов, а атлеты «Дружбы» - 48! Триумф спортивного Коминтерна был убедителен. Так, самый сильный человек Лос-Анджелоса-84, австрийский тяжелоатлет Дин Лукин показал результат на 53 (!) килограмма ниже, чем советский рекордсмен того времени Александр Гуняшев, который, увы, так и не стал олимпийским чемпионом. А вообще из олимпийских игр непревзойдённой по количеству мировых рекордов остаётся Московская олимпиада – 36 (в Монреале было побито 34 рекорда, в Мюнхене – 23).

После двенадцатилетнего перерыва советские и американские спортсмены встретились на олимпийских играх 1988 года – зимних и летних, в Калгари и Сеуле. На всех фронтах Советский Союз одержал победу, а второе место заняла сборная Германской Демократической Республики. Жаль. Что не удалось преподать этот урок нашим соперникам в Лос-Анджелосе…

Советский Союз распался 17 лет назад. Для спорта высших достижений это огромный срок, в который можно вместить две, а то и три спортивные жизни с рекордами, травмами, победами и поражениями. Тем удивительнее, что многие рекорды советского спорта до сих пор остаются непревзойдёнными. Во время международных соревнований не раз в таблицах рекордов возникает ориентир страны, ушедшей в легенду – USSR. В стрелковых дисциплинах, в метании молота, в прыжках в высоту у женщин советские рекорды ещё живы. В тяжёлой атлетике до сих пор не побит результат советского супертяжеловеса Леонида Тараненко.

Советского потенциала хватило с лихвой на девяностые годы, когда, в условиях государственного равнодушия, в эпоху, которую народ окрестил словом «бардак», спортсмены из бывшего СССР снова и снова первенствовали. Но фундамент спорта в те годы уничтожался: нищали и старели тренеры, исчезла система отбора юных талантов. А в середине «нулевых годов» в российский спорт пришли длинные рубли. В глазах пестрит от элитарных иностранных тренеров, которые работают у нас едва ли не во всех видах спорта, от «легионеров» не только в футбольных и хоккейных командах, но и в баскетболе, в водном поло, даже в волейболе, где Россия всегда была законодательницей мод…

Золотой дождь не пошёл на пользу нашему спорту. Известен принцип: «Деньгами нужно глушить, а не щекотать», но он хорош, когда нужно умаслить ревизора, а «олигарх» Прохоров применил его к биатлонистам. И вышло, что можно стать миллионерами без больших побед. Вот и выходит, что миллионеров всё больше, а побед – всё меньше. Когда-то советская тренерская школа главенствовала в мире, а нынче мы в спорте стали жить чужим умом, стали в некотором смысле иждивенцами. В стране изменился климат – и перестали развиваться лучшие черты русского характера, которые позволяли побеждать: терпеливость, спортивное самолюбие, коллективизм. Всё это можно вернуть, но для этого необходимо изменить идеологию – это, как заново учиться ходить. Задача героическая и на её решение потребуются годы. На ближайших олимпиадах – в Лондоне и Сочи – бороться за первое место наша сборная вряд ли сумеет. На летних играх России невероятно трудно будет тягаться с США и Китаем, непросто – с Великобританией и Германией. На зимних играх перспективы ещё печальнее. Наши результаты могут (и должны!) возрасти в более отдалённом будущем, только бы сочинская показуха снова не свернула нас с пути истинного… Нам нужен спорт массовый, а не элитарный. Российский, а не иностранный.

Ещё совсем недавно Россия была великой спортивной державой – одной из четырёх. Только колоссальное напряжение сил и возвращение к тем ценностям, которые принесли нам славу, позволит остаться в этом престижном клубе. На развалинах великой спортивной державы, которую все знали по четырём буквам на спортивных свитерах, мы ещё можем возродить наш спорт.