Идея необходимости создания «Большой двойки» («G-2») была впервые выдвинута К. Фредом Бергстеном (C. Fred Bergsten), главой Института международной экономики имени Петерсона (Peterson Institute for International Economic), который видел в подобном союзе прекрасный механизм стабилизации межгосударственных отношений и переориентации сторон на решение международных экономических проблем. Такие известные вашингтонские мыслители, как Генри Киссинджер и Збигнев Бжезинский, позже также предположили, что этот потенциальный блок мог бы заниматься и решением стратегических проблем.

   С течением времени данная концепция стала крайне популярной среди государственных служащих из правительства и Министерства иностранных дел США, многие из которых надеялись на то, что США и КНР, объединившись, смогут положить конец мировому финансовому кризису и спасти мир от глобального потепления. Некой логической кульминации эта приятная мысль достигла во время визита американского Госсекретаря в Пекин в начале 2009 года, когда Хилари Клинтон заметила, что «сейчас нам выпадает беспрецедентный шанс для сближения».

   Но надежды оказались тщетными. За первый год правления Барака Обамы американскому истеблишменту стало до боли очевидно, что интересы, ценности и возможности США и КНР, скорее взаимоисключающие, чем комплементарные, в реальности лишь усложняют процесс установления мирных отношений между странами. Традиционное нежелание Китая идти на какие-либо уступки и, в частности, его активные попытки (совместно с Индией, Бразилией и ЮАР) дискредитировать Копенгагенское соглашение стали недвусмысленным намеком властям США, а январская сделка о продаже американского оружия Тайваню и  февральская встреча Далай-ламы и Обамы фактически вернула к классической неприязни сторонами друг друга.

   И хотя сейчас мы более реалистичны в нашей оценке перспектив создания американо-китайского союза, все еще не уверены в том, каков будет конечный результат их сближения? И ежегодный Диалог по стратегическим и экономическим вопросам (далее – ДСЭВ), вопреки присутствию на нем Клинтон и министра финансов СЩА, Тима Гейтнера (Tim Geithner), со стороны США и заместителя Председателя КНР, Вана Цишаня (Wang Qishan), Государственного советника, Дая Бингуо (Dai Bingguo), со стороны Китая, скорее всего, лишь укрупнит существующие дилеммы, но не разрешит их.

    Во время подготовки к конференции официальные лица США особое внимание уделили составлению повестки дня, и сторонам есть что обсудить. В частности, экономисты предложили заострить внимание на крайне широком спектре проблем: торговые и инвестиционные барьеры, устойчивое развитие, финансовое реформирование, усиление международных финансовых и экономических институтов... По сути, именно на таких крупных собраниях представители США и должны получать от КНР более-менее конкретные обещания в отношении проблем обоюдного значения, решение которых, в противном случае, постепенно нивелируется внутри бюрократической машины Пекина.

   Обескураживающий опыт подобных совещаний доказывает, что мы могли бы потратить свое время с гораздо большей пользой в каком-нибудь другом месте. Прежде подобные «диалоги» приводили лишь к незначительным успехам. Конечно, на прошлом ДСЭВ был сделан определенный прогресс по таким важным направлениям, как экологическое сотрудничество, выработка единых стандартов для производства электромобилей и развитие «умных» электрических сетей. И все же факт настолько мелочного сотрудничества никак не может исключать необходимость разрешения ключевых проблем в сферах энергетики и экологии, переговоры по которым ведутся уже не одно десятилетие. Разве обсуждение подобных крайне узких вопросов требует присутствия большей части кабинета министров США?

    Давайте будем реалистами: основного успеха в сотрудничестве с Китаем США достигли за пределами совещаний ДСЭВ. Возьмем для примера Копенгагенскую конференцию, на который КНР кардинально пересмотрел свою изначальную позицию, согласившись принять квоты по снижению объемов выбросов в атмосферу ядовитых газов. Но это было скорее реакцией на очевидную обеспокоенность развивающихся стран и мирового сообщества в связи с проблемой климатических изменений, а не стремлением умиротворить США. Подобным образом можно объяснить и недавнее решение Китая поддержать санкции против Ирана.

    Известный консультант из фирмы «Kissinger Associate», Джошуа Купер Рамо (Joshua Cooper Ramo), предположил, что в сложившихся обстоятельствах следует просто отказаться от ДСЭВ, заменив его более скромными конференциями по относительно мелким вопросам. Это позволило бы освободить большое количество людей от выполнения бессмысленной работы и дало Вашингтону возможность прекратить бесконечные «разборы полетов» после подобных безуспешных встреч. С другой стороны, это также означало бы потерю институционального оформления отношений КНР и США, которое может сыграть принципиальное значение, например, в кризисные периоды.

    Поэтому следует концентрироваться на сохранении ДСЭВ. Тем не менее, на подобных конференциях имеет смысл уделять внимание лишь наиболее общим вопросам выработки совместной стратегии. Частные проблемы могут решаться существующими структурами: например, проблемы противодействия климатическим изменениям и экономии энергетических ресурсов должны быть исключительной прерогативой Министерства энергетики США, Управления по охране окружающей среды США и Национального валютного фонда США.

    В самом деле, именно небольшие собрания наилучшим образом отражают нынешнее состояние американо-китайских отношений. Более того, они помогут сформировать определенный фундамент для потенциального сближения сторон в будущем. Хотя поддержание хороших двусторонних отношений продолжает оставаться приоритетным направлением американской внешней политики в отношении Китая; реализация этой цели возможна только в том случае, если обе стороны будут настроены на конструктивный диалог.

    Следует отметить один интересный момент: не только США испытывают трудности в поддержании дружеских отношений с КНР. Для ЕС и Японии, к примеру, попытки установления диалога с Китаем в таких ключевых сферах, как торговля, экология и киберпространство, также обычно оборачиваются сплошным разочарованием (не говоря уже о конфликтах, связанных с личностью Далай-ламы).

    Подведем итог: США следует тратить свое время и терпение на установление дружеских отношений с остальным миром, а не с Китаем. И не стоит оплакивать трагическую гибель идеи «Большой двойки»: она лишь знаменует начало нашего осознания того, что путь к сердцу Китая лежит через сближение со всем мировым сообществом.

Перевод с английского Кирилла Батыгина.