Речь пойдет об объекте государственного значения (и назначения), расположенном в южном пригороде норвежской столицы. Это и в самом деле спецобъект, встроенный в крутой горный склон. Над поверхностью только два этажа, а еще четыре – под землей, запрятанные в скальный грунт.

    Хранящиеся в Национальном (государственном) архиве материалы дают представление о том, что сегодня Страна фиордов лидирует в мире по качества жизни. Это прямое следствие индустриализации, а точнее – эффективной добычи и экспорта энергоносителей и рациональной налоговой системы. Уже в конце ХХ века Норвегия стала одним из крупнейших в мире экспортеров нефти и газа. По их экспорту она занимает третье место в мире после России и Саудовской Аравии. Часть получаемых при этом немалых доходы идет на решение социальных проблем, но основная сумма – в специальный государственный фонд будущих поколений.

    «У нас социально ориентированное государство» – так говорят о нем и власти, и простые норвежцы. Результаты такого курса налицо. Средняя продолжительность жизни – 81 год для женщин и 76 лет для мужчин (по этому показателю со страной может конкурировать только Япония). Пенсионный возраст – с 65 – 70 лет. Средняя зарплата  – 35 тыс. долл. США в год. Что касается налогов, то они, в отличие от России, зависят от зарплаты. У тех, у кого она высокая, высоки и налоги, но не более 58 процентов от заработка. А вообще она составляет две трети от самой высокой зарплаты в прошлом. Так что у большинства пенсия намного выше минимальной. Ее получают все, в том числе домохозяйки. А выходят пенсию в 67 лет. С пенсий, кстати, налоги тоже взимаются.

    Начальное и среднее образование бесплатно, студенты вузов получают госстипендию и могут взять дополнительно кредит под очень низкие проценты. Для роста рождаемости государство выплачивает норвежским семьям пособие на каждого ребенка до 18 лет в сумме 150 долларов в месяц. Недавно введено еще одно новое пособие – на детей до трех лет. Медицина преимущественно бесплатная: визит к врачу частично оплачивается, а за лечение в больнице денег не требуется.

    Все эти черты государственного устройства, исторические перипетии и нынешние социально-экономические особенности отражены в документах Национального архива и в восьми региональных архивах, расположенных крупных городах. Они составляют единую систему национальных архивов (Riksarkivet). В нее помимо архивов также входят Национальная Библиотека, Норвежский Институт изучения культурного наследия (NIKU), Норвежский Институт кино и электронная система библиотечных каталогов (Bibsys).

    Обо всем этом нам в деталях рассказал заместитель директора Национального архива Вильгельм Ланге (Vilhelm Lange) в беседе, продолжавшейся почти два часа. Документы на архивных полках и в электронных файлах живущие своей особой жизнью. Но если у нас, чтобы поработать с первоисточниками, нужно завизировать письмо за подписью своего начальника, а потом его рассмотрит начальство архивное, то здесь вход для обычных граждан, в том числе и иностранных, – свободный.

    Сегодня в фондах системы национальных архивов (Riksarkivet) – 105 километров (такая вот необычная единица измерения) документов. Причем ежегодно фонды прирастают примерно на 4 километра. Они отражают многовековую деятельность правительственных, государственных, коммерческих, религиозных учреждений, а также политических партий и движений, Причем самый старый документ, по словам господина Ланге, датируется 1189 годом.

    Местные архивы – это не только административные, но и научные центры, где ведется большая научно-исследовательская работа. Ведь госархив – своего рода информационный мост из прошлого и настоящего в будущее. А дело архивистов – из огромного объема документов отобрать нужные для хранения и пользования экземпляры,

    Особенностью госархива является то, что он охотно принимает в свои фонды материалы и документы из частных собраний. Такие документы особенно привлекают, например, американцев скандинавского происхождения, которые специально приезжают сюда, чтобы отыскать свои родовые корни. Для них распечатан специальный справочный материал «Как отыскать ваших предков». Люди все больше интересуются своей идентификацией, а значит и социальными, семейными корнями. А это так важно не только для семейных, но и для государственных устоев, стабильности в обществе. Правда, как пояснил нам господин Ланге, все-таки есть ограничения на выдачу материалов из государственных и частных разделов хранения. Не подлежат выдаче, скажем, дела участников Движения Сопротивления и коллаборационистов времен Второй мировой войны – во избежание возможных конфликтов между их потомками.

    Однако документы от частных лиц принимаются при одном важном условии: чтобы новые поступления от простых (и не только простых) граждан представляли общественный, культурный или научный интерес. Таковыми были признаны некоторые материалы журнала «Национальная безопасность» медиапортала «Хранитель», не в последнюю очередь о проблемах европейской, пограничной и всеобщей безопасности, истории Второй мировой войны, а также о выдающихся политиках, государственных деятелях и мастерах культуры и литературы (в том числе скандинавских). Некоторые распечатки «Хранителя» известный общественный деятель и народный дипломат Бернт Линдеклейв получил от своих друзей из России и попросил перевести некоторые публикации на норвежский. Прочитать их могли и в соседней Швеции: оба языка очень близки между собой – примерно как русский и украинский.

    Но на этом дело не закончилось. Узнав о миссии в Национальном архиве, нас пригласил на беседу в задание стортинга (парламента) известный в стране парламентский деятель, председатель комитета по финансам Рольф Терье Клугланд (Rolf Terje Klungland). В неформальной обстановке состоялась беседа о сотрудничестве наших стран в различных областях. Мы коснулись и такой злободневный темы, как борьба с коррупцией. В скандинавских странах коррупции практически нет, однако, как мне признался кое-кто из местных знакомых, подчас действует известный принцип «Ты – мне, я – тебе». Ну а у нас…Господину Клунгланду по душе, что в российских СМИ, в том числе в «Хранителе», регулярно освещается тема борьбы с коррупцией. Он выразил удовлетворение и самим фактом беседы с обозревателем российского медиапортала в стенах парламента.

Владимир Рощупкин.