Несколько лет назад я совершила гражданский подвиг. Чувство… горечи, которое я при этом испытала, не прошло и по сей день.

Мы тогда только-только переехали в новый многоквартирный дом. И практически сразу вечера превратились в непрекращающийся кошмар. Чуть ли не ежедневно из квартиры сверху доносились плач и ужасные крики ребёнка: «Не надо! Больно! Я больше не буду! Не надо!» Экзекуции происходили в разное время, но особенно страшно становилось ночью: в тишине детские вопли и топот ног над головой – ребёнок спасался, бегая от родителей из комнаты в комнату, – звучали особенно жутко и мучительно. Однажды, часа в три пополуночи, не в силах больше выносить это безумие, я позвонила в милицию.

Думаете, чувство горечи возникло оттого, что моё обращение проигнорировали? Нет. Всё было ещё хуже. Милиционеры приехали. И, как полагается, первым делом уточнили претензии заявителя. «Наверху кричит ребёнок? Понятно», – кивнули стражи порядка и поднялись этажом выше. Через несколько минут они вернулись: «Жилец предупреждён о нарушении тишины в ночное время»…

Когда прошла оторопь, я было воскликнула: «Да не в тишине дело!» Но зря: милиционеры только обиделись – они-то ждали признательности за свою оперативность и отзывчивость. А главное, они так и не поняли, в чём собственно состояла проблема, ведь «хозяин квартиры пообещал, что впредь будет заниматься воспитанием сына днём».

Жестокость прогрессирует

«Воспитание» равно «порка» – вот, в чём проблема. И эту точку зрения разделяет большинство российских граждан. В ходе исследования, проведённого Институтом социологии РАН весной 2009 года, 52 процента родителей признались, что используют физические наказания в процессе воспитания детей (а сколько ещё человек об этом просто умолчали?). При этом 53 процента мужчин и около 40 процентов женщин заявили, что сами подвергались в детстве физическим наказаниям. В том же 2009 году правоохранительными органами было зафиксировано 106 тысяч преступлений в отношении детей. Только вдумайтесь: каждый день в стране испытывают насилие и подвергаются истязаниям с угрозой жизни и здоровью, как минимум, 300 мальчиков и девочек. И это только зарегистрированные случаи.

Но самое зловещее и непостижимое (по крайней мере, лично для меня) – то, что число сторонников физических наказаний в России год от года растёт. В 2008, по данным опроса Фонда «Общественное мнение», побои при воспитании детей применяли лишь треть респондентов. В 2009, напомню, уже больше половины. За 10 последних лет, согласно сведениям Следственного комитета при прокуратуре РФ, общее число преступлений против несовершеннолетних возросло в 4 раза. А ведь за это время не произошло даже смены поколений. То есть фактически те же самые люди за 10 лет стали в четыре раза более жестокими.

Марина Гордеева, председатель правления Фонда поддержки детей, с этим выводом не согласна. Она считает, что драматизировать не стоит: «Вряд ли эти цифры означают, что в нашем обществе прогрессирует жестокость. Просто мы стали уделять проблеме обращения с детьми более пристальное внимание, стали больше замечать, фиксировать, вести статистику». Впрочем, Марина Владимировна и сама признала, что немного лукавит, и дело не только в отчётности.

Зависимость между уровнем благосостоянии семьи и её отношением к физическим наказаниям известна давно. Опрос Института социологии РАН ещё раз это подтвердил: в обеспеченных семьях 43 процента респондентов полагают, что физические наказания вредны, – среди бедных так думают лишь 27 процентов участников опроса. Считают насилие полезным: 22 процента обеспеченных родителей и 34 процента бедных. А поскольку доля бедных семей у нас в стране неуклонно увеличивается – вот вам и рост «жестокой» статистики.

Другой вопрос: почему бедные люди чаще считают насилие приемлемым? Возможно, объяснение кроется в различиях в условиях существования. Богатые, как известно, тоже плачут, но бедные всё же плачут чаще. Другими словами, жизнь людей из малообеспеченных слоёв сопряжена с большим количеством ограничений, огорчений, а нередко и унижений. Все эти негативные эмоции требуют выхода, а другой разрядки, кроме как сорваться на близких, люди, как правило, просто не знают. Да и дети из малообеспеченных семей, в большинстве, помимо школы и двора ничего не видят, нигде дополнительно не учатся – поэтому чаще оказываются рядом, попадая под горячую руку родителей.

Но главное, на мой взгляд, всё же не в этом. Увы, в нашей стране уровень обеспеченности семьи всё больше становится определяющим и в отношении её образованности и интеллигентности. Уже сегодня среди малообеспеченных весьма много тех, кто проявляют низкую познавательную активность, отличаются грубым воспитанием, имеют невысокую психологическую грамотность и не очень-то стремятся к развитию и совершенствованию. Эти люди не представляют последствий, которые имеют для психики ребёнка физические наказания. Они не отдают себе отчёта в своих поступках, не осознают истоков своей агрессивности, не говоря уже о том, чтобы попытаться от неё освободиться. Но даже если бы кто-то из них захотел во всём разобраться, вряд ли их доходы позволили бы им сделать это, ведь одной консультацией здесь не обойтись.

Уроки истории

Последствия жестокого воспитания не просто чудовищны – они фатальны. Причём, не только для отдельной личности, но и для нации в целом. К такому выводу ещё в середине прошлого века пришла известный швейцарский психоаналитик Элис Миллер.

Мозг человека в момент рождения сформирован далеко не полностью, и его возможность развиваться зависит от того, что испытывает ребёнок в первые три года жизни. Тёплое, доброжелательное внимание родителей детям не просто желательно, оно жизненно необходимо.

Давно замечено, что животные, вскормленные искусственно, вырастают агрессивными и склонны убивать представителей своего вида. Известен и феномен госпитализма, когда грудные дети, изолированные (например, для лечения) в особо строгих условиях, плохо развиваются и даже умирают, причём не от болезни, а фактически от одиночества. Нейробиологические исследования подтверждают: при отсутствии непосредственного сенсорного контакта с родителями у младенца не активизируются те рецепторы, которые отвечают за развитие способности к сочувствию и состраданию. Такой ребёнок постоянно находится в ожидании угрозы со стороны окружающего мира и, как следствие, проявляет повышенную предрасположенность к агрессивному и криминальному поведению.

У детей же, которых не просто отвергают, но ещё и физически наказывают, нарушения в развитии куда более серьёзны. Особенно пагубно это отражается на малышах ясельного возраста, или довербальной стадии развития. То есть именно на тех, про кого «народная мудрость» гласит: «Пори дитё, пока оно поперёк лавки лежит». А в «Домострое» имеются наставления: «Любя сына своего, учащай ему раны… Пройдись по рёбрам его, пока он растёт… И не жалей, младенца бия».

Так вот у младенца при этом происходит поражение определённых отделов мозга, ведущее к эмоциональной и интеллектуальной недоразвитости. Повзрослев, такие люди не только всю жизнь искренне полагают, что телесные наказания полезны, но – и это самое страшное – начинают испытывать восхищение перед жестокостью, необъяснимую тягу к причинению боли, вспышки неконтролируемой ярости.

Наука давно изучила этот феномен и толкует его так: если ребёнок подвергается жестокому и унизительному обращению, а рядом нет никого, кто может ему хотя бы посочувствовать, то психике этого ребёнка, чтобы не разрушиться под воздействием боли и страха, остаётся только одно: отрицать своё страдание, вытеснять его. Однако информация об испытанном унижении имеет свойство сохраняться и накапливаться в мозге в бессознательной форме. Это бремя толкает человека к тому, чтобы воспроизводить ситуации, подобные прошлому. Однако на этот раз жертва берёт на себя активную роль – пытаясь избавиться от чувства беспомощности и страха. Освобождение происходит. Но только на очень короткое время. И через несколько часов, дней или недель неосознаваемая внутренняя агрессия вновь начинает требовать выхода. Вот откуда на самом деле проистекает обычная, «бытовая» родительская жестокость. И не одна она. Именно так появляются маньяки, садисты, диктаторы…

«У всех тиранов, биографии которых изучала, – пишет психоаналитик Эллис Миллер, – я обнаружила параноидные бредовые образования, связанные с особенностями их жизни в раннем детстве». Отец Адольфа Гитлера постоянно дразнил, унижал и мучил сына, а мать никогда не препятствовала этому. Мао Цзэдун в детстве подвергался регулярным отцовским поркам. Отец маленького Сосо Джугашвили, напиваясь, избивал сына и жену практически каждый день.

Животное, на которое напали, спасается бегством или вступает в схватку. Ребёнок, которого бьют собственные родители, не может ответить им тем же. Впрочем, в воспоминаниях Сталина есть эпизод, как в детстве он, защищаясь, метнул в отца нож. Но это исключение. Правило же гласит, что ребёнку, избиваемому родителями, не позволяется даже испытывать гнев по отношению к ним – ненавидеть собственных отца и мать во всех религиях и культурах всегда было строжайше запрещено. Ненависть может быть дозволена только по отношению к другим объектам. Но зато когда они обнаруживаются – дворовая кошка или одноклассник-мигрант, – тогда её уже не остановить.

Всё это, возможно, было бы ещё не так опасно, если бы оставалось трагедией одной отдельно взятой семьи или личности. Но паранойя лидеров находила отклик и в массах. Именно так, по мнению Эллис Миллер, появились сотни тысяч офицеров и рядовых нацисткой армии, палачи и надзирательницы в лагерях смерти, истязавшие и уничтожавшие людей с садистским наслаждением. Вовсе не пропаганда сделала их такими, а господствовавшая в Германии на рубеже XIX–XX веков – дикая и изуверская – воспитательная методика доктора Даниила Готлиба Моритца Шребера. Нацистская идеология просто дала им индульгенцию и «разрешила» делать то, к чему давно тянулась их рука. Русский «Домострой» по сравнению с трактатами Шребера – просто сказки венского леса. Но свои изгои всегда были и у русского народа. Кстати, весьма показательно, что «Домострой», как свод народных морально-этических и воспитательных норм, в своём окончательном виде был сформирован в середине XVI века, в эпоху царя Ивана Грозного – самый чудовищный по жестокости период русской истории.

Вообще в разное время и в разных странах «назначались» свои жертвы – меньшинства, на которые направлялась ненависть. Находились и самые разные рационализации – идеологии, оправдывавшие дискриминацию и геноцид. Но истинные мотивы всегда были и остаются одни – подавленные негативные эмоции детства.

Однако попробуйте пересказать это родителю-садисту – и вы сами станете объектом агрессии. В лучшем случае, ваш оппонент, считающий ремень основным инструментом воспитания, приведёт вам свой главный, «убийственный» по убедительности, аргумент: «Меня отец порол и сделал же из меня приличного человека!» И ведь, если разобраться, он не виноват в своих взглядах. Его действительно «сделали» таким родители. А тех – свои. Теперь он тиражирует собственную модель воспитания на очередном поколении, которое, повзрослев, продолжит это на следующем.

И всё же он виноват. Потому что взрослый человек в состоянии контролировать своё сознание и эмоции. Он уже не только может, но и должен понимать (или хотя бы стремиться понять) истоки и последствия своих поступков. А не повторять, бездумно и тупо, ошибки предшествующих поколений.

Президент – за Россию без порок

Как же разорвать этот порочный круг? Как остановить воспроизведение жестокости? Как сломать стереотипы и помочь осознанию? Разумеется, только путём просвещения. Путём поддержания постоянного внимания к этой теме и пропаганды иных, не карательных, воспитательных методов. А также путём распространения информации о телефонах доверия, создания служб психологической поддержки, куда может обратиться любой ребёнок или взрослый, столкнувшийся с насилием, а также те родители, кто чувствуют, что не справляются со своими внутренними проблемами, и хотели бы получить квалифицированную помощь.

К счастью, многое из сказанного – уже не просто благие пожелания. Так, в августе прошлого года Владимир Путин на заседании Совета при Президенте РФ по демографической политике поддержал идею проведения Общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми. Её организация была поручена Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Вскоре появилась программа «Защитим детей от насилия» и был объявлен конкурс проектов. По его итогам 9 региональных программ и 64 муниципальных проекта из 33 субъектов РФ были отобраны для получения софинансирования на их реализацию. Большинство этих программ и проектов направлены на развитие служб помощи семьям и детям, создание кризисных и реабилитационных центров, социальных гостиниц для матерей с детьми.

Возможно, не многие об этом знают (видимо, информационная поддержка кампании всё же недостаточна), но в 2010 году состоялось уже несколько крупных акций, пропагандирующих отказ от жестокого обращения с детьми. Это и благотворительный марафон «Детство без жестокости и слёз». И фестиваль плакатов «Воспитание без обид и унижений». И конкурс «Город без жестокости к детям». Последний, кстати, ещё идёт. В него включились уже 182 города, а итоги будут подведены 20 ноября, во Всемирный день ребёнка.

В мае открылся интернет-портал для ответственных родителей и тех, кто хотел бы ими стать, – www.ya-roditel.ru. Здесь каждый желающий, помимо прочей важной и полезной информации (например, телефона доверия или адреса ближайшего центра психологической помощи, причём независимо от региона проживания), может прямо на сайте получить консультацию квалифицированного психолога.

Сформировалось даже новое общественное движение – «Россия – без жестокости к детям». Любой, кто разделяет ценность диалоговых отношений с детьми и исключает нарушения прав ребёнка, может присоединиться к нему, зарегистрировавшись на указанном выше портале. Кстати, одним из первых это сделал Президент РФ Дмитрий Медведев.

1 сентября в России начал работать единый телефон доверия для детей, подростков и их родителей – 8-800-2000-122. Звонок на этот номер бесплатный. Трафик до конца 2011 года оплачивает Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Скоро начнётся информационная кампания, в ходе которой герои мультфильмов и комиксов объяснят детям и подросткам, для чего и в каких случаях они могут звонить по телефону доверия. Сейчас к единому номеру подключено более 20 регионов, но конца года он должен заработать во всех субъектах РФ.

Ну а самым зрелищным обещает стать финал акции «Ремень – не метод воспитания». В течение нескольких месяцев известные певцы, артисты, телеведущие прилюдно расставались со своими ремнями и со словами, призывающими россиян отказаться от порок, подзатыльников и оскорблений в адрес детей, складывали эти аксессуары в большой кованый сундук. 28 июля в центре «Орлёнок» в рамках всесоюзного детского форума «Дети против насилия» сей сундук был торжественно передан детям. Что же сделают с его содержимым? Специально выбранный дизайнер изготовит из него некий арт-объект, который в качестве приза достанется победителю конкурса «Город без жестокости к детям».

В России, в отличие, скажем, от Японии, детство традиционно никогда не уважалось. Ребёнок в общественной иерархии всегда был существом самым подчинённым, малозначительным и бесправным. Однако в последние годы что-то стало меняться. Появились детские омбудсмены, в обществе заговорили о ювенальной юстиции… Может, настало время и нам осознать слова выдающегося арабского философа XX века Джебрана Халиля Джебрана: «Твои дети – это на самом деле вовсе не твои дети. Они – сыновья и дочери жизни, стремящейся длиться. И хотя они пока что с тобой, они не принадлежат тебе. Ты можешь дать им свою любовь, но не свои мысли, потому что у них есть собственные мысли. Ты можешь приютить их тела, но тебе не удержать их души, потому что их души обитают в доме завтрашнего дня, куда ты не можешь последовать за ними даже в мечтах. Ты можешь стремиться быть похожим на них, но не пытайся добиться, чтобы они были похожи на тебя, потому что жизнь не идёт назад и жить во «вчера» невозможно. Ты – лук, из которого твои дети, как живые стрелы, посланы вперёд, в будущее. Так изогнись в руке Лучника для радости».