Последние украинские президентские выборы не знаменуют собой конец так называемой «оранжевой революции». По крайней мере, пока еще рано рисовать подобные печальные сценарии. Поразительно, насколько ситуация в Украине изменилась за последние несколько лет. В 2004 году В.Янукович, коммунист с крайне сомнительным прошлым, выдвинул свою кандидатуру на пост президента Украины при прямой поддержке правительства России. Его попытки фальсифицировать результаты выборов привели к многочисленным уличным митингам, которые, в конечном счете, вынудили его отступить от задуманного и отдать пальму первенства своему главному сопернику и реальному победителю на выборах 2004 года, Виктору Ющенко. Это были первые демократические выборы Украины в постсоветский период.

   Прошло шесть лет и Украину уже не узнать. К 2010 году Ющенко полностью потерял свой ореол либерального реформатора: Украина ощутила на себе всю тяжесть финансового кризиса (курс гривны упал в два раза), а многие важные реформы так и не были реализованы. Украинское правительство не провело приватизацию земли и не исключило из государственного бюджета традиционных советские субсидии. По мере ухудшения ситуации политические деятели стали открыто соперничать друг с другом за власть, что сделало реформирование практически невозможным.

   Единственное, что не смогли стереть прошедшие годы политического и экономического хаоса, – это собственно демократический процесс. В самом деле, никто не был уверен точно в том, что на президентских выборах выиграет В.Янукович, а не Ю.Тимошенко. Поразительным контрастом в данном случае служит Россия, граждане которой задаются лишь одним вопросом: зачем регулярно проводить выборы, если их результаты известны заранее? На этом фоне политическая жизнь Украины выглядит поистине интересной и непредсказуемой, поэтому неудивительно, что многие известные российские репортеры обосновались в Киеве.

   Один человек из числа этих журналистов, пожелавший остаться неизвестным, отметил в интервью «New York Times», что «политическая жизнь России и Украины также различны, как кладбище и сумасшедший дом». Среди наиболее известных «пациентов» этого сумасшедшего дома – Янукович. В период с 2004 по 2010 год он дважды выдвигал свою кандидатуру в Верховную Раду и неизменно выигрывал. Это вполне сознательный выбор украинского народа, в очередной раз избравшего Януковича: когда «оранжевые» коалиции не смогли осуществить обещанные реформы, народ Украины воспользовался своим правом выбора и лишил их мест в органах управления. Впрочем, это произошло бы в любой демократической стране: единственным очевидным преимуществом демократии перед другими политическими режимами остается возможность для народа изгнать неугодных ему политиков или чиновников.

   Теперь главный вопрос заключается в том, прислушается ли Янукович к голосу избравших его граждан и постарается ли он сохранить демократичность выборов. Если по окончании срока правления он сразу же оставит свой пост, то дело «оранжевых революционеров» не погибло. Но если он предпочтет фальсифицировать результаты выборов, запугать оппозицию и перестрелять наиболее известных журналистов, чтобы выгадать себе еще несколько лет у власти, тогда мы сможем с полной уверенностью заявить о начале «оранжевой контрреволюции». Решение Януковича о возможности для Украины вступить в НАТО (сомнительно) или в Европейский Союз (вполне возможно) не имеет реально какого-либо особого значения. Главное – чтобы украинцы смогли избрать другого президента, если они усомнятся в правильности политической линии Януковича.

   Самой собой, решения, которые будет принимать Янукович или любой другой политический деятель, будут иметь определенное значение для Украины. Украинцы, как и любой народ, живущий в демократическом государстве, будут избирать лидеров исключительно на основании практических соображений: смогут ли их избранники эффективно управлять страной? В ближайшее время украинскому правительству стоит забыть о геополитике и обратить особое внимание на геоэкономику: Украине нужно усилить сотрудничество с Международным валютным фондом, заключить выгодную газовую сделку с Россией, выработать совместно с ЕС визовые и торговые соглашения. Но для реализации этих целей Украине нужны практичные, образованные политики, а не идеологи. Остается лишь надеяться, что Янукович относится к первой группе, а не ко второй.

   Вопрос – станет ли Украина «восточной» или «западной» страной – до сих пор открыт, впрочем, как и многие другие проблемы: будет ли политическая система Украины напоминать в большей степени свой европейский или российский аналог? Вступит ли Украина в основные европейские и международные институты? Даже несмотря на то, что украинцы избрали президента, имеющего склонность к восточному стилю управления, названные вопросы не теряют своего значения. Другое дело, что пока они отходят на второй план.

Анна Эплбаум,«Washington Post»

Перевод с английского Кирилла Батыгина.

За Нашу и Вашу Победу! Виктор Янукович Yanukovych (видео, выборы 2010)