Обещают, что внедрение ИТС позволит управлять сложнейшими дорожными узлами в столице, обеспечивать профилактику ДТП и решить, наконец, проблему пробок. Справляться со всеми этими задачами будут при помощи ГЛОНАСС.

Федеральный сетевой оператор в сфере навигационной деятельности и проводник государственной политики в сфере навигационной деятельности ОАО«Навигационно-информационные системы» («НИС ГЛОНАСС») продолжает свой упорный (но пока не очень благодарный) труд по развитию и глобальному распространению отечественной навигационной системы. На днях пресс-служба компании сообщила, что начато проектирование Интеллектуальной транспортной системы (ИТС) Москвы.

В реализации данного проекта принимают участие ряд организаций. «НИС ГЛОНАСС» будет заниматься созданием ключевой и фундаментальной части структуры ИТС Москвы – Единого диспетчерского центра по управлению пассажирским транспортом (ЕДЦ). Кроме того, специалисты Федерального сетевого оператора будут формировать зональные центры управления, оснащать пассажирский транспорт Москвы многофункциональными навигационными устройствами и системами безопасности. Планируется, что Единый диспетчерский центр в рамках ИТС Москвы заработает уже к концу 2011 года.

Важнейшая часть структуры ИТС – спутниковые навигационные системы. Они позволяют получать данные о местоположении сотен тысяч транспортных средств одновременно. Технологической основой ЕДЦ станет отечественная система ГЛОНАСС.

Интеллектуальная транспортная система Москвы создаётся «НИС ГЛОНАСС» с учётом проверенного мирового опыта и при участии ведущих зарубежных компаний, работающих в этой сфере. Так, например, в марте 2011 года в ходе международного конгресса «ЭРА-ГЛОНАСС» было подписано соглашение о сотрудничестве между Федеральным сетевым оператором и крупной немецкой фирмой «T-Systems», которая предоставляет полный комплекс информационно-коммуникационных услуг для органов государственного управления Германии, практически всех отраслей промышленности, а также системы здравоохранения. Офисы «T-Systems» имеются в 20 странах мира, в них работает более 47 000 человек, а выручка компании в 2010 финансовом году составила около 9,1 млрд. евро.

Именно «T-Systems» создавала систему дорожных сборов с грузового транспорта в Германии – «Toll Collect». Сотрудничество «НИС ГЛОНАСС» и «T-Systems» будет осуществляться в том числе и в этой области – проектирование российской системы дорожных сборов, мониторинга транспортных потоков, информирования участников дорожного движения.

Кроме того, недавно в Индии недавно прошла очередная встреча гендиректора «НИС ГЛОНАСС» с руководством индийской компании «DIMTS». «DIMTS» (Delhi Integrated Multimodal Transit System Ltd.) – совместное предприятие Правительства Нью-Дели и одной из крупнейших финансово-инвестиционных корпораций Индии – «IDFC» (Infrastructure Development Finance Company).

Компания имеет немало достижений в сфере создания Интеллектуальной транспортной системы (ИТС) Дели. В ходе встречи представители индийской стороны провели демонстрацию этих достижений и поделились опытом решения сложных инфраструктурных задач при построении ИТС мегаполисов. А генеральный директор Федерального сетевого оператора Александр Гурко представил системные предложения на базе ГЛОНАСС для решения сходных задач при создании ИТС Москвы, рассказал о специализированных ведомственных и коммерческих телематических продуктах.

Прошедшая встреча – не первая в истории сотрудничества этих двух компаний. «НИС ГЛОНАСС» и «DIMTS» ранее уже подписали соглашение о создании Консорциума для участия в тендерах по созданию ИТС и решений по контролю трафика в крупнейших городах Индии. Сотрудничество с Индией – вообще одно из ключевых направлений программы по глобальному распространению российской навигационной спутниковой системы.

История создания ГЛОНАСС весьма драматична. Она была принята в эксплуатацию в 1993 году. И вскоре, уже с 1996 года, стала использоваться Международной организацией гражданской авиации и Международной морской организацией наряду с американской системой GPS.

По сравнению с GPS у ГЛОНАСС имеется ряд преимуществ, главное из которых – большая стабильность наших спутников из-за отсутствия резонанса с вращением Земли. Однако есть и существенные недостатки: срок службы российских спутников «ГЛОНАСС-М» заметно короче американских. Впрочем, в ближайшее время планируется перевести нашу навигационную систему на аппараты нового поколения «ГЛОНАСС-К», после чего различия между ГЛОНАСС и GPS, как обещают конструкторы, будут стёрты.

В начале 2000-х система ГЛОНАСС пережила сложные времена. Из-за недостаточного финансирования она чуть было не перестала существовать. Число работающих спутников сократилось до шести (вместо необходимых 24). Для исправления ситуации в августе 2001 года была принята федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система». Однако и после этого ГЛОНАСС продолжало лихорадить. Запуск новых спутников не успевал за списанием старых, сроки развёртывания системы постоянно передвигались.

В июле 2009 года, согласно Постановлению Правительства РФ, Федеральным сетевым оператором в сфере навигационной деятельности было назначено Акционерное общество «НИС ГЛОНАСС», созданное в 2007 году. Главной целью «НИС ГЛОНАСС» стало повышение конкурентоспособности отечественной системы ГЛОНАСС, а также решительное внедрение её в социально-экономическую практику России. Для этого, по мнению специалистов, прежде всего необходимо осуществить:

– коммерциализацию системы ГЛОНАСС;

– разработать единые правила, нормы и требования для производителей ГЛОНАСС-решений;

– обеспечить интеграцию ГЛОНАСС с зарубежными спутниковыми навигационными системами.

Компания «НИС ГЛОНАСС» взялась за работу весьма активно. Самыми известными и значимыми проектами, которые осуществляет сегодня это АО, являются:

– создание системы экстренного реагирования при авариях (ЭРА ГЛОНАСС);

– внедрение в мегаполисах уже упомянутых Интеллектуальных транспортных систем (ИТС);

– предоставление операторских услуг на основе технологий спутниковой навигации, разработка и эксплуатация единой мультисервисной операторской платформы;

– навигационно-информационное обеспечение Олимпийских игр 2014 года в Сочи;

– создание ведомственных, отраслевых и региональных навигационно-информационных систем, в том числе в целях профилактики техногенных катастроф;

– создание современных картографических продуктов (геоинформатика);

– организация сбора платежей за проезд по дорогам (Toll Collect).

В последние год-два навигационные решения и системы на базе ГЛОНАСС заметно усилили свои позиции как в социальной жизни страны, так и на мировом рынке навигации и телематики. Сегодня в России ГЛОНАСС играет уже весьма важную роль: и в сфере экстренной помощи, и в координации действий служб реагирования и ЖКХ, и в организации пассажирских и грузовых перевозок, и в проведении сельскохозяйственных и строительных работ. Но в мире всё же пока доминирует американская NAVSTAR GPS. Вот почему на сегодня самой актуальной задачей «НИС ГЛОНАСС» является пропаганда нашей навигационной системы в странах СНГ, Латинской Америки и Азии.

Кстати, 1–2 июня 2011 года в ЦВК «Экспоцентр» на Красной Пресне пройдёт пятый юбилейный Международный форум по спутниковой навигации. В мероприятии примут участие представители Правительства РФ и крупнейших компаний отрасли. Запланировано проведение круглых столов по системообразующим государственным проектам «ЭРА-ГЛОНАСС» и «Социальный ГЛОНАСС», где представители Федерального сетевого оператора наверняка должны будут как отчитаться в сделанном, так и сообщить о ближайших и отдалённых перспективах своей работы.