Руководитель Центра по изучению проблем народонаселения МГУ имени Ломоносова Валерий Елизаров прогнозирует, что с 2012 года Россию «неизбежно ждет поворот», после которого число рождений начнет неизбежно снижаться. «И никакие самые лучшие меры демографической политики не смогут этот процесс остановить», – сделал он неутешительный прогноз.

   По мнению Елизарова, эта деструктивная тенденция вытекает из советского прошлого. «Благодаря большому поколению женщин, родившихся в середине 80-х годов прошлого столетия, мы имели часть этого прироста. Когда поколение 90-х годов будет становиться родителями, мы увидим сокращение числа рождений», – полагает эксперт.

   К тому же, по его словам, в России ожидается увеличение доли пожилых людей. А как известно, в этой возрастной категории коэффициент смертности выше, чем у молодого поколения и людей среднего возраста. «Следовательно, благие пожелания, выраженные в Концепции демографической политики России: стабилизировать рост численности населения к 2025 году – это, скорее, демографическая мечта», – сказал он.

   Экспертное сообщество едино лишь в том, что компенсировать естественную убыль населения в России можно только внешней миграцией. Так, начальник управления статистики населения и здравоохранения Росстата России И. А. Збарская отметила, что миграция превышает потери населения, связанные с превышением смертности над рождаемостью в РФ, примерно на 10%. Без миграции представить себе будущий прирост численности населения невозможно, считает и В. В. Елизаров.

   «Учитывая, что по концепции ожидается прирост населения на 3 миллиона человек с 2015 до 2025 года, это означает, что весь прирост прогнозировался только за счет миграционного пополнения, а численность родившихся и умерших будет примерно балансировать на одном уровне, и равенство будет очень трудно удержать» –подчеркивает эксперт. В концепции предполагалось, что до 2015 года миграционный прирост будет составлять до 250 тысяч человек и около 300 тысяч в последующий период.

   К сожалению, программа по оказанию содействия переселению соотечественников, принятая в нашей стране в 2006 году, не приносит желанных результатов. Этнические русские из ближнего и дальнего зарубежья не торопятся возвращаться на Родину. Число соотечественников, переселившихся в Россию из-за рубежа, оказалось в разы меньше, чем прогнозировалось, сообщил замдиректора департамента информации и печати МИД РФ Алексей Сазонов. Одна из главных причин, удерживающих наших соотечественников на чужбине, – считает сотрудник внешнеполитического ведомства РФ, – слабая привлекательность региональных программ переселения, а также проблемы с жильем и устройством на работу.

   Тем не менее, анализ реализации программы свидетельствует о ее востребованности, заявил заместитель директора департамента по работе с соотечественниками за рубежом МИД России Владимир Стариков. По его данным, в Россию уже переселились более 17 тысяч соотечественников, еще порядка 5 тысяч являются участниками программы и в ближайшее время планируют переехать, а общее число тех, кто проявил интерес к программе, приближается к 100 тысячам.

   Значительный миграционный потенциал сохраняется в Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Таджикистане, Украине и Молдавии. Интерес также проявляется в Азербайджане, Грузии, Германии, Бразилии и Уругвае, где традиционно проживают русские старообрядцы.

   Программа содействия переселению соотечественникам не может стать «панацеей от демографических бед». «Надеяться на то, что большая часть прироста будет обеспечена этой программой, не приходится, – полагает В.Елизаров.

   Многочисленные «русские», проживающие, к примеру, на Украине, вряд ли захотят переезжать в РФ, потому что считают родиной именно Украину, отметил директор Института демографии ГУ-ВШЭ Анатолий Вишневский. «Думать, что эти миллионы людей тронутся из Донбасса, Харькова и Одессы и поедут в Россию, нет никаких оснований. Мобильный ресурс от соотечественников, которые могут вернуться, очень мал».

   По словам Вишневского, из ближнего зарубежья можно рассчитывать на переезд в Россию лишь тысячи или десятков тысяч соотечественников, которые будут готовы расстаться с обжитым местом и вернуться на историческую родину.

   Подобная ситуация для российского общества может означать лишь то, что репатриационный этап эмиграции закончился и наступает другой. «Придется принимать мигрантов других, более далеких по культуре, языку и религии, чем было до сих пор. Страна должна, так или иначе, готовиться к этой ситуации», – сказал он. Поэтому, по его словам, российское общество должно повернуть систему образования лицом к мигрантам, чтобы вновь прибывшие иностранцы могли безболезненно адаптироваться к российским условиям.«Например, приехал человек из Таджикистана или из Африки в Россию. Есть два варианта: или он остается таким, каким был, и не вписывается в российское общество, и тогда мы имеем конфликты, или наше общество выстраивает новую линию поведения».

Екатерина Никифорова.